Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип педагогического оптимизма



2019-05-24 731 Обсуждений (0)
Принцип педагогического оптимизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. При этом под способностью к обучению понимается способность к освоению любых доступных ребенку социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.

Принцип ранней педагогической помощи

Суть принципа: чем раньше оказана педагогическая помощь, то есть выявлено и диагностировано отклонение в развитии, тем эффективнее будет исправление недостатков в развитии.

 

4.2.Номенклатура специальных принципов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Принцип коррекционной направленности обучения

  Суть данного принципа заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов.

Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовкой

  Суть данного принципа заключается в том, что предметы, которые изучают ученики создают базу для успешного усвоения учебного материала по труду.

Принцип опоры на сохранные анализаторы

5. Номенклатура частных принципов по истории

Принцип хронологизма

Суть принципа: предмет преподается в хронологической последовательности: из глубокой древности к современности.

Принцип историзма

  Суть принципа: исторические события и явления нужно оценивать с точки зрения того времени.

Принцип краеведения

  Суть принципа: в исторический курс нужно включать краеведческий материал, той местности, где происходит обучение.

  Таким образом, процесс обучение детей с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом системы принципов обучения. Все принципы тесно связаны и проникают один в другой, поэтому их реализовывать нужно комплексно. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью основано на тех же принципах, что и обучение нормально развивающихся детей, но из-за того, что у детей есть нарушения в развитии, то система принципов обучения в специальной школе расширяется за счет включения в нее специальных и частных принципов обучения.

6. Аспекты реализации принципов обучения

  Каждый принцип обучения имеет три аспекта реализации: психологический, педагогический и методический аспекты.

  Психологический аспект - это совокупность психологических теорий, которые позволяют сформулировать основу принципа обучения.

  Педагогический аспект — это педагогические теории, которые строятся на основе психологических закономерностей.

  Методический аспект включает в себя технологические приемы реализации принципа обучения.

Рассмотрим три аспекта реализации принципа на примере, принципа наглядности обучения.

В основе этого принципа лежат следующие психологические теории:

1. Теория онтогенеза ( развития) мышления

В соответствие с этой концепцией в процессе развития мышление человека проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Это значит, что, если процесс обучения начался с раннего возраста психического развития, то это обучение должно быть наглядным и иллюстративным и постепенно замещаться вербальными видами мышления.

2. Теория поэтапного формирования умственного действия ( по Гальперину)

В соответствие с этой концепцией любую познавательную задачу решать проще, если есть внешняя опора для ее решения.

Педагогический аспект реализации принципа наглядности состоит в том, учитель для детей с интеллектуальной недостаточностью разрабатывает средства наглядности и использует их во время обучения. Важно, чтобы в процессе обучения постепенно менялись виды наглядности, поэтому педагог должен учитывать онтогенез мышления детей. Каждому виду мышления соответствует своя наглядность: для развития наглядно-действенного мышления используют естественную и предметную наглядность, для наглядно-образного используют иллюстрации и образную наглядность, для словестно-логического мышления используют схемы, вербальную и условно-знаковую наглядность.

Педагогический аспект реализации принципа наглядности состоит в пошаговом обучение это характерно для общеобразовательной и специальной школы.

 

 


ВОПРОС 10. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (Горячева, Кочергина)

План ответа:

1. Понятие «воспитание» в психолого-педагогической литературе

2. «Труд» в специальном образовании

3. Цель и задачи трудового воспитания

4. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе

 

I. Понятие «воспитание» в психолого-педагогической литературе

В современной специальной общей педагогике воспитание понимается вариативно. В воспитание детей с недоразвитием интеллекта наиболее корректно использовать следующее толкование этого процесса:

1) Воспитание как взаимодействие субъекта и объекта направленная на выработку механизмов управления активностью (по Гинецинскому);

2) Выработка у ребенка с недоразвитием интеллекта стереотипов реагирования на стандартные ситуации.

Если попытаться, свести это определения воедино, то получится:

Целевой установкой воспитания является выработка у ребенка механизмов управления совей активностью в стандартных поведенческих ситуациях.

II. «Труд» в специальном образовании

Труд —это вид деятельности с ярко выраженной преобразующей функцией. Именно поэтому при недоразвитии интеллекта, у ребенка сохранны прежде всего операционная деятельность, наглядно-действенное мышление (он готов работать руками), именно поэтому мы предлагаем ему трудовую деятельность.

 В работах многих ученых отмечается (Б.И. Пинского, Г.И. Дульнева, Е.А. Ковалева), что труд - это важнейшее средство воспитания, начиная еще с дошкольного возраста; в процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Подготовка к труду является одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью.

III. Цель и задачи трудового воспитания

Цель трудового обучения – профессионально трудовая адаптация, обеспечение готовности учащихся к практической, общественной полезной деятельности.

Задачи:
1) формирование готовности к трудовой деятельности;

2)формирование трудовых навыков;

3) формирование отношений в коллективе, определение своего места в коллективе и готовности взаимодействовать.

Трудовое обучение и трудовое воспитание в специальнойшколе представляет собойединую систему. Уроки труда в коррекционнойшколе выступают не только как предмет, но и как 1 из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей.

Труд имеет большое корригирующие значение, так как в процессе труда конкретизируются и исправляются нечеткие представления и понятия об окружающем мире, обогащается чувственныйопыт. Ученик знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их - все это способствует развитию мышления и речи.

IV. Место труда в обучении и воспитании ребенка с недоразвитием интеллекта в школе

В специальнойшколе приоритет отдаётся трудовому обучению потому, что:

1) у ребенка с интеллектуальной недостаточностью наиболее сохранно наглядно – действенное мышление;

2)  в структуре деятельности при недоразвитии интеллекта тоже есть сохранные моменты (Д.: мотив -> цель ->содержательный компонент ->операционный компонент ->контрольно – оценочный / контрольно – регуляционный̆ + стимуляция)

3) операционный компонент деятельности наиболее сохранен у УО, т.е. ребенок без мотива готов выполнить действие, если оно предлагается ему.

4)  деятельность выполняет познавательную функцию и носит преобразующий характер (у УО детей наиболее сохранна преобразующая функция)

Психологическая подготовка к труду — это целостная система работы с уч-ся, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта.

Практическая подготовка к труду — это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении ими 1 из профессий.

4 основных вида трудового обучения:

· самообслуживание,

· хозяйственно – бытовойтруд,

· общественно – полезный(труд по уходу за растениями и животными),

· производительный труд.

1-4 класс – ручной труд (знакомим с методами работы с ручными материалами, инструментами, с природным материалом),

5-8 класс – профильный труд;

9-11 класс – профессиональный труд.

Следует отметить, что для повышения интереса и активности школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.

 


ВОПРОС 11. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (Потапова, Евсеенко)

План ответа:

1. Понятие умственной отсталости.

2. Система помощи лицам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

3. Содержание образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

4. Особенности оценки результатов образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.



2019-05-24 731 Обсуждений (0)
Принцип педагогического оптимизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип педагогического оптимизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)