Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология профессионального самоопределения.



2019-05-24 235 Обсуждений (0)
Психология профессионального самоопределения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассматривая профессиональное самоопределение, как выбор не только конкретной профессии, но и выбор всей жизни, Е.А.Климов считает, что профессиональное самоопределение должно изучаться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, цивилизации и культуре» (Климов Е.А., 1993, с. 55)...

Придерживаясь аналогичной точки зрения, Н.С.Пряжников пишет: «...уровень развития профориентации в том или ином обществе (стране) является одним из показателей реальной свободы выбора для большинства членов данного общества».

Близкая позиция прослеживается и в зарубежной концепции «профессиональной зрелости», предложенной Д.Сьюпером. В данной концепции «профессиональное самоопределение» (построение карьеры) рассматривается, как постоянно чередующиеся выборы, изменяющееся по мере взросления человека.

Вместе с тем, важно отметить, что профессиональное самоопределение в настоящее время принято соотносить с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотранстенденция.

Так, например А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляется «через увлеченность значимой работой». Самореализация, по мнению К.Ясперса и И.С.Кона проявляется через труд, работу и общение. Самотранстенденция (расширение своих изначальных возможностей), указывает В.Франкл «полноценно определяется через трансцендентность, то есть в способности выходить за рамки самого себя, в умении находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни».

Основываясь на вышесказанное можно предположить, что профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а так же – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса.

В этой связи, следует отметить, что одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

Осмысление этой проблемы требует обратиться к научной литературе, которая вводит нас в проблему активизации профессионального самоопределения личности, где важнейшим направлением работы является помощь профконсультантов клиенту не только в подборе профессии и места трудоустройства, но и в создании мотивационной и ценностной основы самоопределения.

Исходя из этого, можно выделить две основные ориентации профконсультанта и клиента: 1) решение проблем профессионального самоопределения, осуществляется при заведомо пассивной (потребительской) позиции, соотносимой с внешней активностью; 2) решение проблем профессионального самоопределения основывается на внутренней активности.

Основываясь на выделенных Е.А.Климовым двух уровнях профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека), А.Г.Асмолов выделяет две установки: 1) профессиональное самоопределение как выгодная сделка, то есть выгодная продажа своих услуг на рынке труда (что не соотносится с внутренней активностью); 2) профессиональное самоопределение как проявление творчества, справедливости и достоинства (что соотносится с внутренней активностью).

Для профконсультанта реализация прагматичной установки предполагает меньшую профессиональную и внутреннюю активность, поскольку она вполне соответствует ожиданиям многих клиентов и ему не приходиться прилагать дополнительные усилия на переориентацию консультируемых на более высокие ценности.

При реализации установки, соответствующей «психологии достоинства», и клиенту, и профконсультанту приходиться актуализировать значительные свои душевные резервы, чтобы преодолеть соблазн выбора и приобретения профессии, для которой человек не годиться.

С точки зрения стремления человека быть реальным субъектом самоопределения и хозяином своей жизни, также выделяются две противоположные установки: 1) профессиональное самоопределение как следование судьбе, предназначению, року (что предполагает меньшую активность человека); 2) профессиональное самоопределение как «выход за пределы самого себя» (по В.Франклу), что означает не только реализацию того, что уже заложено в человеке, но и расширение возможностей самоопределения, предполагающее значительную внутреннюю активность.

Представленные выше варианты «пространств» самоопределения и выборов позволят рассматривать не только традиционно понимаемые профессиональные выборы (например, выбор данной профессии или места работы), но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться.

При решении профинформационных задач профконсультант может и должен информировать клиента (молодого или уже взрослого) о возможном «поле», «пространстве» смыслов самоопределения в конкретном труде. Другой вопрос, каким образом лучше проводить такую нетрадиционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации.Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В.Франкла, предложившего метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны человеческой жизни (см. Франкл, 1990).

Заметим также, что психологические пространства самоопределения могут быть как субъективными (представленными в сознании данного человека), так и общепринятыми, объективными (как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми). Проблема профессионального консультирования состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения и субъективные пространства, выделяемые и «желаемые» самим клиентом, и реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать или не принимать.

В качестве идеальной цели профессионального самоопределения Н.С.Пряжников называет постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностные значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.[12]

Для того чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи:

Создать условия для самостоятельного решения проблемы профессионального самоопределения с помощью специальных методов побуждающих к активной деятельности.

Обеспечить учащегося необходимой информационно-справочной литературой с компьютерным поиском существующих видов деятельности.

Предоставить возможность для самопознания учащимся себя и своих возможностей, путем создания диагностических систем доступных для самостоятельного изучения.

Вселять в молодых людей оптимизм, уверенность в себе за счет создания морально-эмоциональной поддержки, путем использования приемов и техник, заимствованных из психотерапии и консультативной психологии, а также специальных игровых профконсультационных методик.

Включать учащихся в реальные виды квазипрофессиональной и профессиональной деятельности, где они сами могут принять конкретное решение в выборе своей будущей профессии.

Решением, выше отмеченных задач, можно определить последовательность действий психолога работающего с учащимися. Для этого Н.С.Пряжников предлагает использовать методы способствующие повышению активности в профессиональном самоопределении:

методы взаимодействия профконсультанта и учащегося;

методы, позволяющие учащемуся самостоятельно решать проблему профессионального выбора.[13]

В этой связи, по мнению Н.С.Пряжникова, представленные методы, направленные на формирование мотивационной, операционной и ценностно-нравственной готовности к профессиональному самоопределению, достигнут эффективности тогда, когда каждый, использующий их специалист, будет обладать личным обаянием, жизненным и профессиональным опытом, а также индивидуальными приёмами.

Школьный психолог – это тот человек, который может взять на себя решение задач профессиональной ориентации учащихся. Однако его помощь не должна быть прямым и конкретным советом, куда пойти учиться. Он должен скорее содействовать самостоятельному принятию решения, оснастив этот процесс информацией, а также обеспечивать морально-эмоциональной поддержкой тех учащихся, которые уже выполняют квазипрофессиональную деятельность.

Подчас, для этого достаточно просто быть внимательным, заинтересованным слушателем, которому молодой человек мог бы рассказать о своих желаниях, сомнениях, переживаниях. В случае необходимости возможно использование тестов, выявляющих общие и специальные способности, склонности, которые могут иметь значение при решении вопроса о том, какую выбрать профессию.

Не менее важным аспектом в работе с учащимися 14–15 лет выступает деятельность, направленная на расширение сферы возможных профессиональных решений, примеривание и проигрывание в условном плане самых разных сценариев жизни. Вторым важным моментом является работа по повышению самооценки учащихся, поскольку нередко подростки отказываются от привлекающей их профессии, полагая, что у них нет соответствующих способностей.

Вместе с тем, в содержание помощи учащимся в осознании и обосновании выбора профессии входит:

а) выявление интересов, склонностей, способностей учащихся;

б) определение социальных установок и помощь в их формировании;

в) определение мотивации выбора и ее структуры;

г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

д) определение уровня развития сторон личности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, устойчивость, настойчивость, целеустремленность и т.п.);

е) выявление первичных профнамерений и их динамики;

ж) осуществление профподбора, основываясь на степень соответствия «профиля личности»;

з) проведение занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии», встреч с интересными людьми;

и) получение узкой специальности (УПК).

Таким образом, любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка (его индивидуальные особенности, возможности, интересы, склонности, характер, темперамент) и специальности (требования, которые она предъявляет человеку). При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.



2019-05-24 235 Обсуждений (0)
Психология профессионального самоопределения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология профессионального самоопределения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)