Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные методы формирования навыков выполнения иметации витражей на занятиях в специалезированных художественных лицеях.



2018-06-29 816 Обсуждений (0)
Современные методы формирования навыков выполнения иметации витражей на занятиях в специалезированных художественных лицеях. 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего занятия. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному педагогу-практику: почему именно сейчас так важно учить учащегося, все дальше отходя от классических путей познания? Почему это важно не только для учеников, но и для самого преподавателя, для каждого отдельно взятого человека. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?

Однозначного ответа нет, так как традиционный урок производственного обучения – основа для последующих типов практических занятий, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные педагоги-практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% преподавателей, по-прежнему, предпочитают работать в традиционной парадигме.

Вот аргументы в пользу классики, представленные по мере убывания их значимости:

1. На традиционном занятии легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

2. Опора на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и „середнячкам”, так как со „средними” учащимися работать проще.

3. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих инстанций, а раз правильно – плохо быть не может.

Аргументы, раскрывающие негативные стороны традиционных занятий:

1. Очень высокая утомляемость преподавателя, особенно на последних занятиях, т. к. большую их часть проводит сам педагог.

2. Надоедает одно и то же, бесконечное „повторение пройденного”.

3. Постоянное чувство неудовлетворенности педагога из-за отсутствия интереса у учащихся к предмету, их нежелания учиться.

4. Несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

Отойдем от сопоставлений позиций и посмотрим на этот вопрос шире.
Основное достоинство традиционного занятия производственного обучения и его главный результат – ЗУНы (знания, умения, навыки), их большой объем, что всегда и отличало традиционную систему обучения.

Проблема состоит не в том, что учащиеся получают их мало, а в том, где и как они должны быть применены. Ценность образовательной деятельности, прежде всего, состоит в формировании оригинального взгляда на мир, в развитии нестандартного мироощущения, интеллекта и творческих способностей, неизбежно оторванных от практического внедрения, так как эти ценности на традиционном занятии не являются главными. Но именно они и есть объективное требование к образованию. А находится оно в разительном контрасте, как с его сегодняшним состоянием, так и со сложившимися тенденциями национального развития (а точнее, деградации).

Главные ориентиры традиционного обучения – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний учащийся в целом. А сегодня, условием национальной конкурентоспособности Украины является интеллектуалоемкость производства, объективно требующая высокой квалификации специалистов, их творческого подхода к деятельности. Поэтому, ограничиваться лишь традиционными формами и методами обучения, нацеленными на усредненные результаты, безусловно, нельзя.

Основополагающими для развития педагогической науки на современном этапе принципами должны стать:

- демократизация всей системы образования;

- соревновательность различных моделей учебных заведений;

- гуманизация;

- интенсификация;

- субъектно-личностная направленность;

- креативность,

- непрерывность образования.

Данные принципы способствуют ориентации учебно-воспитательного процесса на общечеловеческие ценности, эмоциональную отзывчивость, творческую и социальную активность. Современная педагогическая теория направлена на воспитание уважения к самой личности, ее самобытности, которая невозможна без раскрытия творческих способностей каждого участника образовательного процесса.

Проблема формирования и развития художественно-творческих способностей учащихся в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики. Анализ научных подходов к данной проблеме и существующей практики позволил выявить противоречия: между потребностью в совершенствовании содержания методики обучения изобразительному искусству и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения. Данные несоответствия вызвали необходимость исследования проблемы разработки современных методов формирования навыков изобразительной деятельности, в целом, и навыков выполнения витражей, в частности.

Для формирования у учащихся навыков выполнения витражей, педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразные методы и приемы работы с начинающими художниками-оформителями. Здесь очень важно творческое отношение к занятиям самого педагога, его находчивость и мастерство. Преподавательская работа по своей природе деятельность творческая, живая. Даже тогда, когда преподаватель нашел удачный педагогический прием, он вынужден каждый раз его творчески переосмыслять. Педагог, нацеливающий своих воспитанников, прежде всего, на творческую деятельность должен:

- быть транслятором этнокультуры своего народа;

- планомерно и систематически развивать восприятие окружающей действительности через призму художественной культуры, средствами изобразительного, декоративно-прикладного, монументального искусства;

- в условиях художественно-творческой деятельности формировать художественные знания и умения, опыт творческой деятельности в области изобразительного искусства и художественной культуры;

- выявлять и развивать личностные художественно-творческие способности учащихся;

- на основе систематической мотивации обучения формировать интерес к занятиям;

- воспитывать позитивное отношение к культуре других народов;

- в организации художественного образования учащихся необходимо опираться на современные технологии обучения.

Современные ученые и педагоги считают, что содержание профессионального образования по изобразительному искусству должно определяться наукой, искусством и народностью. Науку представляют отрасли знаний из истории, этнографии, географии, истории искусства. Искусство представляют мировые достижения в области изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Интеграция изобразительного искусства с музыкой, поэзией, литературой, театром. Поэтому одним из основных методов формирования навыков в процессе обучения витражной живописи на занятиях производственного обучения должен стать метод сравнительного анализа.

Важно строить художественное образования таким образом, чтобы оно способствовало духовному обогащению учащихся, его всестороннему и культурному развитию.

Из этого следует, что современная система художественного образования учащихся должна включать: ориентацию на национальную культуру и искусство (этнохудожественный компонент); ориентацию на современные образовательные технологии (методико-технологический компонент). Этнохудожественный компонент это:

- овладение знаниями и умениями в области традиционной художественной культуры и искусства;

- овладение основными способами работы с различными традиционными художественными материалами;

- усвоение технологий выполнения заданий в области декоративно-прикладного искусства в целом и витража в частности;

- умение создавать творческую работу;

- владение основами этнокультурных знаний, умениями в области различных национальных художественных культур и искусства.

Процесс формирования навыков студентов средствами витражного искусства на материале современных направлений в витражной технике, невозможно без развития художественных способностей и творческой активности. Здесь выявляются возможности влияния культурного наследия декоративного искусства на формирование навыков выполнения витражей у учащихся.

Надо сказать, что формирование таких навыков зависит как от личностных особенностей учащихся, так и от психолого-педагогических методов и способов воздействия на личность, позволяющих поощрять стремление начинающих художников наиболее полно раскрывать свои возможности. Безусловно, формирование и развитие навыков учащихся средствами витражного искусства, определяется, прежде всего, наличием соответствующих задатков и предрасположенностью к художественно-творческой деятельности. Поэтому одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, должно стать своевременное выявление и развитие творческого потенциала будущего специалиста. Главная задача преподавателя – формировать определенные навыки учащихся, развивать их воображение и фантазию. Важно, чтобы начинающий художник был раскован, для творческой работы.

В результате обучения учащихся витражной живописи, преследуется цель профессиональной подготовки высокообразованной и творческой личности. На базе изучения научно-теоретической основы декоративно-прикладного искусства и культурного наследия мастеров витража, у учащихся формируются знания по этому вопросу и навыки художественного творчества, наиболее полно отражаются личностное субъективное отношение к миру, законы нравственного поиска, самосовершенствования. Ибо процесс создания произведения декоративно-прикладного искусства является сложным познавательным, эстетическим и эмоциональным процессом. И здесь трудно переоценить значение проблемного обучения и активных методов.

Проблемная ситуация является закономерностью продуктивной творческой деятельности и обуславливает начало мышления и воображения. Творчество начинается с познания. Творчеству, как деятельности продуктивной, противопоставлена деятельность, репродуктивная. В этом смысле творчество может трактоваться как высшая форма деятельности, а способность к такой деятельности как высший уровень развития личностных качеств. Творческая деятельность, то есть созидание новых материальных и духовных ценностей, не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей учащихся к деятельности. Поэтому проблемное обучение, как необходимое условие в формировании навыков выполнения витражей у учащихся, приемлемо для приобретения ими знаний и умений в области витражного искусства, на достаточно высоком уровне.

