Формирование г ендерной , семейной , гражданской
Принадлежности Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями, предлагают несколько иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, включив, помимо формирования семейной и гражданской принадлежности, вопросы тендерного воспитания дошкольников. Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он девочка или мальчик, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Поэтому среди методических приемов предлагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Содержание |
Методические приемы | |||||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Закреплять знания о самом себе | Рассматривание картин из серии «Моя семья», семейных фотографий. Беседа «У нас дружная семья». Чтение: Р. Гамзатов «Мой дедушка», П. Мулин «У нас рабочая семья», Ю. Яковлев «Мама». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Подарки любимым» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Закреплять знания о своей семье | |||||||||||||
Гражданская принадлежность | Улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения; жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазин. Что есть в Москве для детей. | Экскурсия по улице. Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения, фотографий здании ближайшего окружения. Беседы: «Наша улица», «Дома бывают разные», «Что есть в Москве для детворы». Чтение: Э. Кац «Мы живем в Москве». Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице...», «Мой адрес...», «Жилое и нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Разные дома» | ||||||||||||
1 сентября - День знаний. Школьники начинают учиться | Проводы в школу выпускников детского сада. Экскурсия в школу. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Скоро мы пойдем в школу». Сюжетно-ролевая игра «Школа». Продуктивная деятельность «Первое сентября» | |||||||||||||
27 сентября - День воспитателя детского сада | Беседа о труде воспитателя. Продуктивная деятельность: «Наши воспитатели», «Мое любимое занятие» | |||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Помощь девочек и мальчиков маме_ и папе | Беседы: «Как мальчики помогают маме», «Как девочки могут помочь папе» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Как работают мои родители | Встреча с родителями (рассказ о профессиях). Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы». Чтение: С. Михалков «А что у вас?». Дидактическая игра «Угадай профессию» | ||||||||||||
Гражданская принадлежность | Наш округ, район промышленные предприятия, культурные центры, исторические памятники | Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Беседа «Что есть в нашем городе для детей». Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Продуктивная деятельность «Мое любимое место отдыха». | ||||||||||||
| Жизнь людей в деревне: особенности, отличия от городской жизни, занятия людей | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы о летнем отдыхе в деревне. Чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек» (главы из книги), Ю. Ванаг «Большие дела маленького Микиня». Дидактическая игра «Кто где живет» (домашние животные). Продуктивная деятельность: «Деревенский дом», «Домашние животные» | ||||||||||||
Международный день учителя | Рассматривание иллюстраций. Беседы о труде педагогов | |||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Питание и режим для мальчиков и девочек. Я и мое имя, происхождение имен, отчеств и фамилий | Беседы: «Как стать стройным», «Как стать сильным». «Физкультура полезна всем». Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя. Экскурсии, целевые прогулки в другие группы (сопоставление имен). Беседы: «Мои родители», «Кому какие дают имена», «У кого есть имена», «Что такое фамилия», «Откуда произошли фамилии», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины - праздник имени». Чтение: А, Барто «Я расту», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», Л. Успенский «Ты и твое имя». Дидактические игры: «Измени имя», «Скажи по-другому», «Образуй фамилию, имя и отчество», «Назови ласково». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие в другие страны». Продуктивная деятельность: «Дружат дети всей планеты», «Мой дом», «Мои родные», «Дадим шар земной детям» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Конвенция о правах ребенка: права на имя, гражданство | |||||||||||||
День матери | Рассказ воспитателя. Беседа «Самое доброе слово „мама"». Продуктивная деятельность «Для любимой мамочки» | |||||||||||||
Гражданская принадлежность | Москва - главный город России: памятники культуры, памятники знаменитым людям | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседы: «Москва - столица», «Они прославили Россию». Чтение: И, Векшегонова «Столица Родины», Ф. Глинка «Город чудный, город древний...», Э. Кац «Мы живем в Москве», Г. Юрмин «Царь-башня». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Москве». Продуктивная деятельность «Моя Москва» | ||||||||||||
День народного единства | Целевая прогулка по праздничной улице. Рассказ воспитателя | |||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Рыцари и принцессы | Беседы об этикете. Дидактические упражнения: «Приглашение на танец», «Скажи ласковое слово», «Знакомство». Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Салон красоты», «Спасатели» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Конвенция о правах ребенка: право на образование | Целевая прогулка к школе. Беседы: «Как люди получают информацию», «Какие у нас новости», «Какие детские журналы ты любишь и почему», «О чем любят читать мальчики и девочки», «Зачем нужно учиться». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Детское телевидение». Продуктивная деятельность: «Моя любимая телепередача», «Книжки-малышки» | ||||||||||||
Гражданская принадлежность | Москва- история возникновения, Кремль; защитники Москвы | Экскурсии к памятным местам, связанным с историей и героическим прошлым Москвы. Рассматривание иллюстраций. Рассказы воспитателя. Чтение: Б. Житков «Красная площадь», Е. Карасев «Город-герой». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». Продуктивная деятельность: «Московский Кремль», «Бьют часы на Спасской башне» | ||||||||||||
Новый год у ворот | Целевые прогулки на празднично украшенную улицу. Рассматривание иллюстраций. Украшение группы к Новому году. Подготовка к утреннику. Сюжетно-ролевые игры: «Новый год в детском саду», «Спектакль для малышей» | |||||||||||||
Январь | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Каким должен стать настоящий мужчина | Рассматривание фотографий детей от младенчества до настоящего времени. Беседы: «Как ты был маленьким»,- «Что такое - быть мужчиной». Дидактическое упражнение «Помоги девочке одеться». Заучивание пословиц о героизме, смелости, отваге. Продуктивная деятельность: «Я - человек», пригласительные билеты на праздник пап и мальчиков | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Моя родословная, семейные традиции | Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа (3-5 поколений). Беседы: «История моей семьи», «Традиции нашей семьи». Сюжетно-ролевая игра «Семья» | ||||||||||||
Конвенция о правах ребенка: право на защиту от вмешательства в семейную и личную жизнь | Беседы: «Если вдруг тебя обидели», «Что такое дружба», «Кого можно назвать другом», «С кем бы ты хотел дружить». Обсуждение и разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Скажи другу комплимент», «Как поступить правильно». Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Толстой «Два товарища», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Михалков «Три поросенка», Ш. Перро «Красная Шапочка», Л. Толстой «Два товарища». Продуктивная деятельность: «Мои желания», «Мой друг» | |||||||||||||
Гражданская принадлежность | Мы живем в России, мы живем в большом мире: Россия на карте мира, разные страны, разные народы | Рассматривание карты и глобуса. Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, народов разных рас. Рассказ воспитателя. Беседы: «Широка страна моя родная», «Животные и растения в России». Чтение: Ц. Агелов «Доброе утро, дети Земли!», С. Васильев «Россия», Н. Забила «Наш край», «Наша Родина», Т. Коти «Родина моя», «Мир и человек», «Наша Родина на глобусе и карте», Н. Рубцов «Привет, Россия», К. Ушинский «Отечество». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие». Продуктивная деятельность «Моя Родина» | ||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Будем в армии служить | Беседы: «Кто может служить в армии», «Как женщины участвовали в войне», «Богатыри земли русской». Чтение: В. Крсовицкий «Будущий мужчина». Развлечение «Наши мальчики - самые сильные». Спортивный праздник «Русские богатыри». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам, пригласительные билеты на праздник для мам и девочек, фотоколлаж «Мой папа в армии служил» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Конвенция о правах ребенка: право на медицинскую помощь | Экскурсия в кабинет врача. Беседы: «Кто и как заботится о твоем здоровье», «Как создать хорошее настроение». Чтение: К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», пословицы, поговорки о здоровье. Развлечение «Что мы знаем о здоровье». Продуктивная деятельность: «Айболит спешит на помощь», «Машины скорой помощи» | ||||||||||||
Гражданская принадлежность | Государственные символы России: флаг, герб, гимн | Рассматривание герба, флага. Слушание гимна. Рассказ воспитателя о происхождении и видах гербов. Беседа: «Наш флаг и герб - символы России». Продуктивная деятельность «Герб группы, детского сада» | ||||||||||||
| День защитника Отечества | Встреча с воинами Российской армии. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографий со срочной службы пап. Чтение: В. Берестов «Пусть пулеметы не строчат», Л. Кассиль «Твои защитники». Сюжетно-ролевая игра «Военные учения и парад». Продуктивная деятельность: подарки папам, «Мой папа в армии служил» | ||||||||||||
Март | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Сегодня праздник наших девочек | Беседа «В нашей группе самые хорошие девочки». Дидактическая игра «Наши прически». Развлечения: «Что умеют наши девочки», конкурс «Самая обаятельная и привлекательная». Продуктивная деятельность: подарки девочкам. Выставки: «Золотые руки мам и бабушек», «Маленькие мастерицы» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | История появления семьи. Вспомним, какими мы были в младшей группе | Рассматривание фотографий. Рассказ воспитателя «Всегда ли люди жили семьями». Беседа «Научились и узнали в детском саду». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность «Какими мы были и какими стали» | ||||||||||||
Конвенция о правах ребенка: право на отдых | Рассматривание картин и иллюстраций о театрах, музеях, выставках. Беседы: «Как и зачем люди отдыхают», «Как ты проводишь свободное время», «Что такое отдых», «Какие бывают праздники». Чтение: О. Князева «Что такое театр» | |||||||||||||
Гражданская принадлежность | История возникновения Руси. Как жили люди раньше (условия быта, культура) | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как жили люди раньше». Чтение: С. Баруздин «С чего начинается Родина», Н. Кончаловская «Наша древняя столица»; Л. Толстой «Филипок», Д. Родари «Всеобщая история» | ||||||||||||
Международный женский день | Беседы о маме. Чтение: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Драгунский «Денискины рассказы», Э. Успенский «Я устала». Утренник, посвященный женскому празднику. Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам | |||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Мужские и женские образы в художественной литературе | Чтение и беседы по прочитанным произведениям: былины, русские народные сказки: «Хаврощечка», «Семь Семионов-семь работников», «Мальчик-с-пальчик», «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», «Финиет-Ясный сокол» и др. Продуктивная деятельность по мотивам сказок | ||||||||||||
Семейная принадлежность | Что мы знаем о Конвенции о правах ребенка закрепление знаний | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы и наши права». Продуктивная деятельность «Я - ребенок, и я имею право» | ||||||||||||
Гражданская принадлежность | Велика Россия: разные климатические зоны, флора и фауна, жизнь людей | Рассматривание карты, иллюстраций. Беседы: «Широка страна моя родная», «Растения и животные севера», «На юге России». Чтение: С. Данилов «Каюры»*. Н. Забила «Север», «Юг», И. Истомина «Тундра», «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», Ю. Шестопалов «Северное сияние». Дидактические игры: «Рассели животных», «Животные севера и юга». Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на Чукотку», «Поездка к Черному морю». Продуктивная деятельность «Как ты представляешь себе север России» | ||||||||||||
День космонавтики: первый полет человека в космос | Рассматривание портретов, иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Мы первые в космосе». Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», А. Митяев «День космонавтики», «Первый полет», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полет!». Продуктивная деятельность «Космос» | |||||||||||||
Май | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Небольшой вклад в большую Победу | Рассказ воспитателя «Дети - герои войны». Чтение: А. Печерская «Дети - герои Великой Отечественной войны» | ||||||||||||
Семейная принадлежность | 15 мая Международный день семьи | Беседа о семье. Составление Книги памяти (рассказы взрослых и детей о членах семьи - участниках войны, фотографии, рисунки). Продуктивная деятельность «Моя семья» | ||||||||||||
Гражданская' принадлежность | День Победы | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев». Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», Е. Благинина «Шинель», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Михалков «Быль для детей», М. Пляцковский «Май сорок пятого года», Е. Трутнева «Парад». Продуктивная деятельность «Вечный огонь» | ||||||||||||
В России и в мире живут разные народы | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Россия - многонациональная страна». Чтение литературных произведений писателей разных национальностей. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». Продуктивная деятельность «Дружат дети всей Земли» | |||||||||||||
Июнь - август | ||||||||||||||
Гендерная принадлежность | Закреплять представления о семье и тендерной принадлежности, о правах ребенка | Рассматривание репродукций картин «Мужской и женский образы в искусстве». Беседы: «Мы и наши права», «Мальчики и девочки - одинаковые и разные», «Кто я и кем хочу быть». Продуктивная деятельность «Я - ребенок, и я имею право». Выставка коллекций (мальчиков и девочек) | ||||||||||||
Семейная принадлежность | ||||||||||||||
Гражданская принадлежность | Закреплять полученные представления, формировать чувство гордости за свою Родину, город | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Я - гражданин России». Продуктивная деятельность: «Широка страна моя родная», «Мой город древний и молодой» | ||||||||||||
6 июня - Пушкинский день России | Чтение произведений, беседа по содержанию. Пушкинский бал. Викторина. Продуктивная деятельность по мотивам произведений А. Пушкина | |||||||||||||
22 августа - День государственного флага | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Цвета России». | |||||||||||||
2019-05-24 | 280 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Формирование г ендерной , семейной , гражданской |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы