Подготовка кадров для спортивного туризма
Цель: подготовка спортивного резерва, обучение туристов технике и тактике спортивного туризма, а также методикам обучения во всех видах туризма и на всех уровнях подготовки, для всех категорий кадров. Большое значение в решении вопросов развития СТ, формирования у населения устойчивого интереса к спортивному туризму имеет качество профессиональной подготовки специалистов и уровень научных исследований, предполагающий разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Подготовка кадров в сфере спортивного туризма имеет уже более чем 40-летнюю историю своего развития, и была нацелена, в первую очередь, на более эффективное обеспечение безопасности на спортивных маршрутах. В настоящее время подготовка и повышение квалификации кадров в спортивном туризме осуществляется в школах подготовки туристских кадров, семинарах повышения квалификации, проводимых под эгидой ТССР и региональных спортивных федераций, ДЮСШ, учреждениях дополнительного образования, в сфере молодежного и детско-юношеского туризма, в профильных ВУЗах, на курсах и семинарах по подготовке общественных спасателей в МЧС и др. Подготовка кадров спортивного туризма должна включать различные уровни для подготовки всех категорий кадров спортивного туризма по всем дисциплинам: -круглогодичной подготовки спортсменов в спортивных туристских клубах и секциях, ДЮСШ ; -подготовки судей спортивного туризма и тренеров; -подготовки инструкторов спортивного туризма; -подготовки инструткоров –проводников спортивного туризма. 5.4.1. Многоцелевое использование. На современном этапе специфика подготовки кадров состоит в том, что имеет место пересечение задач, целей и потребностей различных потребителей кадров спортивного туризма: системы спорта (подготовка тренеров для ДЮСШ), инфраструктуры коммерческого туризма (подготовка инструкторов-проводников), системы спасения МЧС (подготовка спасателей), системы образования (подготовка преподавателей спортивного туризма в школах, СЮТ и ВУЗах), управленческой туристской инфраструктуры (подготовка директоров туристских клубов, работников туристских региональных госаппаратов, директоров приютов, туристских работников национальных и природных парков), муниципальной власти (подготовка турорганизаторов), молодежных организаций (подготовка турорганизаторов молодежного туризма). Все это требует по-новому подойти к кадровой проблеме. 5.4.2. Состояние данной сферы деятельности обуславливает необходимость разработки профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов и перечня направлений, специальностей и специализаций в системе непрерывного профессионального и других видов образования. Необходимо также определить количественную потребность специалистов, их качественный состав и особенности систем образования. 5.4.3. Различные виды потребителей кадров, разные системы подготовки кадров, постоянно развивающаяся рекреационная инфраструктура СОТ требует подготовки типовых программ подготовки и создания государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов по СТ и СОТ и рекреации. При этом специфика СТ состоит в том, что одной из основных целей обучения является обеспечение безопасности туристского мероприятия. Последнее диктует наличие единого, стандартизованного подхода к изучению спецдисциплин СТ(СОТ) во всех образовательных учреждениях и школах: пятикратного превышения времени, уделяемого практике по сравнению с теорией подготовки и связанной единой, последовательной технологией обучения, а также наличием соответствующих требований по спортивной квалификации, как к преподавательскому составу, так и к обучению по соответствующему виду туризма и ряд других. 5.4.4. Организационно, учитывая ограниченный объем государственных финансовых средств, целесообразно подготовку вести по двум основным направлениям: - курсовая система подготовки инструкторов и инструкторов -проводников при федерациях спортивного туризма, туристских клубах, комитетах по спорту и туризму в том числе по системе дополнительного образования при учреждениях высшего и среднего образования, на муниципальном уровне, турфирмах и образовательных учреждениях, включая станции юных туристов; -профессиональное образование при высших и средних образовательных учреждениях спортивной, туристской и любой другой направленности. 5.4.5. Существует необходимость совершенствования механизма профессиональной подготовки педагогических кадров для детско-юношеского туризма в РФ, необходимо решать вопрос о подготовке педагогов дополнительного образования и социальных педагоговпоспециальность «Туризм и краеведении». При наличие действующей системы дополнительного образования детей и юношества не хватает квалифицированных специалистов рекреационной деятельности и СОТ. 5.4.6. Заказчиками должны выступать в первую очередь государство, а также федерации спортивного туризма и клубы, фирмы, национальные и природные парки, МЧС, силовые ведомства и сами туристы. При этом идеология социальной части обучения по спецпредметам должна оставаться за федерацией спортивного туризма. Финансовая основа системы обучения, учитывая специфику спортивного туризма на 60% базируется на средствах самих обучаемых. Другая же часть должна поступать из муниципальных органов, сферы туристского бизнеса, МЧС, сферы образования и физической культуры, а также от других заказчиков. 5.4.7. Для скорейшего достижения поставленной цели предлагаются следующие методы совершенствования системы подготовки кадров по дисциплине «маршрут» путём следующих мероприятий: 5.4.7. 1. Дополнительно включить в систему: а) блок подготовки кадров для массовых туристских мероприятий; б) блок подготовки туристов-спортсменов по линии ДЮСШ; в) блок массового повышения квалификации туристов-спортсменов на всех уровнях подготовки для всех видов туризма (краткосрочные курсы, целевые специализированные семинары по блочным программам, мастер-классы, туриады и т.п.); г) провести обновление учебных программы подготовки кадров по дисциплине «маршрут» (методики видовой подготовки, включая программы круглогодичной подготовки); д) оптимизировать требований по организации и проведению учебных мероприятий (заявка мероприятия, требования к ИПС), а также аттестации и переаттестации инструкторского состава; е) доработать систему подготовки тренеров-инструкторов-руководителей в спортивном туризме; ж) вести Единый Реестра кадров спортивного туризма (инструкторов и инструкторов-проводников) на сайте ТССР . 5.4.7.2. Доработать программы подготовки судей с учётом современных требований проведения Чемпионатов всех уровней. 5.4.7.3. Включить в Рейтинг регионов России по СТ работы по подготовке кадров. 5.4.7.4. Отработать систему подготовки тренеров в спортивном туризме (см. 5.4.7.1. е) 5.4.7.5. Расширить направления работ по подготовке общественных спасателей в природной среде, обеспечив процедуру подготовки методической поддержкой и взаимодействием с МЧС. 5.4.7.6. Подготовка туристов-спортсменов на базе среднего и высшего образования. 5.4.7.7. Разработать систему поощрения людей занимающихся подготовкой кадров по дисциплине «маршрут» путём введения внутренних званий в структуре ТССР (типа заслуженный инструктор или заслуженный тренер), проведением региональных и федеральных конкурсов среди лиц этих категорий. 5.4.7.8. Повысить роль школ и семинаров туристской подготовки в процессе организации спортивных туристских маршрутов. Разработать меры, способствующие более широкому участию туристов в работе этих школ. 5.4.7.9. Способствовать проведения школ высшего уровня (ВУ) по видам туризма. 5.4.7.10. Разработать систему мероприятий, направленных на обучение и повышение квалификации судей по спортивному туризму. Вопросы безопасности Основной задачей по обеспечению безопасности является подготовка руководителей и членов группы по овладению техникой преодоления препятствий, приемам страховки, оказанию своевременной помощи при НС и проведению поисково-спасательных работ, в том числе силами самой группы. 1. Это достигается путем обучения в школах подготовки туристских кадров и семинарах повышения квалификации. Важно, чтобы выпускники школ имели не только теоретические знания, но практические навыки по всему спектру вопросов, связанных с прохождением маршрута. 2. Считать необходимым введения семинаров повышения квалификации руководителей и участников групп каждые 3-4 года по отдельным программам (блокам). Темы семинаров ПК: по лавинной безопасности; оказание первой медицинской помощи; преодоление технически сложных препятствий и др. Семинары организуются перед зимним и летним сезонами кадровыми комиссиями МКК. Необходимо разработать и внедрить типовые программы и курсы лекций по программам. 3. Опыт проведения спасательных операций в республиках Средней Азии, за рубежом и в ряде случаев в России показывает, что одной из проблем является отсутствие в спасслужбах на месте НС квалифицированных спасателей. Инициативой региональных федераций СТ является предложение по формированию общественных спасательных формирований при федерациях. Они должны включать подготовленных специалистов, которые могли бы принимать участие в профилактических работах и поисково-спасательных работах профессиональных спасслужб. Члены таких отрядов должны иметь удостоверение «спасатель» МЧС и страховку, пройти обучение по противолавинной подготовке, оказанию медицинской помощи, должны иметь достаточный туристский опыт по преодолению природных препятствий и проведению страховки и др. Для финансирования приобретения снаряжения и,при необходимости, выездов на посково-спасательные мероприятия необходимо создание общего фонда финансовых средств как на уровне федераций, так и ТССР. Необходимо обратиться в МЧС России по введению изменений в нормативно-правовую базу по созданию условий легитимности участия общественных спасателей в профилактической работе и поисково-спасательных работах МЧС. 4. Для стимулирования повышения квалификации в сфере обеспечения безопасности и проведения поисково-спасательных работ учредить специальный знак ТССР «Спасение в природной среде». Разработать положение по знаку, требования к его соискателям и программы подготовки на этот знак. 5. Вести дальнейшее сотрудничество с МЧС по организации подготовки и сдаче экзаменов на удостоверение «спасатель». 6. Вести работу с сообществом страховщиков по разработке, тестированию и запуску оптимальных страховых продуктов для спортивного туризма с учетом принципов доступности, дифференцирования географическим районам, категориям сложности маршрутов и социальным группам населения. 7. Продолжить работу с ГИМС МЧС по отмене регистрации маломерных разборных судов, используемых при сплаве в спортивном туризме.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |