Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
3.1. Название методики, автор: Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) Цель: определить уровень развития самостоятельности у ребенка Диагностические показатели: самостоятельность собственных действий. Возрастной диапазон: 2-7 лет Источник информации: родители, дети, воспитатель. Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция:
Карта проявлений самостоятельности заполняется воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла. Обработка результатов: Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла; высокий - 25-48 баллов. 3.2. Название методики, автор: Методика«Особенности проявления воли дошкольников» (Геворкян Р. М.) Цель: определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение. Диагностические показатели: самостоятельность собственных действий. Возрастной диапазон: 5-7 лет Источник информации: ребенок Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция: Показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень самостоятельности детей:
Каждый показатель оценивается в баллах: если показатель проявляется в поведении ребёнка редко, то ставят 1 балл, если иногда, то 2 балла, если часто или всегда, то ставят 3 балла. Полученные данные фиксируются в протоколе. Поведение каждого ребенка анализируется отдельно; делаются выводы относительно адекватности действий и соответствие особенностям детей. Обработка результатов: Сумма баллов, набранная ребёнком, свидетельствует об уровне самостоятельности: Высокий уровень (14-15 баллов): ребенок стремится к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеет поставить цель деятельности, не опираясь на указания, при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение. Средний уровень (9-13 баллов): ребенок стремится к решению задач деятельности однако иногда требуется помощь взрослого; умеет поставить цель деятельности, но опирается на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняет решение задач с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно. Низкий уровень (5-8 баллов): ребенок не стремится к решению задач деятельности, ему всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеет поставить цель деятельности, не может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно. 3.3.Название методики, автор:Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина) Цель:определение уровня самоконтроля своих эмоциональных состояний в ситуациях неудачи. Диагностические показатели: саморегуляция собственных действий. Возрастной диапазон:5-7 лет Источник информации: ребенок Форма и условия проведения: индивидуальная Инструкция:Ребенку демонстрируются 4 карточки (Приложение №3) по очереди с изображением детей, у которых не получается какое-то действие. Инструкция для ребенка звучит так: «Посмотри на эту картинку. Кто на ней изображен? Что делает мальчик (девочка)? Почему не получилось это сделать?». Интерпретация результатов: Если ребенок видит причину неудачи в действиях мальчика (девочки) и предлагает потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь – ответ оценивается в 1 бал. Если причина неудач фиксируется на окружающих предметах – ответ оценивается в 0 баллов. Максимально возможная оценка результата – 4 балла. 3.4. Название методики, автор: Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Диагностические показатели: саморегуляция собственных действий. Возрастной диапазон: 6-7 лет. Источник информации: ребенок. Форма и условия проведения: индивидуальная. Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1 парную разрезать на 4 части по диагоналям). Инструкция: Проводится индивидуально и состоит из 4 серий. 1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них. 2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают. 3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают. 4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят собрать из этих частей как можно больше открыток. Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение. Время выполнения задачи не ограничивается. Обработка результатов: Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8983)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |