Принцип педагогического оптимизма
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию. Принцип ранней педагогической помощи Суть принципа: чем раньше оказана педагогическая помощь, то есть выявлено и диагностировано отклонение в развитии, тем эффективнее будет исправление недостатков в развитии.
4.2.Номенклатура специальных принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью Принцип коррекционной направленности обучения Суть данного принципа заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовкой Суть данного принципа заключается в том, что предметы, которые изучают ученики создают базу для успешного усвоения учебного материала по труду. Принцип опоры на сохранные анализаторы 5. Номенклатура частных принципов по истории Принцип хронологизма Суть принципа: предмет преподается в хронологической последовательности: из глубокой древности к современности. Принцип историзма Суть принципа: исторические события и явления нужно оценивать с точки зрения того времени. Принцип краеведения Суть принципа: в исторический курс нужно включать краеведческий материал, той местности, где происходит обучение. Таким образом, процесс обучение детей с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом системы принципов обучения. Все принципы тесно связаны и проникают один в другой, поэтому их реализовывать нужно комплексно. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью основано на тех же принципах, что и обучение нормально развивающихся детей, но из-за того, что у детей есть нарушения в развитии, то система принципов обучения в специальной школе расширяется за счет включения в нее специальных и частных принципов обучения. 6. Аспекты реализации принципов обучения Каждый принцип обучения имеет три аспекта реализации: психологический, педагогический и методический аспекты. Психологический аспект - это совокупность психологических теорий, которые позволяют сформулировать основу принципа обучения. Педагогический аспект — это педагогические теории, которые строятся на основе психологических закономерностей. Методический аспект включает в себя технологические приемы реализации принципа обучения. Рассмотрим три аспекта реализации принципа на примере, принципа наглядности обучения. В основе этого принципа лежат следующие психологические теории: 1. Теория онтогенеза ( развития) мышления В соответствие с этой концепцией в процессе развития мышление человека проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Это значит, что, если процесс обучения начался с раннего возраста психического развития, то это обучение должно быть наглядным и иллюстративным и постепенно замещаться вербальными видами мышления. 2. Теория поэтапного формирования умственного действия ( по Гальперину) В соответствие с этой концепцией любую познавательную задачу решать проще, если есть внешняя опора для ее решения. Педагогический аспект реализации принципа наглядности состоит в том, учитель для детей с интеллектуальной недостаточностью разрабатывает средства наглядности и использует их во время обучения. Важно, чтобы в процессе обучения постепенно менялись виды наглядности, поэтому педагог должен учитывать онтогенез мышления детей. Каждому виду мышления соответствует своя наглядность: для развития наглядно-действенного мышления используют естественную и предметную наглядность, для наглядно-образного используют иллюстрации и образную наглядность, для словестно-логического мышления используют схемы, вербальную и условно-знаковую наглядность. Педагогический аспект реализации принципа наглядности состоит в пошаговом обучение это характерно для общеобразовательной и специальной школы.
ВОПРОС 10. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Горячева, Кочергина) План ответа: 1. Понятие «воспитание» в психолого-педагогической литературе 2. «Труд» в специальном образовании 3. Цель и задачи трудового воспитания 4. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе
I. Понятие «воспитание» в психолого-педагогической литературе В современной специальной общей педагогике воспитание понимается вариативно. В воспитание детей с недоразвитием интеллекта наиболее корректно использовать следующее толкование этого процесса: 1) Воспитание как взаимодействие субъекта и объекта направленная на выработку механизмов управления активностью (по Гинецинскому); 2) Выработка у ребенка с недоразвитием интеллекта стереотипов реагирования на стандартные ситуации. Если попытаться, свести это определения воедино, то получится: Целевой установкой воспитания является выработка у ребенка механизмов управления совей активностью в стандартных поведенческих ситуациях. II. «Труд» в специальном образовании Труд —это вид деятельности с ярко выраженной преобразующей функцией. Именно поэтому при недоразвитии интеллекта, у ребенка сохранны прежде всего операционная деятельность, наглядно-действенное мышление (он готов работать руками), именно поэтому мы предлагаем ему трудовую деятельность. В работах многих ученых отмечается (Б.И. Пинского, Г.И. Дульнева, Е.А. Ковалева), что труд - это важнейшее средство воспитания, начиная еще с дошкольного возраста; в процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Подготовка к труду является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. III. Цель и задачи трудового воспитания Цель трудового обучения – профессионально трудовая адаптация, обеспечение готовности учащихся к практической, общественной полезной деятельности. Задачи: 2)формирование трудовых навыков; 3) формирование отношений в коллективе, определение своего места в коллективе и готовности взаимодействовать. Трудовое обучение и трудовое воспитание в специальнойшколе представляет собойединую систему. Уроки труда в коррекционнойшколе выступают не только как предмет, но и как 1 из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Труд имеет большое корригирующие значение, так как в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия об окружающем мире, обогащается чувственныйопыт. Ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их - все это способствует развитию мышления и речи. IV. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе В специальнойшколе приоритет отдаётся трудовому обучению потому, что: 1) у ребенка с интеллектуальной недостаточностью наиболее сохранно наглядно – действенное мышление; 2) в структуре деятельности при недоразвитии интеллекта тоже есть сохранные моменты (Д.: мотив -> цель ->содержательный компонент ->операционный компонент ->контрольно – оценочный / контрольно – регуляционный̆ + стимуляция) 3) операционный компонент деятельности наиболее сохранен у УО, т.е. ребенок без мотива готов выполнить действие, если оно предлагается ему. 4) деятельность выполняет познавательную функцию и носит преобразующий характер (у УО детей наиболее сохранна преобразующая функция) Психологическая подготовка к труду — это целостная система работы с уч-ся, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта. Практическая подготовка к труду — это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении ими 1 из профессий. 4 основных вида трудового обучения: · самообслуживание, · хозяйственно – бытовойтруд, · общественно – полезный(труд по уходу за растениями и животными), · производительный труд. 1-4 класс – ручной труд (знакомим с методами работы с ручными материалами, инструментами, с природным материалом), 5-8 класс – профильный труд; 9-11 класс – профессиональный труд. Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
ВОПРОС 11. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (Потапова, Евсеенко) План ответа: 1. Понятие умственной отсталости. 2. Система помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 3. Содержание образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 4. Особенности оценки результатов образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |