Образовательная область «Безопасность»
Составитель Н . С . Голицына Перспективное планирование в детском саду Подготовительная к школе группа Реализация ФПГ в ДОУ Введение Предлагаемый вариант планирования разработан на основе содержания деятельности, определенного разными комплексными программами с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые, на наш взгляд, целесообразно планировать перспективно - на месяц или квартал. Этот вид планирования дает педагогу больше возможности варьировать свою деятельность в зависимости от погоды (наблюдения за природными явлениями), настроения и состояния детей (инициирование сюжетно-ролевой игры), содержания учебного материала в организованной деятельности (формирование целостной картины мира), отдельных проявлений в поведении детей (воспитание культуры поведения и положительных черт характера) и т.д. Некоторые направления воспитательно-образовательного процесса, такие как воспитание культурно-гигиенических навыков и частично труд (самообслуживание), целесообразно планировать на квартал. Формирование трудовых навыков, как и навыков самообслуживания, - длительная и кропотливая работа не одного дня. Помимо содержания работы на месяц или квартал в пособии указаны примерные методические приемы, которые не претендуют на безусловное использование, но помогут воспитателям, особенно начинающим, реализовать предлагаемое содержание. Общие приемы - указание, напоминание, пояснение и т.п., как правило, не указываются, так как используются постоянно в ходе воспитательно-образовательного процесса. Приведенное в перспективном плане содержание может быть впоследствии дифференцировано в календарном плане в соответствии с основными видами детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтением произведений художественной литературы, музыкально-художественной. Именно в такой структуре разработано пособие «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста» (М.: Скрипторий 2003, 2011), в котором выделены все разделы предлагаемого перспективного планирования и отведено место для календарного плана. В настоящем пособии частично представлена образовательная область «Здоровье» мне представлены такие образовательные области, как «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка», содержание работы по которым, на наш взгляд, целесообразно планировать календарно. Ключевыми понятиями ФГТ являются интеграция образовательных областей и комплексный подход к реализации программы, Все это отражено в пособии. Определяя работу по каждой образовательной области, воспитатель будет реализовывать содержание и других областей. Например, при планировании содержания любой темы по безопасности, ознакомлению с окружающим миром и т.д. предлагается проведение бесед, реализуя таким образом задачи коммуникативного развития ребенка. Методическим приемом воспитания культурно-гигиенических навыков среди других рекомендуется чтение произведений художественной литературы, интегрируя так образовательные области «Здоровье» и «Чтение художественной литературы». Сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) предлагаются для реализации практически каждой образовательной области, обеспечивая комплексный подход к реализации программы.
Образовательная область «Здоровье» Воспитание культурно - гигиенических навыков.
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приемы | ||||||||||
Первый квартал | ||||||||||||
Питание | Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски | Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов» | ||||||||||
Одевание - раздевание" | Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться разными видами застежек | Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду» | ||||||||||
Умывание | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком | Чтение. И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться» | ||||||||||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом | Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать» | ||||||||||
Второй квартал | ||||||||||||
Питание | Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой" по мере необходимости | Беседа «Культура поведения во время еды» | ||||||||||
Одевание - раздевание | Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды | Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды» | ||||||||||
Умывание | Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках | Игра-драматизация по произведению А. Барто «Девочка чумазая» | ||||||||||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, Надевать чистую наволочку | Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота» | ||||||||||
Третий квартал | ||||||||||||
Питание | Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно | Беседа «Культура еды - серьезное дело» | ||||||||||
Одевание - раздевание | Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь | Чтение: М. Зощенко «Глупая история» | ||||||||||
Умывание | Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости | Чтение: Е. Винокуров «Купание детей» | ||||||||||
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку | Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».. Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья | ||||||||||
Четвертый квартал | ||
Питание | Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол | Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе» |
Одевание - раздевание | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. | Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» |
Умывание | Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела | Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати | Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья | Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды |
Образовательная область «Безопасность»
В предлагаемом варианте перспективного плана формирования у детей навыков безопасного поведения выделено четыре блока, раскрывающие вопросы' здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общения с незнакомыми людьми. Обеспечение комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других блоках перспективного плана или в календарном планировании.
Направления
Содержание
Сентябрь
«Ребенок и его здоровье»
Чтобы быть здоровым, надо быть чистым
«Ребенок
на улице города»
Правила дорожного движения, безопасный маршрут от дома до детского сада
«Безопасность ребенка
в быту»
Порядок
и безопасность
«Ребенок и другие люди»
Правила поведения с незнакомыми людьми
Октябрь
«Ребенок и его здоровье»
Полезные продукты и витамины
«Ребенок на улице города»
Работа ГИБДД
«Безопасность ребенка в быту»
В мире опасных предметов: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке
«Ребенок и другие люди»
Опасность контактов с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых. Конвенция о правах ребенка (ст. 35)
Ноябрь
«Ребенок и его здоровье»
Забота
о здоровье зубов
«Ребенок на улице города»
Культура пешехода
«Безопасность ребенка в быту»
Опасность контактов с незнакомыми животными, правила поведения при их агрессии
«Ребенок и другие люди»
Беседы с незнакомыми людьми в транспорте
Декабрь
«Ребенок и его здоровье»
Врачи - наши помощники
«Ребенок. на улице города»
Азбука пешехода и водителя: запрещающие дорожные знаки
«Безопасность ребенка в быту»
Правила безопасности во время грозы, пожара
«Ребенок и другие люди»
Опасность контактов с незнакомыми людьми; к кому можно обратиться за помощью
Январь
«Ребенок и его здоровье»
Изучаем свой организм
«Ребенок на улице города»
Азбука пешехода и водителя: предупреждающие дорожные знаки
«Безопасность ребенка в быту»
Безопасность на льду
«Ребенок и другие люди»
Несоответствие приятной внешности и добрых намерений
Февраль
«Ребенок и его здоровье»
Болезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы
«Ребенок на улице города»
Азбука пешехода и водителя: предписывающие дорожные знаки
«Безопасность ребенка в быту»
В мире опасных предметов: электробытовые приборы
Сопротивление агрессии со стороны незнакомых взрослых
Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых. Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Март | ||
«Ребенок и его здоровье» | Правила оказания первой помощи | Беседа: «Как помочь себе и другу». Дидактические игры и упражнения: «Окажи помощь», «Что делать, если... (порезал палец, обжегся и т.д.)». Игровые тренинги «Оказание первой помощи», «Позвони 02». Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». Продуктивная деятельность «Автомобиль скорой помощи» |
«Ребенок на улице города» | Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписаний и информационные | Рассказ-беседа о знаках: 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.6 «Подземный пешеходный переход», 6.4 «Место стоянки». Дидактические игры: «Собери знаки», «Одинаковые и разные». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки» |
«Безопасность ребенка в быту» | Безопасность в лифте | Рассказ воспитателя о правилах проезда и поведения в лифте. Обыгрывание и обсуждение ситуаций |
«Ребенок и другие люди» | Один дома | Беседа «Гости званые и незваные». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е.Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима» |
Апрель | ||
«Ребенок и его здоровье» | Физкультура и здоровье | Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой». Чтение: В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные Щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте. Дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие». Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку» |
«Ребенок на улице города» | Правила езды на велосипеде и самокате | Целевая прогулка по улице. Рассматривание картины «Милиционер-регулировщик» из серии «Кем быть». Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки», «Знаки предупреждающие и указывающие», «Я хочу здоровым быть». Чтение: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Н. Кончаловская «Самокат». Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый». Сюжетно-ролевая игра «Дороги и пешеходы». Продуктивная деятельность: «Перекресток», «Моя улица» |
«Безопасность ребенка в быту» | Лекарства и витамины | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как лечить болезни», «Где живут витамины». Чтение: М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы». Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека» |
«Ребенок и другие люди» | Ситуация «Опасное предложение» | Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Просмотр видеофильма «Уроки осторожности» |
Май | ||
«Ребенок и его здоровье» | Здоровье - главная ценность человеческой жизни | Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье-главное богатство». Развлечение «Путешествие в Страну здоровья» Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизни, паспорт здоровья. Детско-родительский проект: портфолио ребенка «Я и мое здоровье» |
«Ребенок на улице города» | Игры во дворе | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Продуктивная деятельность: конструирование «Наш двор» |
«Безопасность ребенка в быту» | Безопасное купание | Беседы: «Правила поведения на воде», «Не зная брода, не суйся в воду». Прикладное плавание в бассейне: спасение утопающих |
«Ребенок и другие люди» | Если ты гуляешь один | Беседа «Гуляй, да присматривай». Обыгрывание и обсуждение ситуаций |
Июнь - август | ||
«Ребенок и. его здоровье» | Здоровый образ жизни | Рассматривание фотографий и иллюстраций. Беседа «Что такое здоровый образ жизни». Чтение: С. Михалков. «Не спать», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала». Развлечение: викторина «Знатоки правил безопасности». Продуктивная деятельность: составление семейных фотоальбомов «Здоровый образ жизни нашей семьи», книги «Полезные привычки» |
«Ребенок на улице города» | Обобщить знания о правилах дорожного движения | Беседы; «Как по улице шагать», «Наши помощники дорожные знаки», «Мы - воспитанные пассажиры». Дидактические игры по желанию детей. Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения. Развлечения: «Праздник дорожного движения», катание на электромобилях. Продуктивная деятельность: коллективные работы «Макет улицы города», лото «Транспорт», «Придумаем новые дорожные знаки» |
«Безопасность ребенка в быту» | Ядовитые растения и трибы | Рассматривание муляжей, иллюстраций. Беседа «Красивые, но ядовитые». Чтение: Я. Тайц «По грибы», загадки. Дидактическая игра «Опасные двойники». Продуктивная деятельность: плакаты «Внимание; опасность!» |
«Ребенок и другие люди» | Я и другие люди закреплять знания о правилах поведения с незнакомыми людьми | Беседы: «Один дома», «Гуляю один». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е. Васильев и др. «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности» |
2019-05-24 | 296 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Образовательная область «Безопасность» |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы