ВОПРОС 3. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
План ответа: 1. Наука, понимание явления 2. Предмет исследования в специальной педагогике 3. Задачи исследования в специальной педагогике 4. Методы исследования в специальной педагогике I. Наука, понимание явления. В современном обществе приняты разные определения науки: содержательное определение, и институциональное понимание науки. Содержательное определение раскрывает то, что исследует определенная область знаний. Институциональное понимание – то, какие методы, какой инструментарий в целом, и в каких формах проводятся исследования. Наука – информация, систематизированная человеческим сознанием и закреплённая на опр. носителях об опр. классе предметов и явлений. На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций. С 90 х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной и со специальной психологией. II. Предмет исследования в специальной педагогике Специальная педагогика - это наука о теории и практике специального образования. Предмет - теория и практика специального образования, принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленные на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Под объекттом исследования специальной педагогики понимается процесс воспитания детей с проблемами в развитии Часто предметом специальной педагогики становится процесс коррекции вторичных проблем психического развития ребенка, реализуемый в ходе специально организованного обучения или воспитания. Структура предмета в коррекционной педагогике может пониматься как структура коррекции вторичных проблем, реализуемая в процессе специально организованного обучения и воспитания Коррекция-это система психологических, медицинских, педагогических воздействий, направленных на поправление вторичных проблем психомоторного характера. III. Задачи исследования в специальной педагогике · Выявление и учет детей с проблемами в развитии; · Разработка методов ранней диагностики аномалий развития; · Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей; · Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей; · Разработка системы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы по предупреждению аномалий детства (информирование будущих и настоящих родителей о возможных причинах нарушений развития у детей); · Повышение эффективности процесса социализации аномального ребенка на разных этапах развития; · Социальная адаптация. IV. Методы исследования в специальной педагогике Теоретические методы исследования (используются при формулировке гипотез и рекомендаций по применению результатов экспериментального этапа исследования): · анализ информации по исследуемой проблеме; · методы сравнения, сопоставления, взглядов на проблему исследования; · метод экспликации (выработки собственной точки зрения на проблему исследования) · метод экстраполяции (перенос выявленных тенденций и закономерностей на всю совокупность схожих, но не исследованных предметов исследований) Экспериментальные методы исследования · методы пассивного исследования (наблюдение, сбор анамнестических и катамнестических данных, анализ продуктов деятельности испытуемых); методы анкетирования (закрытого, открытого) · экспериментальные методы (естественный и лабораторный эксперимент констатирующий и формирующий) Методы качественного и количественного анализа + методы мат.статистики · Методы мат.статистики в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. · Методы качественного анализа направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических (основанные на опыте) данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы · Метод количественного анализа отвечает на вопрос «сколько?» и фокусируется на статистических измерениях. * Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. - Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.). - Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.). - Шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |