Губернатор-консолидатор
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИ)
О 2000 2004 2007 2010 2013 кв. м на 1000 чел. в год • Тюменская обл.* • Белгородская обл. • Калужская обл. ш Среднее по РФ На начальном этапе исследования, проведенного Институтом общест-венного проектирования и журнала «Эксперт», мы пытались выяснить, каким образом консолидация местных элит влияет на успех стратегии социально-экономического развития региона. Понятие «элита» мы рассматривали под самым широким углом: это люди или группы людей, принимающие и реализующие стратегические решения управления регионом, а также оказывающие влияние на эти решения. Исполнительные элиты (правительство области)., законодательные (депутаты областной думы), муниципальные (работники муниципалитетов и муниципальные депутаты), бизнес-элиты (местные и приходящие в регион предприниматели), финансовые (банки и институты развития), экспертные и общественные элиты (общественные организации, профсоюзы, интеллигенция), местные федеральные элиты (сетевые ресурсные организации, силовики, контролеры). Мы провели серию глубоких анонимных интервью с представителями элитарных групп в трех российских регионах — Калужской, Тюменской и Белгородской областях. В рамках исследования не ставилась задача оценить степень консолидации элит. Хотя мы изначально предполагали довольно высокие значения этого показателя, опираясь хотя бы на общероссийский рейтинг эффективности губернаторов (его составляет Фонд развития гражданского общества, табл.), учитывающий оценку консолидации. В ходе работы удалось не только подтвердить наши предположения, но и выявить формальные и неформальные механизмы плотного взаимодействия элитарных групп в трех регионах. При этом оказалось, что местные элиты консолидированы не только по политическим мотивам, но и (что крайне важно) вокруг стратегии социально- 0 5 10 15 20 25 30 кв.м экономического регионального развития, идейным вдохновителем которой является сильный губернатор. То есть они действительно встроены в систему и имеют свой интерес от реализации программы развития. Итоговый вывод исследования таков: успех региона возможен, если элиты не только политически консолидированы, но и объединены вокруг предложенной исполнительной властью стратегии социально-экономического развития, способной коренным образом преобразовать образ региона как хозяйствующего субъекта федерации. При этом они совместно работают над претворением этой концепции в жизнь, а также имеют устойчивую обратную связь с населением, посредством которой местные жители вовлекаются в реализацию стратегического курса развития. Белгородская, Калужская и Тюменская области — регионы успешные, социально стабильные, с хорошей динамикой экономических показателей. В ходе нашего исследования выбор пал на эти три области во многом потому, что в каждой из них выбрана модель развития, основанная на генерации добавленной стоимости. То есть региональные власти не рассматривают поддержку из центра в виде дотаций, трансфертов, субсидий, субвенций как ключевой источник до-ходов бюджета, а пытаются выстроить собственную успешную экономику в границах субъекта, стремятся, чтобы он самостоятельно зарабатывал и больше тратил на обеспечение качества жизни людей. Это важный нюанс: мы наблюдаем рост показателей социального самочувствия, то есть региональная прибыль не оседает в карманах чиновников и бизнесменов, а расходуется на благо местного населения. Аграрный юг, старый промышленный центр, богатая углеводородами Сибирь — все они сделали ставку на Источники; Росстат, расчеты "Эксперта» новую индустриализацию и диверсификацию экономики, но модели развития избрали отличные друг от друга, базирующиеся на разных отраслях промышленного производства. Белгородская область в начале 2000-х — регион по большому счету сырьевой Успех региона возможен, если элиты не только политически консолидированы, но и объединены вокруг предложенной властью стратегии социально-экономического развития составляет пищевая промышленность. Год от года растут показатели сельскохозяйственного сектора. Региональная экономика сегодня стоит на двух китах — продуктовом и сырьевом кластерах. — это производство нефтепродуктов и КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
С момента, когда был запущен процесс сознательного экономического развития региона, эти регионы обгоняли Россию и по удельному вводу жилья, и по темпам роста доходов и розничной торговли, а масштаб миграции в регион превышал среднероссийский в несколько раз
ная от добычи и переработки углеводородов денежная подушка позволила решить массу социальных проблем и вложиться в инфраструктуру под инвестиционные проекты. Калужская область по своим показателям выглядит несколько хуже двух других объектов исследования, но это и не удивительно — природным сырьем область не богата. Зато в советские времена здесь был мощный промышленный сектор, крупные оборонные предприятия. Кадровый потенциал удалось не растерять и использовать для построения современного промышленного производства, пусть отчасти и «отверточного» типа. Сегодня основной доход в областной бюджет приносят машиностроение и электроника. То есть ставка делается на производство продукции высокотехнологичного передела. Изначально мы не искали параллелей между тремя управленческими системами, а лишь изучали влияние консолидации элит на внутренние процессы. Но оказалось, что, несмотря на разные векторы моделей развития, прежде всего экономических, в рассматриваемых регионах имеется ряд схожих, в чем-то даже идентичных элементов системы: решающая роль сильного губернатора-«долгожителя», механизмы межэлитных взаимоотношений, тщательно проработанный подход к инвестиционной политике, внимание к муниципальной власти, кадровая политика, социальная ориентированность, поддержка жизни на селе и т. д. Повторялись даже некоторые фразы представителей элит или жизненные принципы. Например, «Деньги любят тишину», «Говорим о том, что сделано», «Нас бросили в воду, итак мы научились плавать». Регион как корпорация Мы считаем, что консолидация злит вокруг программы социально-экономи- ческого развития региона наиболее эффективна, когда элитарные группы встроены в систему управления регионом, отчасти сходную с управлениием крупной корпорацией. Каковы сквозные приметы бизнес-проекта как модели управления регионом? — Функции губернатора напомина- —Действует в значительной степени централизованная модель управления, в которую встроены все группы элит, объединенные задачей социально-экономического развития региона. — Основной источник доходной ча- — Управление промышленностью — Проводится грамотная инвести- Об исследовании
— Имеет место сбалансированная — Происходит внедрение инстру- — Подбор кадров производится по На страницах журнала «Эксперт» мы ре СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
Консолидация региональных элит
пределяющая роль губернатора для развития регионов России есть некое общее место, которое в нашем патерналистском обществе не привыкли подвергать сомнению. И лишь в последние годы появляется осознание того, что без поддержки со стороны внутрирегиональных элит главе субъекта федерации, будь то фигура выборная или назначаемая из Москвы, сложно показать достойный результат как в хозяйствовании, так и в административном управлении. Не случайно сегодня практически во всех авторитетных рейтингах регионов и губернаторов фактор оценки консолидации элит играет все более заметную роль. Столь же актуален и другой посыл: без жесткого контроля со стороны исполнительной власти местные элиты зачастую не озабочены проблемами региона, а нацелены на собственное обогащение и деформируют систему управления.
Особенно ярко эти проблемы проявили себя в 1990-е. Консолидирующая роль партии была ликвидирована, то есть, изъят хребет региональной системы управления, и «мясо» — элитные группировки — начало разлагаться, со всеми вытекающими последствиями криминального и коррупционного характера. Губернаторы 1990-х, «рождаемые» нездоровой элитарной системой, чаще всего представляли интересы лишь определенной региональной группы и балансировали в поиске компромисса между федеральным центром, своим и чужими «кланами». Программы развития субъектов, тем более долгосрочные, были принесены в жертву политической возне. А потому решение Владимира Путина ликвидировать выборность губернаторского корпуса казалось разумным. Впрочем, практика 2000-х продемонстрировала, что назначаемость глав субъектов федерации сама по себе не панацея, а жесткость региональных лидеров не всегда позволяла поставить разнузданные элиты «в стойло». Часто результат оказывался плачевным: местные кланы объединялись и совместными усилиями приводили губернаторов к политическому фиаско. Были и обратные примеры, В том же Белгороде первый шаг на пути к консолидации элиты сделали под давлением внешних факторов: экономических (в области хозяйничал московский клан Лужкова—Батуриной) и политических (в 1999 году возглавить регион попытался лидер ЛДПР Владимир Жириновский, занявший на выборах третье место с 17% голосов). Элиты своевременно осознали риски внешней экспансии и сплотились вокруг главы области. Тем не менее, роль губернатора в процессе консолидации элит и последующем развитии регионов остается ключевой в России. Только сильная политическая фигура в состоянии на остове разрушенной и хаотичной модели межэлитных взаимоотношений выстроить устойчивую систему. Но сделать это за короткий отрезок в несколько лет, видимо, невозможно. В наших трех регионах губернаторы находятся у власти не один срок. Это обстоятельство позволило им внедрить систему межэлитных отношений, в рамках которой они не только эффективно осуществляют текущее управление, но и реализуют программы регионального развития. Стихийно такие отношения могут формироваться десятилетиями. Губернатор-консолидатор
Сравнивать модели консолидации элит в трех анализируемых регионах, казалось, будет непростой задачей, ведь они формировались в разные политические циклы, а потому пришлось учитывать множество институциональных факторов, регулярно меняющихся за время бурного становления российской государственности в 1990-2000-е годы. Евгений Савченко (Белгородская область) начинал свою работу в 1993-м, Анатолий Артамонов (Калужская) — в 2000-м, Владимир Якушев (Тюменская) — в 2005-м. Однако все три губернатора использовали на удивление схожие механизмы для объединения элит и их последующей консолидации вокруг курса социально-экономического развития*.
Шаг первый: осторожный поиск лояльных элит и определение уже сформировавшейся, но остающейся хаотичной модели взаимоотношений между местными «кланами». Это понимание позволяет перейти ко второму шагу: губернатор формулирует правила игры для всех элит, равные и обязательные к исполнению. То есть вводит новую систему ценностей и понятий, в кото- КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
рой себе отводит место главного и независимого регулятора. Этот подход отмечали большинство респондентов. Белгородский пример: «Когда правила едины для всех, все участники отно шений начинают друг другу доверять. И бизнес, и власть. Когда не меняются правила — это здорово». Про Савченко: «Он достаточно жестко проводит свою линию. Но он не кровожадный. Он пытается добиваться своего путем компромиссов, привлекает на свою сторону даже своих противников. У него принцип такой: кто честно работает — тому флаг в руки и поддержка. Кто не вписался или, не дай бог, предал, он этого человека удаляет, но не добивает. Тот просто перестает для него существовать. А поскольку элиты и ближний круг всегда очень чувствительны ко всем этим вещам, то человек, естественно, на периферию отодвигается. Он теряет свое влияние». (Здесь и далее курсивом выделены слова участников исследования.) Принцип «равной игры», насаждаемый сверху, отечественные политики используют относительно часто. Практикующий его регион становится тихой политической гаванью, элиты не выносят сор из избы, а губернатор приобретает позитивный имидж в глазах федералов. Правда, хозяйственная жизнь в этом «болоте» скорее деградирует, так как регион лишается групп, инициирующих изменения. В наших трех примерах губернаторы сделали следующий шаг: предложили программу долгосрочного развития, основанную на их собственном видении этого процесса. И главное, смогли формальным и неформальным способами донести до представителей элитных групп, какие именно преференции они получат в случае реализации этого курса и какие обязанности на них будут возложены. Таким образом, элиты оказались консолидированы не только вокруг фигуры губернатора, но и вокруг его курса социально-экономического развития, то есть стали непосредственно заинтересованы в успехе региона. В дальнейшем от губернаторов требовался жесткий контроль за соблюдением новых правил игры и исполнением своих указов, а также личное участие в отладке механизмов путем ручного управления. Интересный результат: подключение консолидированных групп элит к программе развития региона позволяет создать систему, в которой авторитарные методики и принцип ручного управления в конце концов уступают место командной работе по отточенным практикам. Это позволяет выдвинуть
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |