Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательная область «Труд»



2019-05-24 281 Обсуждений (0)
Образовательная область «Труд» 0.00 из 5.00 0 оценок




Планирование содержания трудовой деятельности может осуществляться по формам ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.

Одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников являются поручения. В настоящем пособии они не распределены по месяцам, так как содержание их зависит от условий дошкольного учреждения и конкретной группы. Педагоги могут отобрать из предлагаемого перечня на данный месяц те поручения, содержание которых должно быть постепенно освоено каждым ребенком группы, а затем в следующем месяце начать обучение другим видам трудовой деятельности.

Дежурство по столовой и уголку природы, подготовка к занятиям организуются с начала учебного года. Примерное усложнение деятельности дежурных представлено помесячно.

Содержание коллективного и совместного труда со взрослыми, как и поручения, дается общим списком. Воспитатели смогут отобрать из него те виды деятельности, которые соответствуют условиям детского сада и возможностям детей группы.

Основными методическими приемами при формировании трудовых навыков во всех возрастных группах являются показ, объяснение, напоминание, указание, уточнение, наблюдение за деятельностью других детей, поэтому они могут повторяться почти ежемесячно. Однако необходимо подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, произведения художественной литературы и другие приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению детьми трудовых действий. Некоторые из них указаны в настоящем пособии.

 

Формы

Организации

Трудовой деятельности

Содержание и объем трудовых навыков

Методические приемы

в помещении на участке
Поручения Приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда. Проверять, все ли осталось в порядке перед уходом на занятие, прогулку порядок складывания одежды в шкафах, на стульях, состояние кроватей после их уборки детьми. Приводить в порядок кукол мыть, причесывать, при необходимости менять одежду. Стирать и гладить кукольную одежду. Пришивать оторвавшиеся пуговицы. Отбирать игрушки, книги, коробки, подлежащие ремонту. Ремонтировать коробки, подклеивать книги для своей группы и для малышей. Мыть и протирать игрушки, строительный материал. Мыть расчески, раскладывать мыло, протирать пол в умывальной, групповой комнатах. Менять полотенца. Протирать подоконники, мебель, мыть шкафчики для полотенец. Посыпать дорожки песком. Раскладывать комплекты чистого белья по кроватям. Расставлять стулья в определенном порядке. Наводить порядок в шкафах с оборудованием, приводить в порядок учебную доску, подготавливать тряпочку. Относить и приносить по просьбе взрослого предметы. Узнавать о чем-либо и сообщать воспитателю. Нарезать бумагу для аппликации рисования, ручного труда. Тонировать бумагу для изобразительной деятельности своей группы и малышей. Оказывать помощь няне, работающей в младшей группе: протирать пыль, мыть дверь и т.д. Учить малышей одеваться на прогулку. Высевать зерно на зеленый корм птицам. Мастерить поделки, игрушки в подарок малышам Отбирать игрушки и выносной материал по поручению воспитателя, выносить его на участок. Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение. Очищать песок от мусора. Поливать песок, собирать его в кучу. Убирать участок, веранду постройки. Сгребать упавшие листья укрывать ими растения. Окапывать кусты и деревья. Поливать участок из леек. Убирать снег. Освобождать от снега постройки. Скалывать подтаявшую корку льда. Сгребать снег в кучи для слеживания и изготовления построек. Делать цветные льдинки, украшать ими участок. Делать снежные постройки, участвовать в постройке горки для малышей. Пересаживать цветочные растения из грунта в горшки. Подкармливать птиц. Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники   Показ приемов работы, объяснение, напоминание, указания, наблюдение за работой детей. Опытно-исследовательская деятельность постройки из сухого и мокрого песка, лепка из снега в морозную погоду и при оттепели. Беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок», «Мы поможем малышам убирать участок», «Как зимуют деревья и кусты». Чтение: К. Мелихин «Светлая мечта». Дидактические игры и упражнения: «У нас порядок», «Все по своим местам», «Поучимся выполнять поручения» (вне группы)

Дежурство

 

Сентябрь Закреплять умения накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы: ложку и нож  справа от тарелки, вилку   слева; полностью убирать со стола после еды. Закреплять навыки подготовки материала к занятиям изобразительной деятельностью выставлять на отдельный стол материалы для лепки, рисования, аппликации, помогать товарищам готовить материал для занятий Беседа об организации дежурства по занятиям (новые правила), объяснение, напоминание, указания    
Октябрь Учить нарезать бумажные салфетки, сметать щеткой-сметкой со стола крошки на совок. Учить раскладывать материал для занятий математикой: счетные линейки, конверты со счетным материалом, помогать в уборке материала после занятий изобразительной деятельностью Показ приемов работы, объяснение, напоминание, уточнение, указания    
Ноябрь Учить дежурству по уголку природы: поливать растения, удалять сухие листья, вести календарь погоды. Закреплять навыки аккуратной уборки со стола: сметать крошки, убирать обрезки бумаги после занятий аппликацией Показ, объяснение, напоминание. Беседы: «Организация дежурства по уголку при-роды»; «Погода осенью» (по содержанию календаря погоды за сезон)    
Декабрь Закреплять умения быстро и аккуратно накрывать на стол и убирать со стола, при необходимости протирать пол возле столов. Доставать из шкафа нужный для занятия материал, располагать на отдельном столе, помогать товарищам в подготовке его для занятия и уборке, протирать столы после занятий изобразительной деятельностью. Учить опрыскивать растения, высаживать в ящики лук на перо Показ, объяснение, пояснение, напоминание. Беседа «Как ухаживать за растениями»    
Январь Следить за готовностью рабочих мест к занятиям, дополнять рабочие места недостающими материалами для занятий. Участвовать в подготовке пособий для музыкальных занятий. Учить высевать зерно на зеленый корм птицам. Сажать бобовые растения для наблюдений Уточнение, напоминание, указания, показ приемов посадки, и посева. Беседа «Правила подготовки рабочего места к занятиям»    

 

Февраль

Делать бумажные заготовки для занятий аппликацией, участвовать в подготовке и расстановке пособий для физкультурных занятий, приводить в порядок рабочие места после занятий.

Высаживать в ящики лук на перо. Готовить календарь природы для итоговой беседы о зиме

Указания, напоминание, пояснение. Беседа «Погода зимой» (по содержанию календаря погоды за сезон)

Март

По указанию воспитателя отсчитывать необходимый материал для занятий математикой, убирать его после занятий в шкафы. По заданию педагога тонировать бумагу для занятий рисованием.

Сеять зерно на зеленый корм птицам, семена цветов и овощей - на рассаду

Объяснение, пояснение, указания, показ приемов тонирования бумаги

Апрель

Готовить все материалы к занятиям изобразительной деятельностью, математикой.

Ухаживать за посевами и посадками, черенковать комнатные растения

Указания, пояснение, напоминание

Май

Высаживать растения в грунт, ухаживать за ними. Готовить календарь природы для итоговой беседы о весне

Беседа «Погода весной» (по содержанию календаря погоды за сезон)

Июнь - август

Закреплять, совершенствовать навыки дежурства по уголку природы, столовой. Готовить календарь природы для итоговой беседы о лете

Пояснение, указания. Беседа «Погода летом» (по содержанию календаря погоды за сезон)

Коллективный труд

Совместный: протирать строительный материал, стирать кукольное белье, наводить порядок в раздевальном шкафу, протирать стулья в групповой комнате, мыть игрушки    протирать шкаф для полотенец, ремонтировать книги (в том числе для малышей), мыть мячи, гимнастические: палки в физкультурном зале Уборка участка: подметать, собирать мусор, листву, поливать участок, песок, убираться на веранде, мыть игрушки, перелопачивать песок, сгребать его в кучу, убирать снег на участке, сгребать его в кучи для слеживания и изготовления построек, очищать постройки от снега, скалывать подтаявший лед

Объяснение, пояснение, указания,: помощь при распределении труда. Беседа о необходимости труда для общей пользы и помощи малышам

Общий: убираться в шкафах с игрушками, ремонтировать коробки от настольно-печатных игр, пришивать петли к полотенцам, наводить порядок в игровых шкафах, протирать стулья в музыкальном зале, изготавливать украшения (в том числе для участка); элементы костюмов к празднику Свозить снег на грядки, газоны, клумбы. Подгребать снег под деревья и кусты

 

 

Литература

1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Культура поведения за столом. - М.: Ижица, 2004.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1987.

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.

4. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

5. Голицына Н.С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. - М.: Скрипторий 2003,2010.

6. Голицына Н.С, Люзина СВ., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы.-М.: Скрипторий 2003, 2010.

7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1973.

8. Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы-занятия с дошкольниками об этике поведе-. ния. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

9. Зеленова Н.Г. Осипбва Л.Е. Мы живем в России. Подготовительная группа. - М.: Скрипторий 2003, 2010.

10. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е, Я - ребенок, и я имею право! - М.: Скрипторий 2003, 2009.

11. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. - М.: Линка-Пресс, 1998.

12. Козлова СА. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная пресса, 2004.

13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -М- Сфера, 2005.

14. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. - М.: Флинта, 2001.

15. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2003.

16. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2004.

17. Николаева СО. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Владос, 2002.

18. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2003, 2009.

19. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2008.                                

20. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Времена года. - М: Просвещение, 2006.



2019-05-24 281 Обсуждений (0)
Образовательная область «Труд» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образовательная область «Труд»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)