Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.



2019-05-24 481 Обсуждений (0)
Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. 0.00 из 5.00 0 оценок




Таким образом, процесс воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью обладает следующими характеристиками:

·это процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленных целей;

·это процесс, который обусловлен тем, что он динамичен, подвижен, изменчив и имеет многофакторный характер;

·отличается динамичностью, вариативностью, отдаленностью результатов от момента педагогического воспитательного воздействия;

·процесс комплексный, в нем должно просматриваться единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;

Можно выделить специфику подсистем процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью:

 

- специфичная цель воспитания – приоритет – социальная адаптация, понимаемая как формирование стереотипов поведения при разрешении определенной ситуации

- специфика задач (содержания) в приоритетном трудовом воспитании для уо и нравственном для ЗПР

- среди средств организации воспитания специфично то, что в принципах воспитании доминируют принципы: коррекционной направленности, активности и сознательности, наглядности;

- в методах: - доминирует использование методов формирования поведения и деятельности;

- в методах формирования сознания предпочтение отдается методам прямого воздействия (внушение, требование, убеждение);

- из методов стимуляции доминируют: поощрение + жёсткий запрет на использование наказания.



ВОПРОС 15. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Васильева, Сильвестер)

План ответа:

1. Метод воспитания как предмет исследования в современной психологии.

2. Классификация методов воспитания (Бабанский).

3. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью.

 

I. Метод воспитания как предмет исследования в современной психологии.

Воспитание — часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением. Вместе с тем воспитание так или иначе присутствует во всех формах социальных отношений: в быту, в семье, на производстве, являясь важной составной частью их функционирования.

В современной психологии воспитание понимается как качественное преобразование накопленного социального опыта, существующего вне личности, в форму личного, индивидуального опыта, в личные убеждения и поведение.

С точки зрения педагогической науки воспитание — это особая, целенаправленная организация взаимодействия между преподавателем и воспитанником при активной деятельности не только воспитателя, но и воспитуемого по овладению социальным опытом, ценностями.

Метод воспитания – способы воздействия воспитателя(педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков.

II. Классификация методов воспитания (Бабанский)

В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности:

А) Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод убеждения, внушения, метод примера;

Б) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;

В) Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

Методы Стимуляции- А) Поощрение- Это выражение положительной оценки действий воспитаников закрепляет положительные навыки и привычки.

Варианты поошрения- 1) одобрение 2)похвала 3)благодарность 4)предоставление почетных прав 5) награждение

Б) Наказание- метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелатьные поступки учащихся, тормозить их, вызивать чуство вины перед собой и другими людьми.

Виды наказания- а) наложение дополнительных обязанностей б)лишение или ограничение определенных прав. с) выражение морального порицания, осуждения.

Г) Методы самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

1. Методы формирования сознания личности

Основная функция данной группы методов – способствовать усвоению детьми знаний о правилах и нормах поведения. При использовании данной группы методов на первый план выступают словесные воздействия воспитателя на воспитанников. К данной группе методов относятся лекция, рассказ, беседа, дискуссия, диспут, метод примера, однако не все из перечисленных методов используются в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую не имеют собственной аргументированной точки зрения по многим вопросам, оказываются не в состоянии высказывать свою точку зрения, поддерживать дискуссию в силу имеющихся особенностей психической сферы, потому дискуссии и диспуты не используются в воспитательном процессе в специальной школе.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко используется в процессе воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью и применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.

Беседа как метод воспитания, в основе которого лежит диалог (полилог) учителя и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы.

2. Методы поведения и деятельности

Приучение – создание условий, при которых школьник вынужден повторять правильное поведение. Наиболее эффективным использование этого метода является на ранних ступенях воспитания и развития детей.

М. упражнения – формирование навыков и привычек нравственного поведения путём многократного повторения поступков, действий и т.д. В основе приучения лежит овладение ребёнком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает её личностно значимой.

В воспитательном процессе используются три типа упражнений:

1. Упражнения в деятельности. Их цель состоит в выработке привычек в труде, поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, содействуют приучению к коллективной деятельности. Имеют вид ярко оформляемых и проводимых событий (конкурсы, смотры и др. мероприятия).

2. Режимные упражнения. Соблюдение установленного в школе режима заставляет повторять и закреплять положительные действия, упражняться в выполнении правил поведения, приучает к правильному использовании рабочего и свободного времени.

3. Специальные упражнения. Их цель состоит в выработке и закреплении навыков и умений культурного поведения, приучение к соблюдению правил, связанных с внешней культурой поведения (вставать из-за парты, поднимать руку, выходить к доске и т.д.)

3. Методы формирования самосознания, самоконтроля и самооценки.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Опытные педагоги для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности.

О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

4. Методы стимулирования деятельности и поведения личности

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, первенству, самоутверждению.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

В настоящее время наиболее удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики. В соответствии с этой характеристикой выделяются первые три группы методов воспитания.

III. Область применения методов при воспитании детей с умственной отсталостью

На первых 3 – 4 годах обучения детей во вспомогательной школе ведущий методметод приучения (упражнения) – систематические упражнения детей в правильных поступках, действиях, в положительных навыках поведения. Средства: различные формы учебной работы; внеклассные мероприятия. Этот метод является ведущим, потому что УО длительное время не могут организовать свое поведение соответственно различным правилам.

Приучение хорошо используется в сочетании с методом убеждения. Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Конечным результатов должны быть разъясненные конкретные факты, раскрывающие ученику, что такое хорошо, что такое плохо, почему нужно поступать так, как требуют правила школьника. Средства: учебная работа, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, утренники, встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности и т. д.

Метод одобрения и осуждения – действенные методы воздействия на УО ребенка, т. к. обычно они вызывают у детей повышенные эмоциональные переживания, которые закрепляют формирование качества в личности ребенка. Эти методы должны быть использованы в соответствии с требованиями лечебно – педагогического охранительного режима, устанавливаемого для детей с патологическими чертами в характере и поведении (например, организация специального режима учебных занятий, труда в мастерских, в интернате, в дифференцированном подходе).

Одобрение – признание, положительная оценка действий и поступков ученика педагогом или коллективом товарищей, выражаемые публично или в личной форме. Средства: личная похвала педагога, похвала в присутствии сверстников, благодарность педагога, награждение и т. д.

Осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения. Средства: замечание педагога, устный выговор, вызов для внушения на заседание школьного педагогического совета и т. д.

Одним из условий успешного использования этих методов является опора на детский коллектив. Всякое поощрение отдельного ученика должно обязательно быть отнесено к той группе детей, с который ребенок связан. Так, учительница отмечает, что сегодня в этом ряду (по партам) очень хорошо написали работу Ваня, Лена, Коля. В такой форме поощрение, данное отдельным ученикам, переживаются как успех группы. Такое поощрение (наказание), которые задевает интерес коллектива детей, становится более значимым, более эффективным в воспитательном плане.

Метод положительного примера. Близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут быть сверстники, родители, педагоги. Воспитатели должны предупредить неосознанное подражание и помочь детям отобрать в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами.

Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между детьми и педагогами. Средства: просьба, тактичные указания и распоряжения педагога.

Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявленных требований или заданий. Средства: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении заданий, отчеты детей о свое работе.

Метод переключения на другие виды деятельности рекомендуется при односторонней увлеченности учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения, следовательно, способствует формированию нового стереотипа поведения (например, сгладить появившуюся у ребенка обиду, ослабить воздействие неудачи, плохого настроения)

ВОПРОС 16. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (Анатольева, Бутылина, Гутник, Щерба, Яковлева)

План ответа:

1. Определение физического развития

2. Особенности физического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

3. Характеристика медико-педагогической поддержки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении

 

1. Определение физического развития

Физическое развитие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.

2. Особенности физического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в:

- ослабленности организма,

- нарушениях соматики,

- большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям,

- общем физическом недоразвитии (вес, рост),

- нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др.

У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой).

Однако у разных детей нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов.

У большинства детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе.

При беге у детей наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта очень велики.

Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.

Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

3. Характеристика медико-педагогической поддержки физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном учреждении

В системе комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются два самым тесным образом связанные друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.

Медицинская помощь ребенку создает благоприятные условия для успешного проведения всех направлений коррекционно-развивающей работы (физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития).

Педагогический аспект комплексной медико-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья является ведущим в образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация в детском саду охранительного педагогического режима.

Однако самым действенным средством совершенствования двигательной сферы и развития всех органов и систем организма ребенка является целенаправленная работа по физическому воспитанию детей, которая строится на комплексной основе. Опыт работы детского сада показывает, что наиболее благоприятными условиями ее успешности являются:

- создание особого психологического климата в детском саду, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности его психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.;

- наличие в детском саду высококвалифицированных специалистов (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, музыкальный руководитель и др.), понимающих приоритетное значение работы по физическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального и интеллектуального развития;

- организация системы работы по физическому развитию детей высоко квалификационным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами;

- наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием;

- оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима;

- использование разнообразных форм работы, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников;

- четкое планирование всей работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;

- введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей;

- активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей;

- методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития.

В основе построения всей работы по физическому развитию воспитанников лежит их тщательное обследование в начале каждого учебного года и промежуточный контроль в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. Обследование проводят в тесной взаимосвязи друг с другом инструктор по физическому воспитанию и инструктор лечебной физкультуры, результаты своих наблюдений представляют также воспитатели и учитель-дефектолог. Его результаты позволяют сконструировать программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования вносятся в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами показывают динамику в психофизическом развитии каждого воспитанника за время его пребывания в детском саду.

Основной формой работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью традиционно является занятие.

Занятия физической культурой создают значительно больше возможностей, чем другие занятия (игрой, трудом, изобразительной деятельностью и др.), для интеграции детей с выраженными нарушениями в группу детей с более высоким уровнем интеллектуального развития.

Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью способствует эмоциональная насыщенность занятий.

Медико-педагогическая поддержка физического развития и укрепления здоровья ребенка с интеллектуальной недостаточностью позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.


ВОПРОС 17. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Щерба, Антропова)

План ответа:

1. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике (варианты отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР и у.о.)

2. Вариативность межличностных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные)

3. Основные направления помощи

4. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу)

I. Семья как предмет исследования в современной психологии и педагогике (варианты отношений в семьях, имеющих детей с ЗПР и у.о.)

 

Семья –это конкретно историческая система отношений между супругами,родителями идетьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой диктуется потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семью рассматривают как малую социальную группу, как институт первичной социализации, как социальную систему. Семья может реализовать воспитательную функцию, обеспечить условия для формирования личности ребенка, путем включения в систему социальных отношений, организацией разнообразных видов деятельности. Цель современной семьи заключается в создании условий для личностного роста и самореализации всех её членов и семьи в целом.

II. Вариативность межличностных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные)

Семьи с детьми с и.н. часто относятся к проблемным семьям. В таких семьях часто нарушенпроцесс воспитания. Воспитательный потенциал ослаблен в силу следующих причин: - переживаний родителями эмоционального стресса, - трудности принятия, - дисгармоничные типы воспитания, - низкая культура, низкая ответственность, - большое количество неблагоприятных семей. Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР: неполными (без отца), родители-алкоголики, семьи со сложившимися дисгармоничными отношениями, со стороны родителей отмечается безнадзорность, безразличное отношение к успехам ребенка в школе.

 

В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные модели воспитания:

Гиперопека. Родители стремятся сделать за ребенка все,жалея ребенка,сами ограничиваютвозможности его развития.

Противоречивое воспитание. Разногласия членов семьи в использовании воспитательныхсредств. При таком воспитании не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, ребенок обучается "лавировать" между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянномуперенапряжению ребенка. Родители возлагают на него такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку трудно справиться.

Авторитарная гиперсоциализация. К этой модели чаще тяготеют родители,которые самиимеют высокий социальный статус. Родители, использующие такую модель, переоценивают возможности своего ребенка.

"Культ болезни".Если в семье отношение к ребенку как к больному,то у ребенка формируетсямнительность, страх перед любым недугом, представление о себе как о слабом, неспособном к достижениям человеке.

Модель "симбиоз":родители полностью растворяются в проблемах ребенка.


 Модель "маленький неудачник".Родители приписывают своему ребенку социальнуюнесостоятельность, испытывают чувство досады и стыда из-за того, что он неуспешный и неумелый, уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни

Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусомили в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен.

Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким,но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией самого себя с дефектом ребенка.

 

В основе семейных конфликтов, т. е. дисгармоничного взаимодействия, лежит неадекватность восприятия, незрелые отношения, служащие удовлетворению и поддержанию «невротических» потребностей в соперничестве, доминантности, защите, опеке. Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. Так же семьи, воспитывающие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, имеют недостаток специальных знаний в воспитании.

 

III. Основные направления помощи

Помощь родителям оказывается в институтах раннего вмешательства, специальных образовательных организациях (школах и садах), в ПМПК, реабилитационных центрах, в родительских ассоциациях.

 

Психолого-педагогическая помощь –это комплекс коррекционных мероприятий,адресованных родителям и детям с проблемами в развитии, с целью формирования гармоничных отношений родителей с детьми, способствующих полноценному развитию ребенка и самореализации родителей. Включает в себя помощь в реализации воспитания детей и разрешении проблем, возникающих у родителей.

 

Направления в работе с родителями:

1. психолого-педагогическое просвещение родителей,

2. включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс,

3. психологическая помощь детям.

 

Основные направления в работе специалистов с семьей:

1. Гармонизация семейных взаимоотношений.

2. Коррекция психологического состояния матери.

3. Коррекция детско-родительских отношений.

4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

5. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

 

IV. ФГОС начального образования детей с ЗПР и детей с недоразвитием интеллекта о роли семьи в образовании ребенка (привлечение семьи к учебно-воспитательному процессу)

По ФГОС образования обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью реализация АООП НОО обеспечивает возможность участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; поддержке родителей (законных представителей) в воспитании обучающихся, охране и укреплении их здоровья, вовлечении семей непосредственно в образовательную деятельность.


ВОПРОС 18. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЗА РУБЕЖОМ (Анатольева, Яковлева)

План ответа:

1. Факторы, обусловливающие состояние помощи лицам с умственной отсталостью.

2. Основные этапы развития общественной помощи лицам с умственной отсталостью по Малофееву Н. Н. и Замскому Х.С.

1.Факторы, обусловливающие состояние помощи лицам с умственной отсталостью.

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. Этих аномальных лиц нельзя было не заметить, так как они требовали к себе особого внимания. Если это внимание им не оказывалось или оказывалось не в той форме и не в тех размерах, какого они требовали, аномальные лица становились тяжелым бременем для общества и источником таких социальных зол, как преступность, тунеядство, бродяжничество. Таким образом, у общества возникла необходимость определить свое отношение к аномальным лицам, их правовое положение, принципы, цели и необходимые для них формы помощи.

Характер отношения общества к этим лицам зависит от многих факторов. В первую очередь он определяется уровнем развития производительных сил общества, его экономикой, характером производственных отношений, а также такими надстроечными факторами, как политические, нравственные, религиозные, философские воззрения общества. На характер отношений к аномальным лицам оказывает непосредственное влияние уровень развития просвещения, здравоохранения, науки и культуры в целом. На разных этапах развития цивилизации у людей существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития производительных сил и культуры к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись разные требования. Нет сомнения в том, что по мере развития производительных сил и культуры к личности предъявляются возрастающие требования.

Таким образом, к факторам, которые обусловливают состояние помощи лицам с умственной отсталостью, можно отнести:


1. Экономические факторы.

2. Политические.

3. Социально-психологические.

4. Гуманистические


Далее рассмотрим, как менялось отношение к лицам с умственной отсталостью в рамках развития производства и культуры в целом. 

2.Основные этапы развития общественной помощи лицам с умственной отсталостью.

Историю становления помощи лицам с умственной отсталостью изучали такие ученые как Малофеев Николай Николаевич и Замский Хананий Самсонович. Охарактеризуем и сопоставим взгляды ученых на основные этапы помощи лицам данной категории.

 

Малофеев Н.Н. Замский Х.С.
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи – Древность, Средние века, IX - VIII вв. до н.э. - XII в. Донаучный, ранне-научный, мистический этап (IX - VIII вв. до н.э. – конец XVIIIв.);
От призрения к осознанию возможности обучения XII в. - 70-80 гг. XVIII в. Этап зарождения и развития гуманистических идей (конец XVIII – начало XIXв.);
От осознания возможности к осознанию необходимости обучения (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.) Этап активизации общественной помощи слабоумным (вторая половина XIX в. – начало XXв.)
От обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования (нач. XX в. - 70-е гг.)  
5) От изоляции к интеграции (70-е гг. ХX в. - ?)  

 

В эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись до признания лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все, а сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства. За два с половиной тысячелетия западноевропейской цивилизацией был пройден путь от ненависти и агрессии к лицам с отклонениями в развитии, сначала до терпимого и участливого отношения к ним, а затем и до идей равенства и интеграции. Идея специального обучения не может возникнуть в обществе, нетерпимом к “неполноценным” людям.

На протяжении первого и второго периодов формируются предпосылки организации специального образования, а попытки создания специальных образовательных учреждений приходятся только на трет



2019-05-24 481 Обсуждений (0)
Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)