Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА (1 КЛАСС)



2019-05-23 407 Обсуждений (0)
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА (1 КЛАСС) 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальные занятия

Работа над произношением на индивидуальных занятиях начинается с обследования всех учащихся. Выявляются осо­бенности:

— строения и подвижности артикуляционного аппарата;

— произношения и различения звуков;

— произношения слов различной слоговой структуры и предложений;

— внятности, темпа и плавности речи;

— чтения и письма;

— словаря, грамматического строя речи.

В течение всего учебного года ведется работа, направлен­ная на:

— преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся;

— развитие движений артикуляционного аппарата, не­обходимых для правильного и четкого произношения звуков;

— коррекцию недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся и школьников с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппа­рата (в соответствии с индивидуальными планами обу­чения);

 преодоление индивидуальных затруднений в овладе­нии произношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением двух-трех согласных, трех-четырех сложных различного слогового состава и т.п.) и предложений;

— преодоление индивидуальных затруднений в анали­зе и синтезе звукового состава речи, устранение дисграфии и дислексии;

— преодоление индивидуальных затруднений в овладе­нии словарем и грамматическим строем языка.

Фронтальные занятия

На проведение фронтальных занятий по произношению от­водится 68 часов. В программе выделены два основных направ­ления работы над произношением, которые реализуются парал­лельно.

1. Формирование навыков произношения звуков и разви­тие фонематического восприятия.

Правильное произношение и различение следующих звуков:

— гласных А, У, О, Ы, И, Э;

— твердых согласных, не требующих коррекции: М, П, В, К, Н, Ф, Т, X;

— дифференциация звуков K-X;

— мягких согласных М', П', В', К', Н', Ф', Т* в сочета­нии с гласным И;

— дифференциация изученных твердых и мягких со­гласных в сочетаниях типа пыли.

 

Правильное произношение и различение звуков: С - С', Б - Б',

Д-Д' З-З' Г-Г' Л-Л' Р-Р'

Дифференциация звуков С-Ш; 3-Ж; P-JI; звонких и глу­хих согласных.

Правильное произношение звука J. Звук J в конце слога, слова; в середине слова после гласного; в начале слова перед гласными А, У, Э, О. Дифференциация звуков J-И, J—Л'. Звук J после Ь и Ъ.

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди) и в конце слова (ат-атъ).

Звук Ц. Дифференциация звуков Ц-С; Ц—Г; Ц-С; Ц-Т.

Звук Щ. Дифференциация звуков Щ-С; Щ-Ш.

Звук Ч. Дифференциация звуков Ч-Т; Ч-С; Ч-Ц; Ч-Щ; Ч-Т'.

Повторение.

 2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов:

 

— произнесение ряда гласных звуков типа УИУ, УИУА, УАИУ и т.п.;

— произнесение различных сочетаний из прямых, обрат­ных, закрытых слогов и слогов со стечениями согласных;

— произнесение сочетаний из слогов разного типа с оп­позиционными звуками;

— произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов, без чередования звуков и с чере­дованием гласных и согласных звуков;

— правильное произнесение сочетаний со звуком J;

— повторение в данной последовательности воспринято­го на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

Формирование навыков произношения слов и предложений:

— двухсложных и трехсложных слов; отдельных четырех­ сложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон,  волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло);

четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова; правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд);

— правильное произнесение слов с оппозиционными зву­ками;

—  правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах: составление схемы слова с вы­делением ударного слога;

—  составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой слож­ности;

—  заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма;

—  запоминание и повторение в данной последовательно­сти 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ «ПРОИЗНОШЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

 

№ урока

Тема урока

Число часов  
Урок 1

Гласные А, У, О

1  
Урок 2

Гласные Ы, И, Э

1  
УрокЗ

Согласный М

1  
Урок 4

Согласный П

1  
Урок 5

Согласный В

1  
Урок 6

Согласный К

1  
Урок 7

Согласный Н

1  
Урок 8

Согласный Ф

1  
Урок 9

Согласный Т

1  
Урок 10

Согласный X

1  
Урок 11

Дифференциация К-Х

1  
Урок 12

Мягкие согласные в сочетании с И (МИ, ПИ, ВИ, КИ, НИ, ФИ, ТИ, ХИ)

1  
Уроки 13-16

Дифференциация твердых и мяг­ких согласных в сочетаниях с Ы-И

4  
Урок 17

Согласный С

1  
Урок 18

Согласный С

1  
Урок 19

Правильное произношение и различение звуков С—С'

1  
Урок 20

Правильное произношение и различение звуков Б-Б'

1  
Урок 21

Правильное произношение и различение звуков Д-Д'

1  
Урок 22

Правильное произношение и различение звуков 3-3'

1  
Урок 23

Правильное произношение и различение звуков Г-Г'

1  
Урок 24

ЗвукШ

1  
Урок 25

Правильное произношение и различение звуков Л-Л'

1  
Урок 26

Звук Ж

1  
Урок 27

Правильное произношение и различение звуков Р-Р'

1  
Урок 28

Дифференциация звуков С-Ш

1  
Урок 29

Дифференциация звуков 3-Ж

1  
Урок 30

Дифференциация звуков Р-Л

1  
Урок 31

Дифференциация звуков В-Ф

1  
Урок 32

Дифференциация звуков Б-П

1  
Урок 33

Дифференциация звуков Д-Т

1  
Урок 34

Дифференциация звуков Г-К

1  
Урок 35

Дифференциация звуков 3-С

1  
Урок 36

Дифференциация звуков Ж-Ш

1  
Уроки 37-46

Звук J — в конце слога, слова; — в середине слова после гласного; — в начале слова перед гласными: А дА=Я), У (jy=fO), Э (J3=E), О (JOE); — дифференциация звуков J-И, J-Л'; — после разделительного мягкого знака (Ь); — после разделительного твердого знака (Ъ)

10  
Уроки 47-53

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (СЫ-СИ) и мягким знаком (С—СЬ; АС-АС)

6  
Урок 54

Звук Ц

1  
Урок 55

Дифференциация звуков Ц-С

1  
Урок 56

Дифференциация звуков Ц-Т'

1  
Урок 57

Дифференциация звуков Ц-С

1  
Урок 58

Дифференциация звуков Ц—Т

1  
Урок 59

Звук Щ

1  
Урок 60

Дифференциация звуков Щ-С

1  
Урок 61

Дифференциация звуков Щ-Ш

1  
Урок 62

Звук Ч

1  
Урок 63

Дифференциация звуков Ч-Т; Ч-С

1  
Урок 64

Дифференциация звуков Ч-Ц

1  
Урок 65

Дифференциация звуков Ч-Т1; Ч-Щ

1  
Уроки 66-68

Повторение

3  

Итого :

68

         

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АЛЬБОМ

Альбом «Мирзвуков» является частью учебного комплекта по произношению для учащихся 1 -го класса специальных (кор-рекционных) общеобразовательных школ V вида. Основное пред­назначение — предоставить учащимся и учителю разнообраз­ный дополнительный вариативный материал для усвоения со­держания учебника.

Необходимость иметь такое пособие обусловлена тем, что большая часть учащихся с тяжелыми нарушениями речи при зачислении в специальную (коррекционную) общеобразователь­ную школу, помимо выраженных нарушений произноситель­ной стороны речи, не умеют читать или страдают дислексией. В связи с этим опору на чтение и использование письменных тек­стов в качестве одного из средств уточнения и автоматизации правильного произношения можно применять в очень ограни­ченных пределах.

Наглядный материал в альбоме расположен в соответствии с основными ступенями усвоения звуковой стороны речи:

— звук;

— слог;

— слово;

— словосочетание;

— предложение;

— текст.

Альбом состоит из 2 разделов.

Раздел 1 включает наглядный материал, необходимый для разнообразных упражнений по отраженному проговариванию слов с переходом на самостоятельное произнесение и форми­рованию фонематического восприятия звуков в специально организованном, облегченном фонетическом контексте. Фоне­тические особенности речевого материала соответствуют по­следовательности их усвоения и коррекции.

Представлено более 750 предметных картинок, названия которых содержат звуки в различных позициях. При подборе картинок исключена возможность произнесения звуков и букв, еще не пройденных на уроках произношения. Предусмотрено постепенное усложнение звуко-слоговой структуры.

Целесообразно использовать набор предметных картинок для автоматизации звуков в разных фонетических позициях, для их дифференциации в разного вида занимательных уп ражнениях, играх, лото и др. Систематическое их применение значительно увеличивает объем речевой практики учащихся и предоставляет учителю более широкие возможности для инди­видуального подхода к детям с разной степенью фонетико-фо-нематического недоразвития.

В этом же разделе предусмотрен постепенный переход к са­мостоятельному составлению микротекстов с опорой на сюжет­ную картинку или несложные серии таких картинок.

Наглядная организация текста облегчает процесс автома­тизации звуков в связном высказывании. При этом учитель об­ращает внимание не только на правильность произношения, но и на все звуковое оформление текста: плавность, силу голоса, темп речи, интонацию.

Раздел 2 предназначен для автоматизации усвоенных навы­ ков правильного произнесения и опознавания изученных на уро­ках произношения звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах с опорой на наглядный материал. Основная задача — прак­тическое усвоение звукового строя языка, автоматизация произно­сительных навыков путем усвоения произношения звуков и их различных сочетаний в потоке речи (включая так называемые «кон­фликтные», т.е. провоцирующие смешения и замены близких по акустико-артикуляционным признакам звуков).

Сюжетные картинки используют для описания изображен­ных на них предметов или животных, их качеств, свойств, дей­ствий, образа жизни. Это дает возможность ввести в активную речь наиболее частотную лексику, использовать ее в конкрет­ных ситуациях общения по телефону, в общественных местах.

Серии сюжетных картинок позволяют составлять рассказы-описания изображенной на картинке ситуации в динамике, не выходящей за пределы содержания картинки.

При подборе лексического материала есть особые ограниче­ния, обусловленные в первую очередь спецификой формирова­ния фонетической стороны речи. Основное внимание уделяет­ся доступности воспроизведения фонетического «каркаса» сло­ва. Тем не менее при выборе тематики картинок учитываются структурно-семантические отношения, их соотнесенность с различными частями речи, коммуникативная целесообразность введения того или иного слова в активный словарь. Решается также задача уточнения произношения знакомых слов, груп­пируемых по тематическому принципу, обогащения словаря в пределах общеупотребительной лексики (обобщающие поня­тия, противопоставления, сравнения и др.).

Следует учитывать, что формирование лексико-грамматического строя речи осуществляется на уроках развития речи специфическими методами. Однако существует тесная связь между усвоением «фонетической оболочки» слова (Ю.С. Сте­панов) и его смысла. Известно, что активное произнесение и сознательное употребление в специально организованных ус­ловиях стимулирует припоминание и выбор нужного слова. При многократном и четком произнесении (интонационном вы­делении слова, несколько усиленном его артикулировании, по­вторном проговаривании слов и словосочетаний) в памяти со­храняется звуковой эталон слова, закрепляются соответствую­щие кинестетические ощущения.

Такое повторение не должно быть механическим. Поэтому в Альбоме дан различный материал для игровых упражнений и учебных диалогов, позволяющий использовать фронтальные и индивидуальные формы работы.

Ниже представлено описание иллюстративного материала для проведения фонетических упражнений различного хара­ктера — от слухо-зрительной имитации на начальном этапе фор­мирования произношения до реподуктивно-продуктивных и продуктивных в конце первого года обучения.

Пособие предоставляет учителю возможность делать необ­ходимые перестановки в последовательности иллюстративного материала в соответствии с динамикой усвоения фонетической системы отдельными учащимися. В частности, Альбом удобно использовать на индивидуальных логопедических занятиях, предусмотренных учебным планом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

 



2019-05-23 407 Обсуждений (0)
ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА (1 КЛАСС) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА (1 КЛАСС)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)