Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний   ( Е. Я. Голант )



2019-05-24 1317 Обсуждений (0)
Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний   ( Е. Я. Голант ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Таких источников три: практика, наглядность, слово.

В соответствии с этой классификацией выделяют три группы методов:

- словесные методы ( к ним относят: рассказ, описание, объяснение, беседу, работу с книгой, лекцию, дискуссию);

- наглядные методы ( к ним относят: демонстрацию, иллюстрацию, наблюдение)

- практические методы ( к ним относят: упражнения, опыт, практические работы, лабораторные работы).

2.3.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся.

По этой классификации выделяют следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

- репродуктивный,

- проблемного изложения,

- частично-поисковый (эвристический)

- исследовательский.

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся ( Е. Я. Голант )

Выделяют две группы методов

Пассивные методы ( к ним относят: рассказ, лекцию, объяснение, демонстрацию, наблюдение, опрос.)

Активные методы ( к ним относят: упражнения, рассказ учеником, практическую работу)

 

3. Особенности реализации методов обучения в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

     В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения («источниковая» классификация).

     В начальной школе для детей с ЗПР, которые обучаются по программе 7.1, в большей степени используются практические и наглядные методы обучения, словесные методы ведущими не являются(используется преимущественно беседа).

     В старших классах преобладают словесные методы, потому что они делают процесс обучения более экономичным.

     Дети, которые обучаются по программе 7.2 и по программе обучения умственно отсталых детей для них характерна другая тенденция на всем протяжение обучения ведущими являются наглядные и практические методы обучения. К старшим классам роль словесных методов обучения возрастает, но они не становятся ведущими.

     Выбор методов обучения определяется обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания и зависит от:

- целей образования;

- особенностей изучаемого предмета, его содержания;

- времени, отведенного на изучение материала;

- возрастных особенностей учащихся;

- уровня подготовленности учащихся.

     При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью не используют следующие словесные методы: лекцию и дискуссию.

     Рассмотрим номенклатуру методов обучения «по источнику знаний», так как они часто используются при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Словесные методы

Рассказ- яркое, эмоциональное, монологичное, достоверное, логичное и последовательное изложение событий и явлений. Он непродолжителен по времени ( в начальных классах — 5-7 мин, в старших — до 10 минут в течение урока). По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение.

Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Они используются на разных этапах урока. По целям выделяются: вводная беседа, беседа — обсуждение, опрос.

 

К проведению беседы учитель должен тщательно готовится. Она строится на системе последовательных вопросов. Вопросы должны быть доступны для понимания учеников. Важно, чтобы фронтальные вопросы чередовались с индивидуальными. Беседа должна быть короткой ( для вводной беседы — 2-3 мин, для опроса — 5-7 мин)

Объяснение – это метод в ходе реализации, которого обязательно используются разные приемы: вербальные, наглядные и практические. Объяснение -это разъяснение закономерностей, свойств изучаемого объекта.

Оно должно быть четким, логичным, последовательным, доступным для учеников, эмоционально нейтральным, коротким ( в среднем 5 мин).

Объяснение должно подкрепляться примерами.

Наглядные методы

Демонстрация - заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств.

Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем.

Наблюдение - процесс развернутого целе­направленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в каби­нете, живом уголке, на экскурсии).
   Приведем некоторые требования к выбору наглядности:

- иллюстрация должна быть определенных размеров (для фронтальной работы - минимум лист А4, для индивидуальной — минимум четверть листа),

- объект демонстрации должен быть виден учащимся со всех сторон;

- наглядность должна соответствовать теме урока;

-наглядности должно быть достаточно, и она должна вовремя предъявляться и убираться;

- следует демонстрировать наглядность последовательно;

- важно использовать словесное описание, что поможет уча­щимся определить отдельные свойства предмета.

В процессе обучения используют компьютерную технику.

Практические методы

Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний.

Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:

- быть посильными и доступными для учащихся;

- быть небольшими по объему и содержанию;

- нужно учитывать особенности познавательной деятельности учащих­ся и степень сформированности у них умений и навыков;

- должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности.

Лабораторно-практические работы, как метод, направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера.

Самостоятельные работы. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы.

Различают следующие типы самостоятельные работы: по образцу, вариативные и творческие работы.

Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя факторами:

- готовностью детей к самостоятельной работе;

- уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной.

 

         

Таким образом, метод обучения — это способ решения познавательных задач. В современной общей и специальной педагогике существуют разные классификации методов обучения. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в основном используют традиционную классификацию методов обучения «по источнику знаний». Для эффективности обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать наглядные, практические и словесные методы. При этом такие словесные методы как лекция и дискуссия при обучении данной категории детей не используются.


 

ВОПРОС 22. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Бойко, Сапсай)

План ответа

1. Урок как основная форма обучения

2. Типы и структура уроков в специальной школе.

3. Подготовка учителя к уроку.

 



2019-05-24 1317 Обсуждений (0)
Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний   ( Е. Я. Голант ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний   ( Е. Я. Голант )

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)