Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта



2019-05-23 3103 Обсуждений (0)
Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта 5.00 из 5.00 4 оценки




4.1. Название методики, автор: Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина)

Цель:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия: опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой.

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Диагностические показатели: социальный и эмоциональный интеллект.

Возрастной диапазон: 4-7 лет.

Источник информации: ребенок.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

Инструкция: Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.

1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека

Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.

Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.

2. Номинация эмоционального состояния

Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).

Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал экспериментатор («Скажи, какое настроение у человека?», «Какое выражение его лица?», «Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная?» и т.п.).

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека

Цель: выявить понимание ребенком-испытуемым воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не называет его словом, то есть не дает семантической оценки; определить умение дошкольников раскрывать причину («подтекст») переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.

Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека («Что случилось с этим человеком?» или «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?» и т.п.).

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации

Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось уточнение возможности и степени понимания экспрессии.

Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в каком-либо эмоциональном состоянии (из 3-4) к рассказу, в котором описывался какой-то конкретный случай.

5. «Вербальная фиксация» признаков экспрессии с опорой на изображение

Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно возможный тип эталона экспрессии.

Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние («Как ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?», «На что он смотрел?», «Как догадался, что ему страшно?» и т.п.).

6. «Оречевление» или «оживление» (по А.С. Золотниковой) воспринимаемого персонажа

Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица, изображенного человека («Что бы этот человек сказал в таком настроении, если бы он сейчас заговорил?»).

«Оречевление» рассматривалось нами как способность ребенка вжиться в состояние другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель глубины понимания эмоционального состояния.

Все методики необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе психологического эксперимента, осуществляемого в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов:

Показатели понимания эмоционального состояния:

· умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией;

· умение детей правильно назвать состояние изображенного человек прилагательными («радостный», «грустный» и пр.) или его собственными заменителями («его кто-то обидел», «он чего-то забоялся» и пр.);

· умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации;

· умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека («оречевление»).

Эти показатели легли в основу определения уровней качества понимания детьми эмоционального состояния человека.

Уровни понимания.

I уровень- неадекватный: дети не понимают эмоционального состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.

II уровень- ситуативно-конкретный:

1. дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию;

2. дети с трудом выбирают словесное обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например, Ира К., 4 г., 5 мес. - (гнев): «Она услышала гром какой-то, хотела выйти, а дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее»).

III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии:

1. дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или  самостоятельно называют эмоциональное состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как знание, обозначение эмоционального состояния;

2. выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л., 2 мес. - (гнев):
«Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые»).

IV уровень - осмысливание в форме описания:

1. дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека;

2. выделяют и описывают экспрессию;

3. самостоятельно осмысливают ситуацию, дают
ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. - (гнев): «Я думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем»).

V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии:

1. дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние;

2. истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное переосмысливание ситуации;

3. проявляют эмпатию, «оречевляют» персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, Владик Т. 6 л., 4 мес. - (гнев): «Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит, руки так (показывает), лицо злое и глаза и рот (имитирует мимику). У-у-у! Может быть, она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину, хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: «У-у-у! Р-р-р!»).

В основу определения типов восприятия эмоций положены следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий; степень обобщенности; степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Типы восприятия.

А - до вербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения эмоционального состояния какой-либо ситуации («Он, наверное, мультики смотрит» и т.п.).

Б - диффузно-аморфный тип.Дети уже называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально («веселый… так нарисовано», «веселится он», «посмотрел и узнал, что грустит» и т.п.). По-видимому, у детей с таким типом восприятия эмоций еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт, составляющие его элементы еще не дифференцированы.

В - диффузно-локальный тип.Дети, воспринимая выражение эмоций глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глаза).

Г - аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения лица и позы.

Д - синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие («Злая она, потому что вся злая - и лицо, и стоит зло»). Элементы экспрессии дети не дифференцируют.

Е - аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое, глаза и рот», «у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и ротик открыл немножко и брови высоко поднял»).

4.2. Название методики, автор: Методика «Картинки» (А. Жиль)

Цель: выявление уровня социального интеллекта.

Диагностические показатели: социальный интеллект.

Возрастной диапазон: 4-7 лет

Источник информации: ребенок.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:

Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

Девочка сломала у другой девочки её куклу.

Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.

Обработка результатов: Степень решения проблемы оценивается по четырёх балльной шкале:

· 0 баллов - отсутствие ответа;

· 1 балл - агрессивное решение проблемы;

· 2 балла - обращение за помощью к кому-либо;

· 3 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы.

Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребёнка к сверстнику.

4.3. Название методики, автор: Методика «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина)

Цель: выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.

Диагностические показатели: социальный и эмоциональный интеллект.

Возрастной диапазон: 6-7 лет

Источник информации: ребенок.

Форма и условия проведения: индивидуальная.

Инструкция: Проводиться наблюдение за ребенком, результаты фиксируются в таблицу.

11. Проявление эмпатических реакций и поведения Часто Иногда Никогда
12. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других      
23. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние      
34. Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.      
45. Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого      
56. Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.      
67. Реагирует на переживания другого, говоря при этом: "А я не плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже...?"      
78. "Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.      
99. Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому      
910. Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.)      
111. Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.      
112. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).      
113. Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.      

Обработка результатов:

Количественная:

· если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;

· если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;

· если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;

· если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;

· если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11, то ставится по 2 балла;

· если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0 баллов.

Качественная интерпретация данных.

· Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 баллов.

· В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: «А я не плачу никогда…» и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набравшие от 12 до 16 баллов.

· Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов. Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляющим смешанный тип эмпатии. Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предположить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.

 

 



2019-05-23 3103 Обсуждений (0)
Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)