Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностно-ориентированный подход



2019-05-24 411 Обсуждений (0)
Личностно-ориентированный подход 0.00 из 5.00 0 оценок




ü Нахождение способов решения задач;                                                                                                        

ü Умение реализовывать решение в практической деятельности.

 

C. Обучение (Ильин, Еременко) это процесс усвоения учеником знаний под управлением учителя (стратегия самонаучения). Акцент на необходимость повышения самостоятельности ребенка в решении любой учебно-познавательной задачи.

 

2) Процесс обучения является многосторонним, он состоит из:

® Деятельность учителя – преподавание (управление) – руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое определяется целью обучения.

® Деятельность ученика – учение – действия, выполняемые учащимися для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой теми или иными мотивами.

® Содержания образования.

 

3) Факторы, влияющие на эффективность процесса обучения:

ü Качество профессиональной деятельности учителя (преподавание, управление);

ü Особенности познавательной деятельности учащихся;

ü Специфичность содержания образования. Лидирующий компонент. Отражается в образовательных программах (учебный план, программа отдельной области, учебник).

ü Культурно-историческая ситуация, в которой реализуется обучение.

4) Функции процесса обучения

Образовательная – основной смысл заключается в вооружении учащихся системой ЗУН, с целью их использования на практике.

Воспитывающая- предполагает развитие личностных качеств, устойчивых стереотипов поведения, способствующих социализации учащихся. Важнейшим аспектов осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая - предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы, коррекцию вторичных отклонений в развитии.

5) Особенности процесса обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью состоят в следующем:

 

  УО ЗПР
Нормативность обучения   Пролонгированность ПО   Особенности методов обучения     Особенности способов решения познавательных задач     Особенности использования внешних опор Актуальное обучения (трудовое обучение, чтобы в будущем получить профессию)     8.1 Сроки освоения АООП обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет. 8.2 Сроки освоения СИПР 12 - 13 лет.   8.1 На протяжении всего периода обучения наглядно-действенные и наглядно-образные методы являются ведущими. Роль наглядно-образных методов доминирует в школе 2-ой ступени. Роль слова заключается в сопровождении решения учебной задачи; их значение возрастает в старшей школе, но они никогда не становятся доминирующими. 8.2 На протяжении всего периода обучения наглядно-действенные методы преобладают. Роль наглядно-образных и словесных методов постепенно увеличивается. Но вербальные никогда не становятся ведущими.   Упрощение способов решения познавательных задач. Преобладают репродуктивные способы решения задач.   Преобладает естественная и предметная наглядность Формальное обучение     7.1 Сроки обучения как у нормы. 7.2 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет. Далее обучение как у нормы     7.1 На начальных этапах обучения в процессе обучения преобладают наглядные и практические методы обучения при обязательном словесном сопровождении. В школе второй ступени роль словесных методов повышается, наглядные и практические методы используются в случае затруднений при решении познавательных задач. В старшей школе доминируют словесные методы. 7.2 На протяжении всего периода обучения наглядно-действенные и наглядно-образные методы являются ведущими Преобладают репродуктивные методы решения познавательных задач. Роль наглядно-образных методов доминирует в школе 2-ой ступени. Роль слова заключается в сопровождении решения учебной задачи; их значение возрастает в старшей школе, но они никогда не становятся доминирующими.   Основными способами решения познавательных задач являются проблемный и поисковый.   Преобладает схематическая наглядность

 


ВОПРОС 7. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

 

План:

1) ЗПР как предмет исследования

2) Основные клинические типы ЗПР (по Лебединской)

3) Перспективность обучения и развития детей с ЗПР

1. Определение и этиология.

ЗПР – задержка психического развития (термин Груня Ефимовна Сухарева) - это особый вид дизонтогенеза, проявляющийся в нарушении нормального темпа психофизического развития ребёнка.

Под ЗПР понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, ЭВ), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. (Богданова, Вовк)

Таких детей больше всего по статистике. Каждый 5 ребенок имеет ЗПР.

Это вид дизонтогенеза, обусловленный взаимодействием 2 групп факторов:

Эндогенных – мозаичное поражение отдельных участков ЦНС, приводящее к функциональному динамич. нар. мозговой деятельности (заболевания матери, травмы, интоксикация, соматические заболевания); ММД (тотальность задержки).

Экзогенных – синдром депривации, длительные неблагоприятные условия воспитания, ЭВИ. (парциальность, временность задержки). преим

(Г.Е.Сухарева, В.И.Лубовский, К.С.Лебединская, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, Н.А.Цыпина, М. Агран и др.)

ЗПР характеризуется:

1) Нарушение темпа развития (ретардация (разница биологического и психического возраста), т.к. отставание на 2-3 года от сверстников с N).

2) Мерцающий характер работоспособности (не может выполнять монотонную Д от начала до конца). Нарушение работоспособности нельзя путать с продуктивностью Д.

3) Толерантное отношение к помощи

1. В отличие от умственной отсталости, где психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер, при задержке психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций.

2. При ЗПР сохранны потенциальные возможности высших форм познавательной деятельности, и обобщения, отвлечения и абстрагирования.

3. Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, способны использовать оказываемую им помощь и переносить ее самостоятельно на новые задания. Умственно отсталый ребенок также использует оказываемую ему помощь, но перенести самостоятельно усвоенный в конкретном задании обобщенный способ действия на новые задания он не может.

2. Основные клинические типы ЗПР (Лебединская Клара Самойловна, 1980)

Основные клинические типы ЗПР выделяют по пр-пу происхождения:

1. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки, дисгармоничные отношения в семье и т.д.). Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости,

нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Это результат неблагоприятного влияния на психич. р-е УСЛОВИЙ р-я –воздействие ДЕПРИВАЦИОННОГО СИНДРОМА. Фактор связан с недостатками информац-й среды, в кот. р-ся ребенок. Происходит потеря темпа р-я(ярко проявл-ся в том, что реб с трудом усваивает формальные знания). В перспективе- тенденции к нормализ-и психич-го р-я. 6-7 % от всего инфантилизма.

2. ЗПР конституционального происхождения - так называемый гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связываются с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.

3. ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длит. соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Имеет место и задержка эмоц. развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связ. с ощущением своей физической неполноценности (ГОСПИТАЛИЗМ (изоляция от мира), СТОЙКАЯ АСТЕНИЯ (быстро наступающая усталость после обычной нагрузки)).

4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается чаще других, обладает большой стойкостью и выр-тью нар-й в ЭВС и познавательной деятельности. Имеется негрубая органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера. Наблюдается ЗАДЕРЖКА ФИЗ.РАЗВИТИЯ, общая гипотрофия (недостаточная масса тела для роста). ЭВ незрелость представлена орган. инфантилизмом — у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Дети слабо заинтересованы в оценке, у них низкий уровень притязаний.

Физиология незрелая, спокойный ребенок.

Органический инфантилизм проявляется в одной из двух форм:

а) неустойчивый органический инфантилизм. Характерны психомоторная расторможенность, эйфорический оттенок настроения, импульсивность, малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, повышенная внушаемость, отсутствие стойких привязанностей;

б) тормозимый органический инфантилизм. Преобладает пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость.

При инфантилизме – первой страдает ЭВС –В-П-М; при ММД- В-П-М-Р-ЭВС (схожа с Л УО).

Моисей Шиманович Вроно (1983 г.) выделил основные клинические признаки, характерные для всех форм ЗПР:

1. Запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения).

2. Эмоциональная незрелость.

3. Неравномерность развития отдельных психических функций.

4. Функциональный, обратимый характер нарушений.

3. Перспективность обучения

Сказать о пике и об успеваемости в зависимости от нарушения. Потолок у уо. (у нормы нет потолка развития, у уо есть потолок, и больше него они не смогут развиться, а ЗПР может быть и ниже этого потолка и пики, которые выше потолка)

Дети с ЗПР могут обучаться по 7.1 и 7.2 вариантам АООП, выбор варианта программы будет зависеть от степени выраженности задержки, индивидуальных особенностей учащихся.

7.1. Содержание программы и сроки обучения соответствуют общему образованию, но имеются дополнительные коррекционные курсы, описанные в АООП. (инфантилизм) в ОШ

7.2. Содержание образования сопоставимо с содержанием общего образования, сроки обучения пролонгированы. Так, в начальной школе по этому варианту предусматривается 5 лет обучения. (церебрально-органическая) 7 вид.

По обоим вариантам программы возможно обучение в образовательном учреждении, реализующем программы общего среднего образования, при создании условий образования по АОП.

Возможно обучение в отдельных образовательных учреждениях, реализующие адаптированную основную образовательную программу для детей с ЗПР, то есть бывшие VII в.

Кроме того, возможно по обоим вариантам программы возможно создание отдельных классов в любых школах.

Перспективы:

1)Разные формы инфантилизма (за исключением органического инфантилизма) выходят в нормальный темп развития (первые 4 года либо в спец условиях, либо в обычных)

2) Церебрально-органическая форма – перспективность обучения - это второй вариант программы. Дети дают динамику, похожую на динамику обучения ребенка с легкой УО (у них СИПРы-спец. индивидуальная программа развития) если выраженное нарушение интеллекта.

 




2019-05-24 411 Обсуждений (0)
Личностно-ориентированный подход 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностно-ориентированный подход

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)