Белгородская область . Евгений Савченко
Родился 8 апреля 1950 года в пос. Красная Яруга Белгородской области. Окончил Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева, получив квалификацию ученого-агронома. Доктор экономических наук, профессор. Трудовую деятельность начал главным агрономом колхоза, затем был директором совхоза. Работал в советских и партийных органах, был заместителем председателя облисполкома. Позднее назначен заместителем начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, работал в структурах АПК России. В 1953 году стал главой администрации, в дальнейшем — губернатором Белгородской области, которую возглавляет по настоящее время. В Совете Федерации долгое время руководил комитетом по аграрной политике.
середине 2000-х, когда завершился этап формирования и консолидации местных элит. До сих пор представители элитных групп области с трудом формулируют концепцию «солидарного общества», воспринимая идеологию в большей мере на понятийном уровне. Не существует единого определения и подхода. Даже сам автор дает весьма расплывчатую дефиницию: «Солидарное общество в понимании белгородцев — это сплоченное общество, объединенное общими позитивными целями, активной созида- На основе наших углубленных интервью мы постарались выявить основные характеристики белгородской идеологии «солидарного общества». Ее база — социально ориентированная экономика и внедрение в массовое сознание духа частного предпринимательства. Ставка на мелкий и средний бизнес. На селе — крепкие «кулацкие» хозяйства, способные зарабатывать сами и менять жизнь вокруг. В то же время вся добавленная стоимость, получаемая регионом, направляется на социальную инфраструктуру, а конечной задачей становится повышение качества жизни людей. Отсюда социально ориентированный бизнес, идеологически завязанный на интересы региона. В конечном счете удовлетворение условиями жизни должно консолидировать население не только вокруг губернатора и его команды, но и вокруг курса на социально-экономическое развитие. То есть вокруг идеологии, которую уже до этого разделили элиты. В отсутствие на федеральном уровне идеологии как таковой запрос на любой идеологический формат со стороны населения кажется все более очевидным. Социологи в Тюмени и Калуге отмечают рост доли пассионарных граждан, которые хотели бы реализовывать себя в рамках ценностных установок, определенных сверху. Но пока имеют лишь артикуляцию концепции «Мы — жители нашего региона». («Я всегда про пагандировал тезис, что мы с вами в одной партии. Партия эта называется "Мы — жители Тюменской области". И главная наша задача — сделать та ким образом, чтобы каждый проживаю щий на территории Тюменской области ежедневно ощущал изменения к лучше му», — говорит один из участников исследования.) В этом контексте кажется необходи- СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД
КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ
а первый взгляд очевидно, что развитие региональной экономики должно быть первоочередной задачей любого губернатора — не только для поддержания социальной стабильности, но и для роста качества жизни населения. Это отмечают респонденты в наших регионах: «Анализ показывает, что дестабилизация экономики. — это всегда плохо, это деградация уровня жизни насе ления, культуры, народ уходит на грядки. Те, кто не ушел на грядки, бандитствуют либо начинают заниматься мелкой уличной торговлей. А в этих людей страна много вложила. Пятнадцать — двадцать пять лет пестовала инженеров как белую кость». Конечно, огульно нельзя сказать, что региональная власть не занимается экономическим развитием, но стимулов для совершения прорыва экономики подопечных им территорий в качественно новое состояние у нее явно не хватает. Действующая сегодня система межбюджетных отношений, основанная на перераспределении доходов от доноров к реципиентам, не стимулирует губернаторов быть первопроходцами в построении принципиально нового образа региона как хозяйствующего субъекта. Такая система способствует политической задаче сохранения территориальной целостности государства путем концентрации финансовых потоков на федеральном уровне с последующим их распределением по регионам. Обратной стороной медали является знание региональными элитами того, что они получат средства как минимум на поддержку социальной стабильности. Поскольку большинство субъектов федерации у нас стабильно дотационные, это обстоятельство формирует соответствующую ментальность губернаторской элиты. Создана система, когда губернаторам достаточно сконцентрироваться на текущих социально-экономических проблемах, которых немало, а развитию уделять внимание по мере сил. Кроме того, если губернатор чувствует, что будет находиться у власти не очень долго, то длительное социально-экономическое развитие региона, требующее многих лет упорной работы, автоматически отходит на задний план. В результате преобладает адекватная реакция на сложившуюся ситуацию: «Суще ственная часть областей страны могла бы быть самодостаточной, если бы не было понимания, что на хрена тебе быть самодостаточным, если рядом есть такие же регионы. Они ничего делать не будут, но 80-85 процентов обеспеченности все равно будет идти из федерального бюджета». С другой же стороны, совершать качественное изменение отраслевой структуры региональной экономики такая система регионам не препятствует, о чем свидетельствует опыт Белгорода, Тюмени и Калуги. Получается, что для экономического прорыва региона губернатор должен быть не только политиком, который рулит элитами в текущем режиме, отвечает за социальную стабильность и отчитывается перед федеральным центром. Создание новой экономики—это процесс активного строительства, где неизбежно требуется лидер, обладающий драйвом к развитию. Но подвижников всегда мало, а государственной системы, вынуждающей региональную исполнительную власть стремиться к экономическому прорыву управляемых ими территорий, сегодня нет. Однако и одного желания преобразовать региональную экономику недостаточно. Губернатор должен иметь видение долгосрочной перспективы для принятия правильных стратегических решений. В противном случае есть риск серьезных инвестиционных просчетов. Например, можно увлечься инфраструктурным строительством и построить по концессии мост через реку или дорогу, по которым из-за высокой стоимости проезда будут ездить единицы. При этом население с нетерпением будет ждать завершения строительства, а после ввода объекта большинство станет нелицеприятно поминать власть, не подозревая о концессионных правилах привлечения средств для этих проектов, формирующих цену проездного билета. Поэтому здесь важно бизнес-чутье, чтобы проекты давали не только экономическую, но и социальную отдачу не пре-
Рост производства в Белгородской и Калужской областях значительно опережает средний по России Индекс промпроизводства * Белгородская обл, • Калужская обл. а Среднее па РФ Источники: Росстат, расчеты «Эксперта»
Индекс промышленного производства Тюменской области
• Тюменская'о6л.с
Белгородская область нарастила выпуск сельхозпродукции за 10 лет в 4 раза Индекс производства сельхозпродукции 4 3 4 3 2 1 О 2000 2004 2007 2010 2013
• Белгородская обл. • Калужская обл. ^Среднее пи РФ Источники; Росстат, расчеты «Эксперта»
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |