Как проведем мы этот Успенский пост? (1960 г.).
Сегодня – 1-го августа, по нашему православному календарю, наступает Успенский пост. Служит он для нас духовной подготовкой к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, в подражание Ее собственному посту, которым Она готовила Себя к исходу из этой земной жизни, и продолжается всего две недели. Архиерейский Собор прошлого 1959 года объявил нынешний 1960-ый год «годом покаяния». В связи с этим, мы почитаем долгом напомнить всем православным русским людям призыв Пастырского Совещания, состоявшегося в этом году в Свято-Троицком монастыре: ...«Нам предстоит Богородичный Успенский пост, обычно подготовляющий нас к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Все ли всегда соблюдают этот пост во всей строгости, все ли говеют и причащаются св. Христовых Таин в этом посту? Божия Матерь плачет о нас, предчувствуя страшную кару Божию, которую мы накликаем на себя своей безпечностью, своей нераскаянностью, своим окамененным нечувствием. Отметим же ныне, в этом покаянном году, пост перед Успением общим всенародным говением, чтобы затем достойно приступить к Причащению Св. Христовых Таин в праздник Успения. Вот к чему зовет ныне православных русских людей наше Пастырское Совещание» (См. «Православная Русь» – № 12 от 15/28 июня 1960 г.). Что же мы? Отзовемся все на этот призыв или нет? проведем ли этот пост, как учит нас наша Св. Церковь, в усиленных молитвах и всестороннем воздержании от страстей душевных и телесных – в трудах истинного покаяния? Будем ли мы говеть по-настоящему, как полагается, и приступим ли в чувствах сердечного сокрушения, с твердым намерением впредь исправить свою жизнь, к великим Таинствам Исповеди и Св. Причащения? Дадим себе, прежде всего, ясный отчет в несомненной, казалось бы, для всех здравомыслящих людей истине: – от того, решимся ли мы коренным образом изменить нашу жизнь к лучшему, зависит все наше дальнейшее будущее – и здесь, в этой земной жизни, и, что особенно важно, там – в ожидающей всех нас жизни вечной. Правда, слава Богу, еще многие из нас, православных русских людей заграницей, говеют – говеют ежегодно Великим постом, а кое-кто – и в другие посты; в том числе и Успенским постом. Но всегда ли это говение, предпринимаемое иногда только по привычке, по традиции, унаследованной от благочестивых предков, бывает настоящим говением – тем именно покаянием, которое от нас требуется, какого ждет от нас Бог? Разве можно назвать «говением» приход с опозданием к началу Божественной литургии, поспешную исповедь во время самой литургии, с вынужденным отрывом священнослужителя от ее совершения или участия (при соборном служении), и чисто-механическое, без самоуглубления, без должного самоиспытания (по заповеди Апостола–см. 1 Кор. 11 28), принятие Страшных Христовых Таин? Сколь многие приходят теперь на исповедь без достаточной проверки своего внутреннего мiра и даже, как сами они в этом откровенно признаются духовнику, не знают, в чем им каяться. «Грешен, как все» или: «грешен обыкновенными человеческими грехами», говорят они обычно, без должного сознания всей глубины и тяжести своих грехов и, конечно, без намерения оставить или изменить свою греховную жизнь. И выслушав разрешительную молитву, считают, что ими все требуемое исполнено, со спокойной совестью идут к св. Чаше, а затем столь же спокойно, без внутренней борьбы с собой, продолжают уже вошедшую в привычку свою прежнюю греховную жизнь. Все это еще не есть истинное покаяние, которого ждет желающий обращения грешника от заблуждения пути его Милосердный Господь – Бог кающихся. Истинное покаяние предполагает прежде всего тщательное самоиспытание, внимательную проверку своей совести, своего внутреннего мiра, путем сопоставления его с Законом Божиим, установление своей греховности, без малейшей доли какого бы то ни было самооправдания, глубокое сердечное сокрушение о своих грехах и решительное осуждение их, соединенное с самым твердым намерением загладить свои грехи противоположными им добрыми делами и не повторять их более. «Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни», говорит великий наставник духовной жизни преп. Иоанн Лествичник (Сл. 5-е). Там, где нет намерения коренным образом исправить свою жизнь к лучшему, нет и истинного покаяния. Самое греческое слово «метанiа», которое переведено у нас, без передачи тончайшего оттенка мысли, в нем заключенного, словом «покаяние», означает «перемену» – полное, коренное изменение мыслей, чувств и желаний человека, внутреннее его духовное перерождение. Потому-то покаяние и называется еще «вторым рождением» или «вторым крещением» (см. «Чин исповедания» в Требнике). Вот какого покаяния ждет от нас Господь! Он желает, чтобы мы, православные русские люди, коренным образом изменили свою жизнь – стали как бы новыми, другими людьми, лучшими во всех отношениях, чем мы были до сих пор. Без такого покаяния, коренного изменения к лучшему нашей теперешней жизни, тщетны все наши надежды на какое-то лучшее будущее, на наше спасение, на спасение и возрождение нашей несчастной Родины-России. В чем же каяться нам – православным русским людям на чужбине? О! много есть, в чем нам каяться. Каяться надо прежде всего в общечеловеческих грехах, сличая свою жизнь с требованиями Закона Божия, хотя бы по 10-ти заповедям. (А для этого нужно, конечно, хорошо знать эти 10 заповедей, чем – увы! – не могут похвалиться нынешние наши поколения). Многие русские люди совсем перестали вменять себе в грех даже самые явные и очевидные нарушения этих 10-ти заповедей, считая такие нарушения чем-то обычным, повсюду распространенным, а потому якобы и извинительным. Они не знают мудрого отеческого изречения о том, что «не спасет нас множество грешащих»: хотя бы и все грешили вокруг нас, это не послужит нам в оправдание наших собственных грехов. Но помимо этого, есть у нас и свои особенные, специфические грехи, за которые несомненно строго взыщет с нас Бог, если мы в них по-настоящему не покаемся. Ведь мы – сыны и дщери Святой Руси, мы имеем великое счастье исповедывать единую истинную, единую спасающую Святую Православную Веру. Нам так много дано. А кому много дано, с того много и взыщется (Лук. 12, 48). Главный и основной наш грех в том, что мы будто забыли, что находимся на чужбине, «на стране далече», и стали чувствовать себя здесь в изгнании и разсеянии, «как дома». Многие из нас – увы! – уже не хотят давать себе отчета в том, почему мы находимся заграницей, вместо того, чтобы утешаться жизнью в родной стране, и стараются примириться с этим своим положением, слиться вполне с окружающей нас жизнью – «ассимилироваться», рабски подражая во всем людям, среди которых мы живем, и думая лишь о том, как бы получше устроить в новых условиях свое материальное благополучие, свой «благобыт», с готовностью пожертвовать ради этого даже своими духовными ценностями, вплоть до самой своей веры. Впрочем есть среди нас и такие, которые мечтают о спасении и возрождении России и о возвращении на Родину и даже создают здесь разного рода политические и патриотические организации с этой целью, периодически устраивая собрания и организуя съезды. Но и они, в большинстве случаев, грешат тем, что не хотят понимать, почему именно стряслась над нашей Родиной такая страшная катастрофа, и продолжают жить заграницей с теми же мыслями и чувствами, с теми же настроениями, которые как раз и привели ее к этой катастрофе. Они не хотят произвести в себе единственно-спасительной коренной перемены – не хотят по-настоящему покаяться. А потому все их, иногда, быть может, и очень благие и искренние намерения и стремления остаются плодом мертво-рожденным – ни к чему не приводят да и никогда ни к чему положительному не приведут, оставляя у всех только горький осадок разочарования. Вся жизнь современных христиан во всем совершенно противоположна тому, чего требует от нас истинное христианство. Люди, носящие звание «христиан», в нынешнее время, в большинстве случаев, даже не думают, к чему обязывает их это звание и нисколько не стараются об исполнении евангельских заповедей, ведя образ жизни вполне языческий. А потому никак нельзя сейчас жить, «как все». Ныне более, чем когда-либо в прошлом, необходимо помнить изречение св. Апостола Иакова: «Не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Современную разсеянную и легкомысленную светскую жизнь никак немыслимо совместить с христианством. Это – две вещи, друг друга взаимно полностью исключающие. Нет никакого «минимума» христианства, который будто бы можно как-то примирить с современной распущенной светской жизнью, ставящей себе единственной целью – получить как можно больше жизненного комфорта и всякого рода удовольствий и наслаждений. Кто хочет по-настоящему каяться, тот должен решительно оставить это лукавое мудрование современности. Или – или? Никакой середины нет и быть не может. Или мы – сыны Божии, или мы – «сыны противления», «сыны погибельные». Постоянно развлекаться, ходить по ресторанам и кинематографам и прочим местам увеселений – все это совершенно противно истинному христианству, и этого, конечно, не станет делать тот, кто твердо решил принести истинное, а не наружное только и лицемерное, покаяние Богу. С этой точки зрения, неугомонная стихия безчисленных балов и вечеров, спектаклей и всякого рода увеселительных встреч, хотя бы и под предлогом «благотворительности», в которую так погружена наша эмигрантская жизнь, особенно здесь в Америке, идет совершенно вразрез с истинным покаянием. Самое ужасное, что в жизнь современных людей вошла ложь и весьма прочно в ней водворилась. Современные христиане лгут перед Богом, лгут друг перед другом, лгут даже... перед самими собой. Они постоянно «играют роль», стараясь представлять собою то, чем в действительности они не являются. Заботятся лишь о внешнем благоприличии, «внутреннюю презрев Богообразную скинию» (по выражению Великого канона). И не в том еще главная беда, что не хотят исполнять заповедей Христовых и безстрашно попирают уставы Церкви, а в том, что и мыслят совсем не по-христиански, всячески себя во всем своем недолжном поведении и умонастроении оправдывая.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |