Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе
Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
Камышлов, 2017
Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. Руководитель: И.Ю. Устьянцева, преподаватель психолого-педагогических дисциплин. Рецензент: Т.Р. Забидуллина, Е.А. Белова, И.В. Котова.
Сборник включает в себя диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Методики, отобранные с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяющие оценить особенности индивидуального познавательного развития дошкольников. Сборник адресован воспитателям детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций, студентам обучающихся на педагогических специальностях. © ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017 Содержание Пояснительная записка. 5 Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе 8 Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) 3-7 лет 8 Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) 3-7 лет 9 Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 11 Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 12 Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми 14 Методика «Диагностика развития общения со сверстниками » (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) 2-4 года. 32 Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс) 2-7 лет 14 Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова) с 3 лет 20 Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) 3-7 лет……………...…………….………………...17 «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) 4-7 лет …………………….....28 «Капитан корабля» (П. Экблад) 4-7 лет…………………...…………...29 Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) 5-7 лет …………………….….30 Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) 5-7 лет………………23 Методика «Маска» (А.М. Щетинина) с 5 лет. 16 Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) с 5 лет…………………………………………………………...22 Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет. 26 Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 38 Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) 2- 7 лет. 38 «Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян) 5-7 лет……………………………..………………………………………………39 Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина) 5-7 лет…………41 Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет.. 39 Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта 42 Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина) 4-7 лет. 42 Методика «Картинки» (Р. Жиль) 4-7 лет...............................................49 Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (А.М. Щетинина) 6-7 лет 46 Раздел 5 Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых 52 Экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной) 5-6 лет. 66 Тест «Рисунок семьи» (В.И. Хьюлс, М. Резников) 5-7 лет. 52 Методика особенностей межличностных отношений ребенка (Р. Жиль) 6 лет 54 Список литературы ..................................................................................68 Приложение
Пояснительная записка В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход в отслеживании результатов индивидуальных особенностей дошкольников в деятельности дошкольных образовательных организаций. На сегодняшний день, чтобы выявить педагогу индивидуальные особенности дошкольников ему нужно вести наблюдение за детьми, по результатам наблюдения провести необходимые диагностики и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, в результате чего выстраивается образовательная деятельность. Для того чтобы воспитателю узнать уровень развития индивидуальных особенностей дошкольников ему необходимо воспользоваться педагогическими диагностиками. В нашем случае речь пойдет о диагностировании социально-коммуникативного развития, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Цель сборника – отбор и систематизация диагностических методик изучения социально-коммуникативного развития дошкольников. Настоящий сборник представляет собой результат систематизации 25 методики, имеющих в кратком разделе небольшую аннотацию, направленную на диагностику социально-коммуникативного развития дошкольников. Представленные методики помогут выявить уровень сформированности индивидуальных особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Содержание сборника включает 5 разделов. Раздел 1. Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе, направленные на осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе. Раздел 2. Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, направленный на изучение коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми. Раздел 3. Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, направленный на изучение самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции. Раздел 4. Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта, на изучение отзывчивости, сопереживания. Раздел 5. Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослы, направленный на изучение отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В представленных диагностических методиках представлены: цель, ход проведения, диагностические показатели, возрастной диапазон, форма и условия проведения, рекомендации по обработке интерпретации материалов. Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации выявления индивидуальных особенностей дошкольников социально-коммуникативного развития, отслеживающим уровень развития детей в данной области, для выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка, а также студентам, используя данный материал в качестве пособия, чьи дипломные работы и проекты предполагают реализацию данных методик для установления динамики уровня развития социально-коммуникативной сферы. Создание подобного сборника может иметь практическую значимость, а именно уже разработанный и структурированный сборник может стать полезным в деятельности, предполагающей определение индивидуальных особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста. Полученные в результате проведения методик данные, могут быть использованы в целях построения индивидуального маршрута ребенка, а также могут учитываться при планировании учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Методики, включенные в сборник диагностических методик, предполагают подготовку к проведению любой из предложенных методик, так как необходим дополнительный стимульный материал.
Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе 1.1 Название методики, автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс) Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы. Диагностические показатели: осведомленность норм и ценностей принятых в обществе. Возрастной диапазон: 3-7 лет Источник информации: ребенок Форма и условия проведения: индивидуальная. Инструкция: Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа. Ситуации: 1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила... Что ответила Саша? Почему? 4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему? 5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему? 6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему? 7. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему? 8. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему? 9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему? Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы. Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы. Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его. Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме. 1.2 Название методики, автор: Методика «Изучение осознания нравственных норм » (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников. Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе. Возрастной диапазон: 3-7 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Воспитатель предлагает ребёнку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно. Мы поссорились с подругой и уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала, только мишку подержала, только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам». После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой), то, как можно с ними помириться?» Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию. Например: Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила: «Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему? Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему? Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова,… Что сделал Вова и почему? Обработка результатов: Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации? Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок? При правильном ответе ссылается на: · требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»); · предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут», «Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»); · свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»); · описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»); · эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно», «Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»); · нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться», «Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т.е. исходит из своей внутренней потребности. При неправильном ответе ссылается на: - авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»); - свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна», «Я тоже хочу играть»); 1.3. Название методики, автор: Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе. Возрастной диапазон: 4-7 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке). 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал,… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему? 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила,… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила,… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему? 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил,… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе. Обработка результатов. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм. Низкий - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. Средний - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. Высокий - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. 1.4. Название методики, автор: Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость – лживость. Диагностические показатели: Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе. Возрастной диапазон: 4-7 лет Источник информации: дети Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно). Стимулирующий материал приложение №1 Обработка результатов: Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют, интерпретируется как несформированность понятия нравственных норм. Низкий(2балла) - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. Средний (3 балла) - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Высокий (4 балла) - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д. Следует учитывать, что оценивается не каждый ответ испытуемого, а его ответы в целом. Возрастной нормой считается результат в 3 балла, указывающий на то, что эмоциональные реакции ребёнка адекватны, а нравственные ориентиры сформированы в достаточной степени. Результат в 2 балла также считается удовлетворительным. Если ребёнок справляется с заданиями плохо, набрал 0–1 баллов, рекомендуется индивидуальная беседа с психологом, занимающимся вопросами развития.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2939)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |