Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий этап. Использование современных методов в формировании навыков выполнения иметации витражей



2018-06-29 1235 Обсуждений (0)
Формирующий этап. Использование современных методов в формировании навыков выполнения иметации витражей 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале формирующего этапа педагогического эксперимента группа О-21 была разделена на две подгруппы, одна из которых стала экспериментальной, а другая контрольной, см.табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Группа О-21

№ п/п Контрольная подгруппа № п/п Экспериментальная подгруппа
Алтухова Анастасия Перескокова Александра
Анищенкова Нина Рощина Ирина
Борисова Ксения Саврак Августина
Гуцуляк Владислав Сафронова Валерия
Карнаух Томас Семенов Игорь
Кирьянова Виолетта Ференчук Анжела
Король Ольга Хамасуридзе Омари
Косивцова Наталья Чистякова Виктория
Омельченко Анастасия Шидловская Марина

Задачи формирующего эксперимента:

- апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование навыков выполнения витражей.

- ознакомление с историческим аспектом витражного искусства;

- освоение основных приемов техники лаковой имитации витража;

- формирование представлений о цветовой гамме, колорите – как системе тонов;

- развитие восприятия формы, цвета, композиции в процессе ознакомления с витражным искусством;

- формирование навыков составления витражных композиций;

- воспитание уважения к традициям мастеров витражной живописи;

- воспитание аккуратности при выполнении работ;

- воспитание творческого подхода к труду.

Эти задачи решались благодаря проведению занятий с использованием видеоматериала, современных активных форм и методов обучения.

На основании полученных результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента были разработаны занятия по витражному искусству с использованием видеоматериала на тему „Специфика выполнения мотивов в технике имитации витража”. Конспект этого занятия производственного обучения представлен (см. Прил. Б).

Формирование навыков выполнения витража продолжилось на занятии производственного обучения по теме: „Пейзаж в технике псевдовитража”. Развернутый план-конспект данного урока представлен (см. Прил. В).

Особое внимание, на этих занятиях, уделялось понятию стилизации и стиля. Безусловно,в декоративной витражной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Без углубленных знаний о способах и приемах стилизации, невозможно создать авторский витраж, в основе которого лежит подробно разработанный эскиз.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля;

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т. е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны в зависимости от поставленной задачи. Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

Выделим основные требования к зарисовкам растительных форм:

- начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.

- при компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

- обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

- важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

- при зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их группировку и окраску, ибо это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.

- в работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.

- исследуя части и детали формы, можно использовать лупу, микроскоп – это дает возможность разложения образа на части, оперирования разрезами для достижения определенных композиционных задач и передачи природных особенностей изображаемых объектов.

На основании вышесказанного, для формирования навыков выполнения витража, учащимся были предложены следующие задания:

1.Выполнить графическую зарисовку с натуры любого природного объекта (растения, насекомые, животные, птицы, рыбы).

2. Выполнить декоративную стилизацию выбранного объекта (представить графические поиски стилизации объекта для выполнения в технике витража).

3. Выполнить эскиз орнаментальной композиции для витража (материалы – бумага формата А3, гуашь).

При выполнении самостоятельной творческой работы по необходимости возникают обсуждения о законах, правилах, приемах и средствах композиции, цветовом или тоновом решении работы, способах выделения сюжетно-композиционного центра, жанрах изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, интерьер).

По завершению работы над эскизом витража учащийся, представляет свою работу, а остальные участники образовательного процесса принимают живое участие в обсуждении.

Таким образом, при проведении занятий с использованием видеоматериала, современных активных форм и методов обучения у учащихся экспериментальной подгруппы возникал интерес и эмоциональный подъем при выполнении работ на предлагаемые темы. Наглядность обучения состояла не только в том, чтобы раскрывать учащимся закономерности построения витражных композиций, но и в том, чтобы обучать их приемам работы в технике витража, развивать способности к самоанализу и самоконтролю. Однако насколько учащиеся усвоили учебный материал можно определить только по их самостоятельной и активной работе, когда начинающие художники-оформители применяют на практике, полученные во время учебного процесса знания, умения, навыки и реализуют свой творческий потенциал. Именно отсюда вытекает принцип активности и сознательности обучения.



2018-06-29 1235 Обсуждений (0)
Формирующий этап. Использование современных методов в формировании навыков выполнения иметации витражей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий этап. Использование современных методов в формировании навыков выполнения иметации витражей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)