Традиционная классификация методов обучения по источнику знаний ( Е. Я. Голант )
Таких источников три: практика, наглядность, слово. В соответствии с этой классификацией выделяют три группы методов: - словесные методы ( к ним относят: рассказ, описание, объяснение, беседу, работу с книгой, лекцию, дискуссию); - наглядные методы ( к ним относят: демонстрацию, иллюстрацию, наблюдение) - практические методы ( к ним относят: упражнения, опыт, практические работы, лабораторные работы). 2.3.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин). Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), - репродуктивный, - проблемного изложения, - частично-поисковый (эвристический) - исследовательский. Классификация методов обучения по уровню активности учащихся ( Е. Я. Голант ) Выделяют две группы методов Пассивные методы ( к ним относят: рассказ, лекцию, объяснение, демонстрацию, наблюдение, опрос.) Активные методы ( к ним относят: упражнения, рассказ учеником, практическую работу)
3. Особенности реализации методов обучения в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения («источниковая» классификация). В начальной школе для детей с ЗПР, которые обучаются по программе 7.1, в большей степени используются практические и наглядные методы обучения, словесные методы ведущими не являются(используется преимущественно беседа). В старших классах преобладают словесные методы, потому что они делают процесс обучения более экономичным. Дети, которые обучаются по программе 7.2 и по программе обучения умственно отсталых детей для них характерна другая тенденция на всем протяжение обучения ведущими являются наглядные и практические методы обучения. К старшим классам роль словесных методов обучения возрастает, но они не становятся ведущими. Выбор методов обучения определяется обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания и зависит от: - целей образования; - особенностей изучаемого предмета, его содержания; - времени, отведенного на изучение материала; - возрастных особенностей учащихся; - уровня подготовленности учащихся. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью не используют следующие словесные методы: лекцию и дискуссию. Рассмотрим номенклатуру методов обучения «по источнику знаний», так как они часто используются при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Словесные методы Рассказ- яркое, эмоциональное, монологичное, достоверное, логичное и последовательное изложение событий и явлений. Он непродолжителен по времени ( в начальных классах — 5-7 мин, в старших — до 10 минут в течение урока). По целям выделяются: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ заключение. Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Они используются на разных этапах урока. По целям выделяются: вводная беседа, беседа — обсуждение, опрос.
К проведению беседы учитель должен тщательно готовится. Она строится на системе последовательных вопросов. Вопросы должны быть доступны для понимания учеников. Важно, чтобы фронтальные вопросы чередовались с индивидуальными. Беседа должна быть короткой ( для вводной беседы — 2-3 мин, для опроса — 5-7 мин) Объяснение – это метод в ходе реализации, которого обязательно используются разные приемы: вербальные, наглядные и практические. Объяснение -это разъяснение закономерностей, свойств изучаемого объекта. Оно должно быть четким, логичным, последовательным, доступным для учеников, эмоционально нейтральным, коротким ( в среднем 5 мин). Объяснение должно подкрепляться примерами. Наглядные методы Демонстрация - заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, метод служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем. Наблюдение - процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). - иллюстрация должна быть определенных размеров (для фронтальной работы - минимум лист А4, для индивидуальной — минимум четверть листа), - объект демонстрации должен быть виден учащимся со всех сторон; - наглядность должна соответствовать теме урока; -наглядности должно быть достаточно, и она должна вовремя предъявляться и убираться; - следует демонстрировать наглядность последовательно; - важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета. В процессе обучения используют компьютерную технику. Практические методы Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям: - быть посильными и доступными для учащихся; - быть небольшими по объему и содержанию; - нужно учитывать особенности познавательной деятельности учащихся и степень сформированности у них умений и навыков; - должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности. Лабораторно-практические работы, как метод, направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера. Самостоятельные работы. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы. Различают следующие типы самостоятельные работы: по образцу, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя факторами: - готовностью детей к самостоятельной работе; - уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной.
Таким образом, метод обучения — это способ решения познавательных задач. В современной общей и специальной педагогике существуют разные классификации методов обучения. При обучении детей с интеллектуальной недостаточностью в основном используют традиционную классификацию методов обучения «по источнику знаний». Для эффективности обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью важно использовать наглядные, практические и словесные методы. При этом такие словесные методы как лекция и дискуссия при обучении данной категории детей не используются.
ВОПРОС 22. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Бойко, Сапсай) План ответа 1. Урок как основная форма обучения 2. Типы и структура уроков в специальной школе. 3. Подготовка учителя к уроку.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |