ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА (1 КЛАСС)
Индивидуальные занятия Работа над произношением на индивидуальных занятиях начинается с обследования всех учащихся. Выявляются особенности: — строения и подвижности артикуляционного аппарата; — произношения и различения звуков; — произношения слов различной слоговой структуры и предложений; — внятности, темпа и плавности речи; — чтения и письма; — словаря, грамматического строя речи. В течение всего учебного года ведется работа, направленная на: — преодоление индивидуальных речевых нарушений учащихся; — развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков; — коррекцию недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся и школьников с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (в соответствии с индивидуальными планами обучения); преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением двух-трех согласных, трех-четырех сложных различного слогового состава и т.п.) и предложений; — преодоление индивидуальных затруднений в анализе и синтезе звукового состава речи, устранение дисграфии и дислексии; — преодоление индивидуальных затруднений в овладении словарем и грамматическим строем языка. Фронтальные занятия На проведение фронтальных занятий по произношению отводится 68 часов. В программе выделены два основных направления работы над произношением, которые реализуются параллельно. 1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. Правильное произношение и различение следующих звуков: — гласных А, У, О, Ы, И, Э; — твердых согласных, не требующих коррекции: М, П, В, К, Н, Ф, Т, X; — дифференциация звуков K-X; — мягких согласных М', П', В', К', Н', Ф', Т* в сочетании с гласным И; — дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях типа пыли.
Правильное произношение и различение звуков: С - С', Б - Б', Д-Д' З-З' Г-Г' Л-Л' Р-Р' Дифференциация звуков С-Ш; 3-Ж; P-JI; звонких и глухих согласных. Правильное произношение звука J. Звук J в конце слога, слова; в середине слова после гласного; в начале слова перед гласными А, У, Э, О. Дифференциация звуков J-И, J—Л'. Звук J после Ь и Ъ. Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди) и в конце слова (ат-атъ). Звук Ц. Дифференциация звуков Ц-С; Ц—Г; Ц-С; Ц-Т. Звук Щ. Дифференциация звуков Щ-С; Щ-Ш. Звук Ч. Дифференциация звуков Ч-Т; Ч-С; Ч-Ц; Ч-Щ; Ч-Т'. Повторение. 2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов:
— произнесение ряда гласных звуков типа УИУ, УИУА, УАИУ и т.п.; — произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечениями согласных; — произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками; — произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов, без чередования звуков и с чередованием гласных и согласных звуков; — правильное произнесение сочетаний со звуком J; — повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов. Формирование навыков произношения слов и предложений: — двухсложных и трехсложных слов; отдельных четырех сложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло); — четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова; правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд); — правильное произнесение слов с оппозиционными звуками; — правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах: составление схемы слова с выделением ударного слога; — составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности; — заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма; — запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ «ПРОИЗНОШЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ
Тема урока | Число часов | |||||||||||||
Урок 1 | Гласные А, У, О | 1 | ||||||||||||
Урок 2 | Гласные Ы, И, Э | 1 | ||||||||||||
УрокЗ | Согласный М | 1 | ||||||||||||
Урок 4 | Согласный П | 1 | ||||||||||||
Урок 5 | Согласный В | 1 | ||||||||||||
Урок 6 | Согласный К | 1 | ||||||||||||
Урок 7 | Согласный Н | 1 | ||||||||||||
Урок 8 | Согласный Ф | 1 | ||||||||||||
Урок 9 | Согласный Т | 1 | ||||||||||||
Урок 10 | Согласный X | 1 | ||||||||||||
Урок 11 | Дифференциация К-Х | 1 | ||||||||||||
Урок 12 | Мягкие согласные в сочетании с И (МИ, ПИ, ВИ, КИ, НИ, ФИ, ТИ, ХИ) | 1 | ||||||||||||
Уроки 13-16 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетаниях с Ы-И | 4 | ||||||||||||
Урок 17 | Согласный С | 1 | ||||||||||||
Урок 18 | Согласный С | 1 | ||||||||||||
Урок 19 | Правильное произношение и различение звуков С—С' | 1 | ||||||||||||
Урок 20 | Правильное произношение и различение звуков Б-Б' | 1 | ||||||||||||
Урок 21 | Правильное произношение и различение звуков Д-Д' | 1 | ||||||||||||
Урок 22 | Правильное произношение и различение звуков 3-3' | 1 | ||||||||||||
Урок 23 | Правильное произношение и различение звуков Г-Г' | 1 | ||||||||||||
Урок 24 | ЗвукШ | 1 | ||||||||||||
Урок 25 | Правильное произношение и различение звуков Л-Л' | 1 | ||||||||||||
Урок 26 | Звук Ж | 1 | ||||||||||||
Урок 27 | Правильное произношение и различение звуков Р-Р' | 1 | ||||||||||||
Урок 28 | Дифференциация звуков С-Ш | 1 | ||||||||||||
Урок 29 | Дифференциация звуков 3-Ж | 1 | ||||||||||||
Урок 30 | Дифференциация звуков Р-Л | 1 | ||||||||||||
Урок 31 | Дифференциация звуков В-Ф | 1 | ||||||||||||
Урок 32 | Дифференциация звуков Б-П | 1 | ||||||||||||
Урок 33 | Дифференциация звуков Д-Т | 1 | ||||||||||||
Урок 34 | Дифференциация звуков Г-К | 1 | ||||||||||||
Урок 35 | Дифференциация звуков 3-С | 1 | ||||||||||||
Урок 36 | Дифференциация звуков Ж-Ш | 1 | ||||||||||||
Уроки 37-46 | Звук J — в конце слога, слова; — в середине слова после гласного; — в начале слова перед гласными: А дА=Я), У (jy=fO), Э (J3=E), О (JOE); — дифференциация звуков J-И, J-Л'; — после разделительного мягкого знака (Ь); — после разделительного твердого знака (Ъ) | 10 | ||||||||||||
Уроки 47-53 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (СЫ-СИ) и мягким знаком (С—СЬ; АС-АС) | 6 | ||||||||||||
Урок 54 | Звук Ц | 1 | ||||||||||||
Урок 55 | Дифференциация звуков Ц-С | 1 | ||||||||||||
Урок 56 | Дифференциация звуков Ц-Т' | 1 | ||||||||||||
Урок 57 | Дифференциация звуков Ц-С | 1 | ||||||||||||
Урок 58 | Дифференциация звуков Ц—Т | 1 | ||||||||||||
Урок 59 | Звук Щ | 1 | ||||||||||||
Урок 60 | Дифференциация звуков Щ-С | 1 | ||||||||||||
Урок 61 | Дифференциация звуков Щ-Ш | 1 | ||||||||||||
Урок 62 | Звук Ч | 1 | ||||||||||||
Урок 63 | Дифференциация звуков Ч-Т; Ч-С | 1 | ||||||||||||
Урок 64 | Дифференциация звуков Ч-Ц | 1 | ||||||||||||
Урок 65 | Дифференциация звуков Ч-Т1; Ч-Щ | 1 | ||||||||||||
Уроки 66-68 | Повторение | 3 | ||||||||||||
Итого : | 68 | |||||||||||||
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АЛЬБОМ
Альбом «Мирзвуков» является частью учебного комплекта по произношению для учащихся 1 -го класса специальных (кор-рекционных) общеобразовательных школ V вида. Основное предназначение — предоставить учащимся и учителю разнообразный дополнительный вариативный материал для усвоения содержания учебника.
Необходимость иметь такое пособие обусловлена тем, что большая часть учащихся с тяжелыми нарушениями речи при зачислении в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу, помимо выраженных нарушений произносительной стороны речи, не умеют читать или страдают дислексией. В связи с этим опору на чтение и использование письменных текстов в качестве одного из средств уточнения и автоматизации правильного произношения можно применять в очень ограниченных пределах.
Наглядный материал в альбоме расположен в соответствии с основными ступенями усвоения звуковой стороны речи:
— звук;
— слог;
— слово;
— словосочетание;
— предложение;
— текст.
Альбом состоит из 2 разделов.
Раздел 1 включает наглядный материал, необходимый для разнообразных упражнений по отраженному проговариванию слов с переходом на самостоятельное произнесение и формированию фонематического восприятия звуков в специально организованном, облегченном фонетическом контексте. Фонетические особенности речевого материала соответствуют последовательности их усвоения и коррекции.
Представлено более 750 предметных картинок, названия которых содержат звуки в различных позициях. При подборе картинок исключена возможность произнесения звуков и букв, еще не пройденных на уроках произношения. Предусмотрено постепенное усложнение звуко-слоговой структуры.
Целесообразно использовать набор предметных картинок для автоматизации звуков в разных фонетических позициях, для их дифференциации в разного вида занимательных уп ражнениях, играх, лото и др. Систематическое их применение значительно увеличивает объем речевой практики учащихся и предоставляет учителю более широкие возможности для индивидуального подхода к детям с разной степенью фонетико-фо-нематического недоразвития.
В этом же разделе предусмотрен постепенный переход к самостоятельному составлению микротекстов с опорой на сюжетную картинку или несложные серии таких картинок.
Наглядная организация текста облегчает процесс автоматизации звуков в связном высказывании. При этом учитель обращает внимание не только на правильность произношения, но и на все звуковое оформление текста: плавность, силу голоса, темп речи, интонацию.
Раздел 2 предназначен для автоматизации усвоенных навы ков правильного произнесения и опознавания изученных на уроках произношения звуков в словосочетаниях, предложениях и текстах с опорой на наглядный материал. Основная задача — практическое усвоение звукового строя языка, автоматизация произносительных навыков путем усвоения произношения звуков и их различных сочетаний в потоке речи (включая так называемые «конфликтные», т.е. провоцирующие смешения и замены близких по акустико-артикуляционным признакам звуков).
Сюжетные картинки используют для описания изображенных на них предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Это дает возможность ввести в активную речь наиболее частотную лексику, использовать ее в конкретных ситуациях общения по телефону, в общественных местах.
Серии сюжетных картинок позволяют составлять рассказы-описания изображенной на картинке ситуации в динамике, не выходящей за пределы содержания картинки.
При подборе лексического материала есть особые ограничения, обусловленные в первую очередь спецификой формирования фонетической стороны речи. Основное внимание уделяется доступности воспроизведения фонетического «каркаса» слова. Тем не менее при выборе тематики картинок учитываются структурно-семантические отношения, их соотнесенность с различными частями речи, коммуникативная целесообразность введения того или иного слова в активный словарь. Решается также задача уточнения произношения знакомых слов, группируемых по тематическому принципу, обогащения словаря в пределах общеупотребительной лексики (обобщающие понятия, противопоставления, сравнения и др.).
Следует учитывать, что формирование лексико-грамматического строя речи осуществляется на уроках развития речи специфическими методами. Однако существует тесная связь между усвоением «фонетической оболочки» слова (Ю.С. Степанов) и его смысла. Известно, что активное произнесение и сознательное употребление в специально организованных условиях стимулирует припоминание и выбор нужного слова. При многократном и четком произнесении (интонационном выделении слова, несколько усиленном его артикулировании, повторном проговаривании слов и словосочетаний) в памяти сохраняется звуковой эталон слова, закрепляются соответствующие кинестетические ощущения.
Такое повторение не должно быть механическим. Поэтому в Альбоме дан различный материал для игровых упражнений и учебных диалогов, позволяющий использовать фронтальные и индивидуальные формы работы.
Ниже представлено описание иллюстративного материала для проведения фонетических упражнений различного характера — от слухо-зрительной имитации на начальном этапе формирования произношения до реподуктивно-продуктивных и продуктивных в конце первого года обучения.
Пособие предоставляет учителю возможность делать необходимые перестановки в последовательности иллюстративного материала в соответствии с динамикой усвоения фонетической системы отдельными учащимися. В частности, Альбом удобно использовать на индивидуальных логопедических занятиях, предусмотренных учебным планом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.
![]() |
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ V ВИДА (1 КЛАСС) |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы