Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы личностного и профессионального роста у старшеклассников.



2019-05-24 212 Обсуждений (0)
Проблемы личностного и профессионального роста у старшеклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время, выделяется несколько причин, вызывающих проблемы в личностном и профессиональном становлении личности:

диффузия идентичности – неспособность сформировать собственные ценности, цели и идеалы;

диффузия времени – нарушение чувства времени;

диффузия работоспособности – неспособность сосредоточиться на необходимых и соответствующих возрасту задачах;

диффузия отрицания – отрицание всех свойств и ролей, которые способствуют формированию идентичности (семейные роли, привычки, профессиональные и полоролевые стереотипы, национальность и т. д.).[14]

Хотя выше отмеченные причины отклонений выглядят весьма угрожающе, тем не менее, часть из них оказывается вполне естественной вариацией в рамках процесса взросления. Только в отдельных, крайних случаях они могут лежать в основе развития психических заболеваний, асоциального и антисоциального поведения.

Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся отклонениях в процессе развития личности.

1) Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. addiction – пагубная привычка) используется для описания поведения, включающего употребление различных токсических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость.

Попытка приема различных психоактивных веществ подростками и юношами рассматривается как «самолечение» психологического неблагополучия, в результате которого подрывается их здоровье и социальное созревание. Более того, стереотипное представление о моральных нормах, инфантильное отношение к себе, непонимание других, как правило, приводит к росту количества суицидов.

Для того чтобы помочь такому подростку или юноше, психолог, прежде всего, должен понять, в чем суть психологического неблагополучия, от которого он хочет уйти, каковы его мотивы употребления алкоголя или токсических веществ, учитывая то, что в каждом конкретном случае эти мотивы различны.

Однако очень важным выступает знание о том, что для таких подростков и юношей характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайшего будущего, удовлетворение которых происходит в течение нескольких ближайших дней или месяца, так как их временная перспектива будущего сужена. Неспособность планировать перспективы своего развития приводит к нарушению мотивационно-потребностной сферы, что влечет за собой ощущение скуки и увеличивает уязвимость к стрессу.

Если принять во внимание тот факт, что потребности в безопасности и достижении перспектив (целей) закладываются к 7 годам, то становится очевидным, что блокировка их в подростковом и юношеском возрасте, свидетельствует о значительном эмоциональном неблагополучии, в первую очередь – в семье.

Таким образом, длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально-волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее, низкой фрустрационной толерантности. Психоактивные вещества, вызывающие визуализацию представлений, носящих яркий, образный характер, или эйфорию с изменением сознания, являются своеобразной формой психологической защиты, в какой-то мере компенсирующей подростку или юноше дефицит родительского тепла, создавая иллюзию переноса в «детский мир радостей».[15]

2) Говоря об асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют в качестве синонимов понятия «девиантное» и «делинквентное» поведение, что вносит значительную путаницу. Для ее преодоления целесообразно социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного) и преступное или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).

В последнее время, в зарубежной психологии принято считать, что употребление термина «девиантное поведение» нецелесообразно, так как оно противоречит «политической корректности». В этой связи, говоря о девиантном поведении, зарубежные психологи употребляют термин «проблемное поведение».

Проблемное поведение они подразделяют на интернализованное (направленное на себя) и экстернализованное (направленное на других). Основываясь на данное положение, можно предположить, что асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения.

В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений у подростков принято искать в их трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Трудновоспитуемость рассматривается как невосприимчивость к положительному социальному опыту, являясь результатом педагогической запущенности, которая определяется как длительное, неблагоприятное воздействие микросреды на развитие психических состояний у личности ребенка.

В своем исследовании И.А.Невский выделил несколько стадий развития асоциального поведения:

неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);

порицаемое поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);

девиантное поведение (нравственно-отрицательные проявления и проступки);

делинквентное (предпреступное) поведение;

преступное поведение;

деструктивное поведение.[16]

Стадиальное рассмотрение процесса перехода от аддиктивного поведения к асоциальному поведению достаточно традиционно и протекает примерно в следующей логике:

первоисточником антиобщественного поведения выступает совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность подростков и юношей к конкретным условиям социально-полезной деятельности (их дезадаптацию);

дезадаптация влечет отчуждение несовершеннолетних от социально-позитивных связей и отношений и, как следствие, вызывает десоциализацию его личности;

десоциализация неразрывно связана с деморализацией личности, первоначальным выражением которой, является трудновоспитуемость.

Та или иная степень деморализации личности лежит в основе соответствующих форм антиобщественного поведения.[17]

Среди психологических факторов, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними, можно отнести следующие:

потребность в престиже, в самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12–13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);

потребность в риске;

эмоциональная неустойчивость;

агрессивность;

наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации);

отклонения в психическом развитии;

низкое самоуважение;

неадекватная самооценка и др.[18]

Для практического психолога, также необходимо знание социальных факторов, которые могут приводить к правонарушению со стороны несовершеннолетних.

К микросоциальным факторам принято относить: семью, школу и референтную группу сверстников.

Известно, что отдельные стили семейного воспитания несут неблагоприятные последствия. В частности, гиперопека способствует развитию акцентуации характера с истероидными и гипертимными чертами (в связи с ярко выраженной реакцией эмансипации), а гипоопека – с шизоидными и эмоционально-лабильными.

Представленные два типа характеров приводят к «фрустрационным» типам делинквентности – агрессивно защитному и оппозиционному. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй – при воспитании по типу «кумира семьи».

Агрессивно-защитный тип делинквентности характеризует подростков драчливыми, враждебными, конфликтными, неуступчивыми, дезорганизаторами дисциплины в школе, склонных к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации. Поскольку, постоянное нервное напряжение, необходимость защищаться от обид, наносимых старшими членами семьи, развивает эгоизм, грубость, жадность и недоброжелательность.

Позиция «один против всех», постоянная готовность к самозащите фиксируется и сохраняется за пределами семьи, мешая в дальнейшем устанавливать контакты с людьми.

Таким образом, ригидная самооценка подростка или юноши начинает оказывать существенное влияние на его поведение в последующие годы. Возникающее несоответствие между реальным опытом и «Я-концепцией» приводит к дезорганизации личности, к фрустрационному состоянию. Молодой человек постоянно ощущает неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, он несчастен, одинок, не понят, обижен. В результате он начинает со все большей враждебностью относиться к среде, которая пренебрегла им, и тяготеть к таким же «отверженным» делинквентным сверстникам, у которых находит, наконец, признание и одобрение своего поведения.

Суицидальный шантаж, делинквентные проступки, прием наркотиков – эти и другие формы поведения являются в подобных случаях протестными реакциями подростка (юноши) в ответ на жесткий диктат родителей и преследуют цель (часто полуосознанную) обратить внимание родителей на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе.

Однако для формирования агрессивно-защитного типа недостаточно одного лишь фактора неправильного воспитания, поскольку необходим и определенный конституциональный фон. Таким фоном является акцентуация характера эпилептоидного, истероэпилептоидного или шизоэпилептоидного типа. Фиксации агрессивно-защитной установки способствуют такие качества эпилептоидной психики, как торопливость, склонность к застреваниям, чрезмерный эгоизм.[19]

При воспитании по типу «кумира семьи» наблюдается развитие оппозиционного типа делинквентности. Слепая родительская любовь, постоянное восхищение ребенком, удовлетворение любых его капризов, снисходительное отношения к недостаткам, проступкам формируют у ребенка превратное представление о себе, о своих правах и обязанностях. Искаженные представления о социальных отношениях, полученные в семье, приводят к резкому столкновению с реальными отношениями, когда ребенок выходит за рамки «тепличной атмосферы» своей семьи. Притязания таких подростков и юношей оказываются выше их действительных возможностей, в силу чего возникает внутренний конфликт, приводящий к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Это проявляется в упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтности.

У некоторых инфантильных, эмоционально-лабильных, истероидных подростков и юношей фрустрационное состояние может быть вызвано трудностями, связанными с процессом эмансипации. Стремление к независимости от родителей сочетается у них с притязаниями на их безраздельную любовь, внимание и заботу. Сочетание этих двух взаимоисключающих тенденций приводит часто к психологическому конфликту, который разрешается инфантильно окрашенным оппозиционным поведением.

В ходе коррекционной работы с подростками и юношами, характеризующимися оппозиционным типом делинквентности, необходимо раскрывать иррациональный характер их поведения, показывать, что выбранный ими способ достижения цели является неэффективным и вызывает лишь негативное отношение у окружающих.

При патологической реакции эмансипации, эффективной бывает работа с семьей. Родителям необходимо разъяснить психологические особенности подросткового, юношеского возрастов, неизбежность процесса «психологического отлучения». В то же время, учитывая то, что фрустрационное поведение часто не осознается подростком и причины его непонятны родителям, необходимо довести до сознания подростка и его родителей связь неправильного поведения с реакцией эмансипации.

Вместе с тем, эффективной коррекционной работой выступает групповая личностно-ориентированная психотерапия. В процессе которой, благодаря оптимальному соотношению конфронтации и поддержки чувства обиды, уверенности в несправедливости оценок, отношении со стороны других людей, ограждает личность от болезненных переживаний и позволяет сохранить, удовлетворяющую самооценку. В результате подростки и юноши с оппозиционным типом поведения постепенно отказываются от необоснованных претензий, они начинают осознавать, что трудности во взаимоотношениях с окружающими кроются в них самих.

Рассматривая отрицательное влияние микросоциальных факторов на развитие и становление личности ребёнка, можно сказать, что недостатками воспитательного процесса в школе принято считать, так называемые дидактогении (изменения в психике ученика под влиянием ошибок учителя) – результат психологической безграмотности и не проработанности личностных проблем учителей.[20]

Однако, в настоящее время, все чаще появляются исследования, раскрывающие влияние микросоциальных факторов на рост подростковой преступности, связанных с политическим и экономическим состоянием общества. Исследователи полагают, что перевороты в общественном сознании и деидеологизация прежних установок ведут сегодня к нарушению процесса социализации во всех сферах жизнедеятельности, к «распаду целостной среды обитания подростка».[21]

 

Вопросы для самопроверки.

Какие Вы знаете теории личностного самоопределения?

Какие Вы знаете этапы становления ценностно-ориентационной составляющей личностного самоопределения?

Какие трудности испытывают подростки в период личностного самоопределения?

Цели профессионального самоопределения?

Задачи профессионального самоопределения?

Содержание работы по профессиональному самоопределению?

Какие Вы знаете проблемы личностного и профессионального самоопределения подростков и юношей?

Что такое аддиктивное поведение и каковы его причины?

Факторы, вызывающие развитие асоциального поведения?

 

Основная литература.

Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997 с.372-414.

Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: ИПП, 1997.

Ельцова В.А. Ценностные аспекты личностного самоопределения. – Самара, СамГПУ, 2004. – 208 с.

Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990. - 159с.

 

Дополнительная литература.

Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: Воронеж, 1996.

Кон И.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: Просвещение, 1989.

Мамардашвилли М.К. Этика мышления. – М.: Московская школа полит изд, 2000.

Невский И.А. Острые углы воспитания. – Минск, 1990.

Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. – М, 1996.



2019-05-24 212 Обсуждений (0)
Проблемы личностного и профессионального роста у старшеклассников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы личностного и профессионального роста у старшеклассников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)