Обозначенная цель обучения декоративно-прикладному искусству на материале витражной живописи, безусловно, стимулирует поиск новых оптимальных сочетаний методов, принципов, форм, способов, приемов, средств, условий, содержаний, которые должны представлять собой целостную методическую систему. Целостность методической системы заключается в единстве и тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития.

Методы формирования навыков выполнения витражей у учащихся предусматривают следующие моменты:

1. Объяснение теоретического материала в соответствии и дидактическими принципами обучения: научностью, наглядностью, последовательностью и системностью, связью с жизнью, доступностью, учетом индивидуальных особенностей усвоения знаний, уважения личности.

2. Определение методической цели, учебно-творческих задач, условий и требований к конечному результату, поисковый материал, эскизы, готовому изделию декоративно-прикладного искусства. Определение критериев оценивания конечного результата, выполненной работы в материале.

3. Применение оптимального сочетания принципов, методов, форм, средств и условий, развивающих художественно-творческие способности студентов средствами холуйской и палехской лаковой миниатюры.

4. Решение художественно-творческих задач, проблемных ситуаций предполагает целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся в декоративно-прикладной деятельности.

Условия формирования навыков учащихся средствами витражного искусства:

- начальная подготовка учащихся в области декоративно-прикладного искусства;

- задания, направленные на формирование навыков выполнения витражей;

- потребности студентов к художественно-творческой деятельности;

- создание творческой атмосферы в аудитории в процессе декоративно-прикладной деятельности;

- создание непрерывного процесса приобретения знаний, умений и опыта художественно-творческими средствами витражного искусства.

Данные условия формирования навыков учащихся средствами витражной живописи, реализуют основные цели:

а) формируют необходимую систему знаний, умений и навыков, развивая творческий потенциал учащихся на занятиях производственного обучения.

развивают художественно-творческие способности студентов на основе современного подхода, исходя из новейших научных исследований в области изобразительного искусства в профессиональных художественных училищах;

б) развивают полученные навыки на основе современного подхода, исходя из новейших научных исследований в области изобразительного искусства в профессиональных художественных училищах.

Итак, тематика занятий витражной живописи, планирование работы должны быть всесторонне продуманы педагогом. Во-первых, при планировании занятий следует, прежде всего, отметить, какие задачи будут решаться, какое количество учащихся может принять участие. Во-вторых, следует подумать о том, как часто будут проходить занятия по изучению приемов работы в технике витража, учитывать возрастные особенности учащихся, а также специфику обучения в профессиональных художественных училищах. Установленное время и тематику занятий следует согласовать с учебной частью профессиональных художественных лицеев, с учетом требований нормативных документов, регулирующих образовательную деятельность в системе профессионально технического образования: федерального и регионального компонентов государственного стандарта.

Прежде, чем рассматривать методы проведения занятий витражной живописи по отдельным темам, необходимо составить примерный годовой план занятий производственного обучения, включающий в себя не только вопросы совершенствования знаний, умений и навыков учащихся, но и вопросы их совершенствования, а также вопросы развития творческого потенциала.

В зависимости от условий обучения, а также других объективных и субъективных причин преподаватель может видоизменять характер занятий дополнять план другими мероприятиями [10, с. 14]. Например организацией экскурсий, выставок, диспутов, конкурсов, с привлечением в эту работу учащихся. Это позволяет повысить заинтересованность в изучении предмета.

Разнообразие тематики занятий также повышает интерес учащихся к работе, пробуждает их фантазию и воображение [14, с. 34]. Здесь следует понимать, что интерес к декоративно-прикладному искусству возникает в определенной последовательности. Формирование навыков выполнения витражей возможно лишь при условии высокого качества и прочности знаний, умений, навыков, полученных на занятиях производственного обучения, что во многом зависит от того, как педагог их организует и проводит. На каждом занятии учащимся необходимо давать возможность пофантазировать, „поиграть”, привнести в работу собственные образы и идеи.

Начинающие художники-оформители во время учебного процесса могут выполнять наглядные пособия. Созданные руками учащихся образцы находят дальнейшее применение, что стимулирует успеваемость. Будущий специалист испытывает некоторую гордость, когда преподаватель демонстрирует пособие, сделанное его руками, в качестве эталона. Благодаря чему, занятия имеют не только познавательное, но и воспитательное значение.

Следует отметить, что уроки производственного обучения в профессиональных художественных училищах имеют продолжительность шесть академических часов, в отличие от уроков ИЗО в школах. Учащиеся старшей возрастной группы (15-19 лет) уже ориентированы на художественную деятельность. Поэтому от педагога, методика требует более живого, эмоционального, творческого подхода к делу. На занятиях по витражному искусству перед каждым учащимся ставятся более интересные задачи, решение которых требует организованности и совершенствования волевых качеств [5, с. 43]

В начале учебного процесса педагогу необходимо ознакомить воспитанников с планом занятий, перечнем знаний, умений и навыков, которыми они овладеют в процессе изучения приемов работы в технике витража. При обсуждении плана следует обязательно учесть все замечания и пожелания, которые будут высказаны учащимися. Наиболее интересные предложения можно включить в план работы. Так же, в начале обучения следует заострить внимание будущих художников-оформителей на необходимости иметь все необходимые инструменты, материалы и принадлежности. Для успешного проведения последующих занятий, преподавателю необходимо составить планы-конспекты занятий, подготовить эталонные образцы различных изделий, наглядные пособия, карточки заданий, то есть комплексно-методическое обеспечение предмета.

Как ранее было освещено, современные методы обучения не могут окончательно вытеснить традиционные подходы, так как на первом этапе изучения основ витражного искусства, преподаватель вынужден использовать метод копирования, т. е. репродуктивный. Специфика работы над витражом требует от учащегося особенной твердости и уверенности руки. Здесь не обойтись без монотонной работы, позволяющей наработать технические навыки. Приобретение навыков четкого выполнения приемов витражной техники, возможно только благодаря выполнению необходимых упражнений. Поэтому на начальном этапе ознакомления с витражными работами, невозможно полностью отойти от традиционных методов обучения.

Психолого-педагогические источники свидетельствуют, что у подростков чрезвычайно сильно развито стремление к анализу. Благодаря этим возрастным особенностям, педагогу достаточно просто сосредоточить внимание учащихся на деталях [21, с. 14]. Копирование работ ведущих мастеров витражного искусства сопровождается анализом композиции, колорита. Затем, педагог может прибегнуть к методу закрепления пройденного путем рисования по памяти.

Далее, инструментарий полученных навыков и умений позволит в полной мере раскрываться творческому потенциалу начинающих художников-оформителей, так как они приступают к созданию авторских работ. И на этом этапе следует в полной мере использовать современные педагогические технологии формирования навыков выполнения витражей, активно внедряя метод сравнительного анализа, инсайт, проблемное обучение.

Таким образом, благодаря подобному арсеналу педагогических методов, у учащихся формируются знания, умения и навыки выполнения витражей. На занятиях производственного обучения, при изучении витражного искусства, у учащихся активизируется восприятие формы, цвета и композиции, проявляется инициатива, которая так необходима начинающим художникам-оформителям в дальнейшей производственной практике.

 

 

РАЗДЕЛ 2



2018-06-29 816 Обсуждений (0)
Современные методы формирования навыков выполнения иметации витражей на занятиях в специалезированных художественных лицеях. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные методы формирования навыков выполнения иметации витражей на занятиях в специалезированных художественных лицеях.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)