ВОПРОС 4. ПРОБЛЕМА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
План: 1. Основные единицы метаязыка специальной педагогики и специальной психологии 2.Специальная педагогика и её понятийный аппарат 3. Категория развития, обучения и воспитания 4. Категория коррекции 5. Категория реабилитации и адаптации 6. Дифференциация, интеграция, инклюзия
1. Понятие – результат обобщения человеческим сознанием конкретных характеристик предмета познания. Категория – результат обобщения понятий, характеризующих предмет познания. Дефиниция – это сжатый смысл основных категорий, которые описывают предмет науки. 2. Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. specialis – род, вид). Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно. [Назарова Н.М.] Так как специальная педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется специфически понимаемыми общепедагогическими терминами. В то же время специальная педагогика имеет и собственный понятийный аппарат, свою терминологию. Изучением проблемы категориальной определённости в специальной педагогике занимались: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Бгажнокова И.М. 3. Развитие – количественные и качественные изменения в явлении, системе, предмете, характеристике процесса; процесс и результат количественных и качественных изменений человека [Подласый И.П.]. Развитие – процесс становления личности (Рубинштейн). Факторы развития: - внутренние (биологические) - внешние (социальные) Виды дизонтогенеза: - недоразвитие - задержанное развитие - повреждённое развитие - дефицитарное развитие - искаженное развитие - дисгармоничное развитие Обучение – сложное системное образование, которое специально конструируется в обществе с целью социализации подрастающего поколения; системное взаимодействие “ученика” и “учителя”, направленное на “нормализацию” социального статуса. а) процесс формирования ЗУН у ребёнка учителем; б) взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на решение задач образования, развития, воспитания [Давыдов]. Бгажнокова И.М.: специфическое взаимодействие специалиста с пациентом, направленное на исправление и повышение продуктивности психомоторных процессов, нарушенных в ходе дизонтогенеза. Коррекционно-развивающее обучение – система мер, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. а) в социальном смысле: передача социального и культурно-исторического опыта от старших поколений младшим. б) в широком педагогическом смысле: специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. в) в узком педагогическом смысле: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В.С. Генецинский: процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на выработку у ребенка механизмов управления активностью. Этапы становления личности (Ананьев): индивид-> субъект -> личность -> индивидуальность 4. Коррекция – специально организованное воздействие на ту или иную проблему в организме, делающая возможным продолжение реализации проблемной функции либо её замещение. С.Я. Рубинштейн: система медицинских, психологических и педагогических средств, направленных на исправление вторичных проблем в психическом развитии субъекта. Механизмы коррекции: - исправление (умственная отсталость); - замещение (сенсорные нарушения); - модификация поведения; - разрушение (речевые нарушения). Компенсация – замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных; возмещение дефицитарной функции за счет усиленного использования сохранных функций. Компенсация – процесс возмещения утраченной функции за счёт сверхнормативного развития сохранной (эффект сверхкомпенсаци). 5. Абилитация (лат. habilis – быть способным к чему-либо) – система лечебно-педагогических мероприятий с целью преодоления нарушений развития у детей раннего возраста. Реабилитация – комплекс медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных физических, психических и социальных функций. Физиологическая адаптация – выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям действительности. Психологическая адаптация – подстраивание условий под нужды субъекта. Социальная адаптация – активное приспособление лиц с ОВЗ к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Виды социальной адаптации: - социально-бытовая; - социально-трудовая; - социализация. Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. 6. Дифференциация – разделение учебных планов и программ с учётом склонностей и способностей учащихся. Интеграция – совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ. Виды интеграции: - интернальная (совместное обучение и воспитание детей с одной и той же проблемой в развитии, но с разной степенью выраженности) - экстернальная (совместное обучение и воспитание детей вне зависимости от характера и степени выраженности нарушения) Этапы интеграции: 1. Подготовка среды к включению в нее ребенка с проблемами в развитии 2. Подготовка ребенка с ОВЗ к включению его в среду. 3. Постепенное включение подготовленного ребенка в подготовленную среду. Инклюзия – высший этап интеграции: включение ребенка с ОВЗ в среду за счёт ресурсов самой среды.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |