ВОПРОС 5. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
План ответа: 1. Определение понятия «социальная адаптация». 2. Механизмы 3. Виды социальной адаптации 4. Средства социальной адаптации 5. Функции социальной адаптации 6. Специфика социальной адаптации детей с недоразвитием интеллекта
1.Адаптация-способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация (лат. приспособление условиям) по Дарвину один из механизмов эволюции. Социальная адаптация – это выработка у субъекта механизмов приспособления к меняющимся условиям деятельности во всех ее составляющих. Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Высшим уровнем адаптации является социальная, ее можно определить как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм и стилей поведения, характерных для данного общества; включение личности в социальную среду через обретение статуса и места в обществе; оптимальную интеграцию личности в сложившуюся систему. Под соц. адаптацией понимают: 1)постоянный процесс активного приспособления индивида к устойчивым или изменяющимся условиям социальной среды 2)результат этого процесса 3) выработка стереотипов поведения в стандартной ситуации. 2 механизма: - приспособление к меняющимся условиям среды. Механизм приспособления может быть реализован как целевая установка в ПД с лицами имеющими низкий возраст психического развития. - видоизменение условий, в которых субъект находится, приспособление их под свои возможности. Данный механизм востребован современным обществом и сознанием самого человека. 2.Виды социальной адаптации: 1.Социально-бытовая – выработка у ребёнка механизмов приспособления к меняющимся условиям быта. Способность адаптироваться к меняющимся условиям быта является основным критерием отнесения субъекта к УО. Относится к лицам с глубоким интеллектуальным дефектом. 2.Социально-трудовая – выработка у ребёнка механизмов приспособления к меняющимся условиям трудовой деятельности. Данный уровень адаптации является доступным для лиц с лёгкой УО (с выраженным развитием интеллекта). 3.Социализация – это обеспечение готовности к приспособлению лица к меняющимся условиям всей социальной действительности, включающий межличностные отношения. Виды социальной адаптации используются как критерии для отбора содержания как образовательных, так и воспитательных программ. 3.Средства социальной адаптации: 1.Реабилитация – система мероприятий, направленных на восстановление у субъекта утраченных им социальных значимых функций. 2.Абилитация – система мероприятий, направленных на формирование у ребёнка неких социальных функций, которые он не может овладеть из-за проблем, осложняющих его развитие. 3.Специальное обучение и специальное воспитание (самое главное) – а) интегрированное обучение, б) дифференцированное обучение. 4. Поведение – главное направление. Коррекция поведения, формирование норм и правил поведения. Поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. 4.Функции социальной адаптации: 1.Обеспечить нормальное развитие, оптимистическую работоспособность в различных условиях окружающей действительности. 2.Компенсировать недостаточность привычного поведения в новых условиях. 3.Создать возможности для оптимального функционирования организма и личности вне обычной обстановки. 5. Специфика социальной адаптации детей с недоразвитием интеллекта. У детей с интеллектуальным недоразвитием процесс адаптации затруднен в связи с особенностями психической и личностной сферы, обусловленными структурой дефекта. Дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к самостоятельному анализу и синтезу явлений окружающей действительности. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей затрудняют их социальную адаптацию. Такие дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они очень часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом, моделью. Умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Таким образом, для детей с умеренной и тяжелой степенью недоразвития интеллекта главным и единственным доступным уровнем адаптации будет социально – бытовая. Для детей с легкой степенью интеллектуального недоразвития таким уровнем будет социально – трудовая адаптация. Уровень социализации будет полностью доступен только для детей с незначительными интеллектуальными нарушениями.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |