Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры



2018-06-29 662 Обсуждений (0)
Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




· Год:2012

· Автор научной работы:Сальникова, Екатерина Викторовна

· Ученая cтепень:доктора культурологии

· Место защиты диссертации:Москва

· Код cпециальности ВАК:24.00.01

Купить диссертацию

Руб.

Читать диссертацию

Читать автореферат

Полный текст автореферата диссертациипо теме "Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры"

005015619

На правах рукописи

Сальникова Екатерина Викторовна

ФЕНОМЕН ВИЗУАЛЬНОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии

1 2 [А к? Ш

Москва-2012

Работа выполнена в отделе художественных проблем средств массовых коммуникаций Государственного института искусствознания

Научный консультант: доктор философских наук,

профессор Дуков Евгений Викторович

Официальные оппоненты: Кривцун Олег Александрович,

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент PAX.

Институт теории и истории изобразительных искусств PAX, заведующий отделом теории искусства

Костина Анна Владимировна,

доктор философских наук, доктор культурологии, доцент. Московский гуманитарный университет, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии

Дорогова Людмила Николаевна

доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. «АПРИКТ», профессор кафедры гуманитарных наук

Ведущая организация: Российский университет

театрального искусства (ГИТЙС)

Л.

Защита состоится мая 2012 года в 12.00 часов на заседании

Объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 210.001.01 при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма по адресу: 123007, Москва, ул. 5-я Магистр&аьная, д.5. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ДПО «АПРИКТ».

Автореферат размещен на сайте ФГБОУ ДПО «АПРИКТ» - www.aprikt.com и на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ - www.vak.ed.gov.ru

« 4юу> февраля 2012 г. ¿у Автореферат разослан «у Г » февраля 2012 года

Ученый секретарь совета кандидат культурологии, доцент ц) Дерябина Е.Д.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования

Роль средств трансляции, запечатления и моделирования визуальной информации нарастала, начиная с появления фотокамеры в XIX столетии. В последние два-три десятилетия произошел новый стремительный рывок технического прогресса. В конце 1980-х начинается массовое приобретение и освоение персональных домашних компьютеров, сотовой связи, в начале 1990-х - интернета. Сегодня общество переживает цифровой бум.

Мир вступает в эпоху индивидуального участия масс не только в восприятии визуальной информации, но и в се созидании, моделировании, превращении в неотъемлемую часть работы и досуга, повседневного общения и бытовых операций. Являясь важной составляющей современного информационного пространства, визуальная информация становится фактором современных общественно-политических практик, коммерческой активности. Данное обстоятельство нашей современности нуждается в осмыслении.

Одним из существенных новых свойств нашего времени является, как сформулировал Зигмунд Бауман, «текучая модерность». В лекции, прочитанной им в Москве, этот авторитетный социолог констатировал, что «сегодня, как никогда, сложно сказать о том, что происходящие перемены имеют какое-то заранее определенное направление, они застают нас врасплох, мы их не ожидаем и не предвидим. <...> мы даже не знаем, как предвидеть развитие событий»1. Особенно сложно рассмотреть вектор изменений и их внутренний смысл в начале новой эры - в данном случае цифровой эры, эры визуальных электронных технологий и интерактивное™. В то же время, сегодня мы имеем возможность внимательного изучения того вектора культурного развития, который привел к сегодняшней «ненаправленной», «текучей» модерности с ее расцветом визуальных форм.

Актуальность нашего исследования связана с необходимостью выявить в общем потоке исторического развития предысторию современной визуальной культуры и изучить эту предысторию.

' Бауман 3. Лекция, прочитанная 21 апреля 2011 г. в клубе «ПирОГИ на Сретенке», в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». Режим доступа: http://4vwvv.polit.ru/lectures/2011 /05/0б/ьаштап.1игп1

При всей «ненаправленности» сегодняшнего развития, его темпы ускоряются, количество перемен возрастает. Чуть ли не каждые несколько месяцев, а то и чаще вокруг индивида появляются технические новшества, более или менее ощутимо меняющие модели человеческого поведения и саму картину мира. Еще недавно мы не имели четырехдиапазонных мультимедийных смартфонов. Мы обходились без интернет-планшетов и без того синтеза мобильной связи с интернетом, который явлен в системе Бкуре. Только что мы просто ходили в кино, а не в стереокино с трехмерным изображением, и уж тем более не помышляли о кинотеатрах 40, оборудованных креслами-тренажерами, производящими движение, вибрацию, разбрызгивание воды, дымовые эффекты, запахи и даже симуляцию щекотки, - то есть, достраивающих визуальное воздействие целой системой тактильного воздействия на аудиторию.

Еще пять лет назад определение «экранная культура» практически исчерпывало суть технического существования визуальной реальности. Но вот уже эффекты трехмерности (Лгее-с1етеп5юпа1) воплощают стремление визуальной материи преодолеть плоскость экрана, имеющего очевидные границы, и совершить прорыв в окружающую индивида среду, в пространство, стихийно разворачивающееся вокруг воспринимающего субъекта. Так что вполне вероятно, что явления визуальной культуры, которые в начале 2010-х годов воспринимаются как ультрасовременные, уже к концу 2010-х окажутся прошлым визуальных технологий. Поэтому данное исследование имеет историческую актуальность. Оно стремится проследить и зафиксировать эволюцию визуальности до настоящего периода, подразумевая, что и сегодняшний период не есть стабильное настоящее культуры.

Современная визуальная культура со свойственной ей дистанционностью развивается в мире, полном прямых физических контактов и действий. Мы производим множество действий, которые производили и наши предки, жившие в прошлых столетиях и тысячелетиях. Новейшие технические изобретения сосуществуют рядом с предметами, появившимися на свет задолго до электронной эры. Требуют изучения принципы существования визуальной культуры в предметно-пространственной среде человеческого обитания, которая складывалась на протяжении не одного столетия и эволюционировала, вбирая в себя элементы разных исторических периодов. Необходим анализ

соотношения дистанционных принципов манипулирования визуальной информацией с множеством тактильных контактов, прямых физических действий в современном жизненном пространстве.

В XXI веке продолжают активно циркулировать культурные явления и формы, возникшие задолго до нынешнего извержения технических новшеств. Мониторы водружаются в концертных залах, на стадионах, в музеях, на городских площадях, в кафе, общественном транспорте, банках, магазинах. Информация, запечатлеваемая и транслируемая с помощью электронных носителей, циркулирует симультанно с информацией на механических носителях, с книгами, с экспонатами за стеклянными витринами, с бумажной периодикой, с произведениями изобразительного искусства, с традиционными зрелищами. Актуально осознание того, что современная визуальная культура развивается не изолированно от той толщи культурных слоев, в пространстве которых живет современный человек. Степень изученности проблемы

В эпоху нынешнего визуального бума проблемы визуальности вызывают огромный интерес ученых различных отраслей гуманитарной науки. Закономерно, что более всего изучена техническая визуальная культура, ознаменовавшая XIX век появлением фотокамеры и кинокамеры и продолжившая бурно развиваться в ХХ-ХХ1 вв. Прежде всего в центр внимания попадают прямые общественно-эстетические предпосылки рождения фотографии, кинематографа и пр., а также формосодержательная эволюция одного или нескольких видов визуальной информации на искусственных носителях. К таким исследованиям относятся «Искусство видеть» С. М. Даниэля, «Природа фильма. Реабилитация физической реальности» 3. Кракауэра, «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» Ю. М. Лотмана, «Искусство экрана: от синематографа до Интернета» К. Э. Разлогова, «Телевидение и мы» В. С. Саппака, «Культурология телевидения» Б. М. Сапунова, «Домашний телевизор. Экранная культура в пространстве повседневности» О. В. Сергеевой, «Очерки истории телевидения» В. А. Урвалова, «Визуальная беллетристика: кино, телевидение, видео» Ж. Эшшса, «Телевидение: технология и культурная форма» Р. Уильямса, коллективные труды «Электронная культура и экранное творчество» под редакцией К. Э.

Разлогова и «Визуальная культура» под редакцией Криса Йенкса2.

Важными исследованиями, посвященными психофизическому феномену зрения и эволюции зрительного восприятия, являются «Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма» М. И. Андрониковой, «Искусство и визуальное восприятие» Р. Арнхейма, «Разумный глаз» Р. Л. Грегори, «Визуальная культура и восприятие» В. М. Розина3. Арнхейм, основываясь во многом на методах гештальтпсихологии, анализирует первоэлементы, первоосновы восприятия зрительных образов. Несколько парадоксально то, на наш взгляд, что при обращении к художественным зрительным образам данный автор сосредоточивается преимущественно на традиционных изобразительных искусствах. В книге Грегори представлены психофизические принципы и логика формирования зрительных образов в человеческом сознании. Оба автора концентрируются на константных свойствах человеческого зрительного восприятия, присущих разумному субъекту во все времена. Значительный вклад в понимание физического устройства и психологической природы зрительного восприятия вносят также работы Д. Е. Бродбента, С. X. Грэхема. X. Лейбвица, Р. Спотгисвуда и Н. Споттисвуда4.

Философские подходы к осмыслению зримого мира, окружающего человека, воплощены в таких работах, как «Фотография (искусство средней руки)» П. Бурдье, «Феноменология медиа» Б. Гройса, «То, что мы видим, то, что смотрит на нас» Ж. Диди-Юбермана, «Глаз слушает» П. Клоделя, «Феноменология восприятия» М. Мерло-Понти, разделы, посвященные взгляду,

2 Даниэль С. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. СПб: Амфора. 2006. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство. 1974. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат. 1973. Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН. 2010. Саппак В. С. Телевидение и мы. М.: Искусство. 1988. Сапунов Б. М. Культурология телевидения. М.: Айыына. 2001. Сергеева О. В. Домашний телевизор. Экранная культура s пространстве повседневности. СПб.: Издание Санкт-Петербургского университета. 2011. Урвалов В. А. Очерки истории телевидения. M.: Наука. 1990. Электронная культура и экранное творчество. Под ред. Разлогова К. Э. M.: Академический проект. 2006. Ellis J. Visible Fictions: cinema, television, video. London: Routledge and Kegan Paul. 1982. Williams R. Television, technology and cultural form. London: Fontana 1974. Visual culture. Ed. By Chris Jenks. London, New York: Routledge. 1995.

3 Андроникова M. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. M.: Искусство. 1980. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитехтура-С. 2007. Грегори Р. Л. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. M.: URSS. 2003. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. M.: URSS. 2006.

4 Broadbent D. Е. Perception and Communication. Oxford. 1958. Graham С. H. Vision and Visual Perception. New York. 1965. Leibowitz H. Visual Perception. New York. 1965. Spottiswoode R.,

в «Бытие и ничто» Сартра5. Отчасти проблема соотношения бесплотного понятия и зримого явления, в частности, призрака, рассматривается в «Призраках Маркса» Ж. Деррида6.

В контексте нашего исследования наиболее существенное значение имели работы на стыке культурологии, социологии, истории, стремящиеся к теоретическому осознанию и историческому изучению визуальной культуры, производящие планомерный анализ фактологического материала, который воспринимаем органами зрения.

Конструктивную роль в изучении предыстории современной технической визуальности сыграли концепции Поля Вирильо7, в которых линии развития визуальности пролонгируются на несколько столетий назад, во времена научного переворота Ренессанса; прослеживается неуклонное нарастание дистанционного воздействия и восприятия в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности, прежде всего в милитаристской и политической деятельности.

Сегодня актуальна тенденция рассматривать историю визуальной культуры как историю ее технической составляющей. В последние годы появились исследования канадских и американских специалистов, существенно расширивших хронологические рамки явления технической визуальности. Американский ученый Мэтг Гаттон произвел масштабное серьезное изучение эффекта камеры обскура, убедительно демонстрируя возможности его возникновения в каменном веке8. Канадский исследователь Пауль Т. Берне проследил то, как человеческая культура и цивилизация тясячелетиями шла к технике кинематографа. Основные вехи этой извилистой траектории зафиксированы Бернсом на его сайте, в исследовании «Полная история изобретения кинематографии»9. Ряд исследований, к примеру, труды Джона

Spottiswoode N. The Theory of Stereoscopíc Transmission and ¡ts Application to the Motion Picture. Berkeley. 1953.

5. Bourdieu P. Photography (a middle-brow art). Stanford. California: Stanford University Press. 1990. ГройсБ. Феноменология медиа. M.: Художественный журнал. 2006. С. 57-69. Диди-Юберман Ж. «То, что мы видим, то, что смотрит на нас». СПб.: Наука. 2001. Клодель П. Глаз слушает. М: Б.С.Г.-Пресс. 2006. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М.: Наука. 1999. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. 1943.

6 Деррида Ж. Призраки Маркса. М: logos altera. 2006.

7 Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука. 2004.

8 Matt Gatton. Paleo-Camera Theory. 2006-2011. http://www.paleo-camera.com/index.htm

9 Bums Р. Т. The Complete Historv of the Discovery of Cinematography.

Хаммонда или Филипа Стедмана10, посвящены технике создания визуальных образов. Исследование Фридриха Киттлера «Оптические медиа» анализирует эволюцию средств визуального отображения гораздо более глубоко, в частности, акцентируя роль религиозных конфронтаций ХУ1-ХУН вв". Однако и оно концентрирует внимание преимущественно на технической стороне рассматриваемого культурного явления.

Значительному продвижению в изучении феномена визуальности косвенно способствуют труды Ф. Броделя, М. Вебера, Е. Гилсона, Ж. ле Гоффа, А. Я. Гуревича, Ф. Ч. Коплстона, М. И. Свидерской, М. Фуко, Й. Хёйзинга, Н. Элиаса12, а также Р. С. Данна, А. Дюран, В. Ж. Дюран, П. Митчелла, А. Мориса, Л. Робертса и колективный труд «Королевские дворы Европы...» под редакцией А. Г. Дикенса, посвященные цивилизации, культуре и искусству средневековья и Ренессанса, поворотного периода в эволюции визуальной культуры13.

Поскольку визуальность видится нам явлением, глубоко укорененным в эпохе формирования человеческого вида как такового, в процессе нашего исследования мы обращались к трудам, анализирующим логику больших исторических процессов, траекторию развития духовной и материальной культуры, феноменологию социокультурных явлений. В первую очередь это работы 3. Баумана, Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, Н. Лумана, М. Мак-Люэна, Л.

http://www.precinemahislorv.net/900.htm

10 Hammond J. Н. The Camera Obscura, A Chronicle. Bristol. 1981; Steadman Ph. Vermeer's Camera. Oxford. 2001.

" Киттлер Ф. Оптические медиа. M.: Логос/Гкозис, lettera.oig. 1999.

12 Ф. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1988. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: ИНИОН АН СССР. 1972. Гофф Ж. ле Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия. 1992. Гофф Ж. ле, Трюон Н. История тела в средние века. М.: Текст. 2008. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство. 1990. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма. 1997. Свидерская М. И. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков. М.: Галарт. 2010. Свидерская М. И. Караваджо. Первый современный художник. СПб.: Дмитрий Буланин. 2001. ФукоМ. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга. 1997. Фуко М. Надзирать и наказывать. М.: Ad Marginetn. 1999. Й. Хейзинга. Homo Ludens. М.: Прогресс-Академия. 1992. Хёйзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука. 1988. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. В 2-х томах. М.-СПб. Университетская книга. 2001.

13 Gilson Е. The Spirit of Medieval Thought. London. 1962. Dunn R. S. The Age Of Religious Wars. 15591715. New York: W.W. Norton&Company. 1979. Durant A., Durant W. J. The Age Of reason begins. A History Of European civilization. 1558-1648. New York: Simon and Schuster. 1961.. Mitchell P., Roberts L. A History of Picture Frames. London. 1996. Maurice A. The Golden Century Europe 1598-1715. London: Weidenfeld and Nicolson. 1969. The Courts of Europe. Politics, Patronage and Royalty. 1400-1800. Ed. by A. G. Dickens. London: Thames and Hudson. 1977.

Мэмфорда, Д. Нейсбнта, Э. Тоффлера, Э. Фромма, Ю. Хабсрмаса14. Внутренняя родственность подходов нередко более существенна, нежели прямое сходство тематики трудов названных выше ученых с проблемным нолем нашего исследования.

В стремлении переосмыслить феномен искусственно созданного предмета (какими будут и современные носители визуальной информации) автор опирался на коллективные труды «Социальная жизнь вещей» и «Социология вещей», на «Практику повседневной жизни» М. де Серто, «Когда вещи дают сдачи...» Б. Латура, но прежде всего на «Систему вещей» Ж. Бодрийяра, в которой представлена концепция взаимоотношения с предметами у человека середины XX века15. Это отношение противопоставляется более традиционному, характерному для более ранних периодов развития буржуазного общества. Мы, живущие на рубеже ХХ-ХХ1 веков, потенциально представляем материал для «второю тома», или продолжения «Системы вещей». Многие процессы, описанные Бодрийяром, сегодня можно увидеть в их дальнейшем углублении или же, напротив, проследить их отмену самим ходом истории.

В монографии Е. В. Дукова «Концерт в истории западноевропейской культуры» прослеживается многовековая история концертной деятельности и самого феномена концерта 1б. В контексте нашего предмета исследования принципиально то, что феномен концерта возникает задолго до того, как будет

14 Бауман 3. Свобода. М.: «Либеральная миссия», Новое издательство. 2006. Bauman Z. Legislators and Interpreters; On Modernity, Post-Modernity and Intellectuals. Cambridge: Polity. 1987. Бодрийяр Ж. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2011. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб: Институт экспериментальной социологии; Алстейя. 1998., Lyotard J.-F. Political Writings. London: UCL Press. 1993. ЛуманН. Реальность массмедиа. M.: Праксис. 200S. Мак-Люэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, Эльга. 2004. Мэмфорд Л. Техника и природа человека. //Новая технократическая волна на Западе. М.: Знание. 1986. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность. Технология и наши поиски смысла. М.: ACT: Транзнткнига, 2005. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT. 2004. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс. 1986. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: Попурри. 1998. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир. 2003.

15 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 1985. Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад исследований науки в общественные науки. // Вестник МГУ. Серия «Философия». М. 2003. № 3. Социология вещей. Под ред. Вахштайна В. М.: Территория будущего. 2006. De Certeau М. The Practice of Everyday Life. Berkley. 1984. The Social Life of Things. Ed, by Appadurai A. Cambridge: Cambridge University Press. 1986.

16 Дуков E.B. Концерт в истории западноевропейской культуры. Очерки истории социального бытия искусства. №: Государственный институт искусствознания. 1999.

замечен, зафиксирован человеческим сознанием, уж не говоря о выделении в специфическую сферу социокультурного анализа. Применительно к поискам сущности и истории зарождения визуальной культуры имеет место аналогичная проблема. Время зарождения феномена визуальности существенно отстоит в истории человечества от того периода, когда визуальная культура получает «социальную прописку», конституализируется, становится очевидным и неоспоримым факгором, оказывающим мощное влияние на многие социокультурные практики.

Проблема тиражности, или «воспроизводимости», по В. Беньямину, многократно рассматривается в работах классиков культурологической и философской мысли. Эта же тема доминирует в «Уникальном и тиражируемом» Н. М. Зоркой17. В контексте же нашего исследования особую ценность представляют идеи Б. М. Бернштейна, обращающего внимание на то, что наличие возможностей тиражирования, создания равноправных по статусу оттисков, не есть исключительное свойство современной технизированной культуры, но известно с глубокой древности. Наличие тиражирования не подразумевает и непременного отказа от сакральности тиражируемого образа18.

Незаурядной значимостью для исследования феномена визуальности обладают работы, обращенные к истории древнего мира, древних цивилизаций, форм мышления, построения жизненного пространства, формирования архитектурных и урбанистических традиций, в том числе это труды А. Э. Бринкмана, Ван дер Вардена, М. Вебера, Г. С. Кнабе, Н. С. Крамера. Э. Л. Лаевской, Г. Маурера, Ю. Дж. Мелларта, Д. Ю. Молока, Н. Л. Павлова, И. III. Шевелева19, а также С. Коула, А. Леруа-Гурана, П. Уитфилда, Л. Фаллингери,

17 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум. 1996. Зоркая H. М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. М.: Искусство. 1981.

18 Еернштейн Б.М. От магии культа к магии эстетического взгляда. Аура утраченная и обретенная. // Художественная аура Истоки, восприятие, мифология. М.: Индрик. 2011. С. 40-58.

" Бринкман А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. M.: URSS. 2010. Варден, Ван дер. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М.: Наука 1991. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле. 2001. Вебер М. История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле. 2001. Кнабе Г. С. Античный Рим. II Кнабе Г. С. Древо познания и древо жизни. М.: РПГУ. 2006. С. 379-582. Крамер Н. С. Все начинается в Шумере. М.: Наука 1991. Лаевская Э. JI. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М.: Библейско-Богословский институт Св. Апостола Андрея. 1997. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М.: Наука 1982. Маурер Г. Л. Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти. М.: URSS. 2010. Молок Д.Ю. Древняя Греция. Происхождение фронтонной композиции. //

Дж. Хокинса, Дж. Уайт, Дж. Хоукс и Л. Були, Л. А. Шафри20, а также

коллективные монографии «Керамика и человек», «Города мира - мир

города»21. «Археология ума» Дж. Франкла позволяет прояснить константные

свойства человеческого отношения к предметному миру и к зримой реальности

в целом. Описанные в работе Франкла процессы периода палеолита

соотносятся с психологией человека и образными лейтмотивами искусства -22

наших дней .

В поисках кульминационных моментов в эволюции зрелищной культуры мы обращались к фундаментальным трудам по истории зрелищно-игровых традиций, развлечений, театра, и прежде всего к работам А. В. Бартошевича, Д.

B. Трубочкина, О. М. Фрейденберг и Р. Д. Алтика, Т. Е. Лоуренсона, А. Николь,

C. Орджела, Р. Стронга, X. Волффа, а также «Анналам английской драмы» под редакцией А. Харбейджа23.

Поскольку визуальная культура наших дней является частью культуры

Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Книга первая. М.: НИИ PAX, 1997. Павлов H.JI Река и Солнце в едином пространственном искусстве Древнего Египта. //Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Книга первая. М.: НИИ PAX. 1997. Шевелев И. Визуатьные и числовые образы реального мира. Основы гармонии. М.: Луч, 2009.

Cole S. The Neolitic revolution. London, 1959. Hawkes J., Wooley L. The Prehistory and the Beginnings of Civilization. London, 1963. Whitfield P. Astrology. A History. London. The British Library. 2001. Shuffrey L.A. The English Fireplace. A History of the Development of the Chimney, Chimney-piece and Firegrate with the Accessories. From the Earliest Times to the Beginning of the XlXth Century. London: B.T. Batsford, 94 High Holborn.

Licia Filingeri. The Most Ancient Known Representation Of the Moon (Upper Paleolithic, Vara, Savona, Liguiia, Italy). // Paleolithic Art Magazine. Liguria. January, 2005. http:/Avww.paleolithicartmagazine. ore/paginal 6.html

Fallingeri L. Art and Cult of Dead Man in the Mesolithic Near East. // Paleolitic Art Magazine.

http://mvw.paleolithic3rtmagazine.org/r>agmal09.html

http://www.paleolithicartmagazine.org/pagina39.html

Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоуихенджа. М.: Мир. 1984.

21 Города мира - мир города. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. 2009. Ceramics and Man. Ed. By Matson F. R. New York: Wenner-Cren Foundation for Antropological Research, Inc., 1965.

n Франкл Дж. Археология ума. М.: Астрель. 2007.

23 Бартошевич А. В. Шекспир. Англия. XX век. М.: Искусство. 1994. Трубочкин Д. В. «Все в порядке! Старец пляшет...» Римская комедия плаща в действии. М.: ГИТИС. 2005. Фрейденберг О. М. Миф и театр. М.: ГИТИС. 1991. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт. 1997. Altick R.D. The Shows of London. London. 1978. Lawrenson Т.Е. The French Stage and Playhouse in XVIIth Century. A Study in the Advent of the Italian Order. New York. 1986. Nicole A. The Development of the Theatre (A Study of Theatrical Art from the Beginnings to the Present day). London, Toronto, Wellington, Sydney: Gcorg G. Harrap & Company. 1952. Orgel S., Strong R. Inigo Jones, the Theatre of the Stuart Court, v.v.1-2. London, Los Angeles, 1973. OrrellJ. The Human Stage. English Theatre Design, 1567-1640. Cambridge, New York. 1988. Wolff H.Ch. Oper, Szene und Darstellung von 1600 bis 1900. Lpz., 1979. Annals of English Drama. 975-1700. (By Alfred Harbage). An Analytical Record of All Plays, extant or lost, chronologically arranged and indexed by authors, titles, dramatic companies. 1964.

информационного общества и представляет конгломерат визуальной информации, в поле нашего исследования оказывалось информационное общество и принципы циркуляции информации, рассматривающиеся в работах Э. Гидденса, М. Кастельса, Д. Лайона, Ю. Хабермаса24. Весьма показательна и книга Ф. Уэбстера, в которой он дает убедительный критический обзор теорий информационного общества25. Думается, некоторая умозрительность многих комментируемых Уэбстером теорий связана с искусственным ограничением проблем информации эпохой капитализма. В этом плане гораздо более системный подход демонстрирует книга П. Ю. Черносвитова «Закон сохранения информации и его проявления в культуре», в которой прослеживаются длительные пути развития феномена информации, начинавшиеся в первобытном обществе26.

Большую роль в формировании наших подходов к эволюции визуального начала сыграли исследования по антропологии, философии, истории культуры и цивилизации - труды Дж. Даймонда, О. Джеймса, В. С. Жидкова, К. Б. Соколова, Дж. Кэмпбелла, К. Леви-Строса, Э. Тайлора, Дж. Дж. Фрэзера, 3. Фрейда, М. Фуко, К. Ясперса27, а также Я. Э. Голосовкера, А. Я. Гуревича, А, В. Костиной, А. Ф. Лосева, Н. Б, Маньковской, Е. М. Мелетинского, В. М. Межуева, Ю. В. Осокина, В. П. Шестакова, Н. А. Хренова,28, а также

24 Хабермас Ю. Зверство и гуманность. Война на гринице прав и морали (Bestialitt und Humanitt. Перевод Б.П. Нарумова) // Die Zeit. 1999. № 18. http://www.zeit.de/archiv/1999/18/199918.krieg.xml Castells М. The Information City: Information Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford: Blackwell, 1989. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modem Age. Cambridge: Polity. 1991. Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Heinman, 1979. Lyon D. The Electronic Eye. Cambridge: Polity, 1994.

25 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспент-пресс. 2004.

26 Черносвитов П. Ю. Закон сохранения информации и его проявления в культуре. М.: URSS, 2008.

27 Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ. М.: ACT. 2009. Леви-Строс К. Структурная антропология, М.: ЭКСМО-Пресс. 2001. Леви-Стросс К. Путь масок. М.: Республика. 2000. Леви-Стросс К. Мифологики. Сырое и приготовленное. М.: Академический проект. 2011. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. Издательство политической литературы. 1989. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат. 1980. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Издательство политической литературы. 1986. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М.: ACT. 2009. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. Campbell J. The Masks Of God: Primitive Mythology. New York: The Viking Press. 1959. James E.O. Prehistoric religion. A Study in prehistoric archaeology. London. 1957.

28 Голосовкер Я. Э. Логика мифа М.: Наука. 1987. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1972. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство. 1990. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя. 2003. Костика А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: URSS. 2006. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя. 2000. Маньковская Н. Б., Могилевский В. Виртуальный мир и искусство. //Архетип. М., 1997. Л» 1. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.:

коллективные труды «От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации», «Город развлечений», «Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы», «Культурные трансформации в информационном обществе», «Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации», «Визуальные аспекты культуры», «Медиафилософия-Ш. Фотография»29.

В целом же для исследований, впрямую относящихся к теме диссертации, характерно представление о визуальной культуре как о культуре зримой образной материи и, соответственно, зрительного восприятия. На периферии внимания ученых оказываются типологические различия зримых форм, потенциально поддающихся классификации по степени дистанцировапности от воспринимающего индивида. Распространена также хронологическая фрагментарность рассмотрения истории визуальной культуры до XX века. Теоретико-методологические основания исследования

Первой ступенью данного исследования являлось пристальное рассмотрение специфики той визуальной материи, с которой мы, живущие на рубеже ХХ-ХХТ веков, имеем дело ежесекундно. Необходимо было определить формальную и содержательную сущность феномена визуальности, те свойства, которые принципиально отличают визуальность от других явлений внешнего мира, также воспринимаемых с помощью зрения. Поэтому мы стремились предельно акцентировать отличия визуальной материи от материи традиционного изобразительного искусства и зрелищно-игровых моделей.

Второй ступенью исследования стало прослеживание эволюции

Наука. 1976. Межуев В. М. История. Цивилизация. Культура. Опыт философского истолкования. СПбГУП. 2011. Осокин Ю. В. Современная культурология в энциклопедических статьях. M.: URSS. 2007. Шестаков В. П. Мифология XX века. Теория и практика массовой культуры. М., 1988. Хренов II. А. Мифология досуга. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора. 1998. Хренов Н. А. Культура в эпоху социального хаоса. M.: URSS. 2002. Хренов Н. А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. М.: Прогресс-Традиция. 2008. Осокин Ю. В. Современная культурология в энциклопедических статьях. M.: URSS. 2007.

29 От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб.ст. под ред. Духова Е. В., Кузнецовой Н. И. М.: Государственный институт искусствознания. 1998. Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. М.: Государственный институт искусствознания. 2005. Миф и художественное сознание XX века. М.: Канон-плюс. 2011. Культурные трансформации в информационном обществе. М.: Издательство Московского гуманитарного университета. 2006. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. В 3-х томах. М.: Государственный институт искусствознания. 2005-2007. Визуальные аспекты культуры. Ижевск: ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет. 2006. Медиафилософия-Ш. Фотография. М.: Интелрос. 2011. wvvw.intelros.ru

визуальности на протяжении истории человека и человеческой культуры. Мы исходим из того, что основополагающие принципы и явления культуры зарождаются вместе с основополагающими свойствами их носителя, то есть человека. Всё, созидаемое человеком, ведет свое происхождение из человеческих потребностей - психофизических, духовных, социальных. С самых древних времен своего выделения из ряда других живых одушевленных организмов человек пристрастен к определенным формам самовыражения, жизнедеятельности, взаимодействия с внешним миром. На протяжении истории эти формы могут обретать очень разные модификации, которые по многим параметрам далеки друг от друга и при беглом взгляде кажутся автономными, лишенными внутренних взаимосвязей. Но нередко разведенные во времени вещи, актуальные для разных столетий и даже тысячелетий, объединяет нечто глубинное, - то, что связано с первоэлементами человеческих потребностей. Оформление культурного явления до состояния зрелости и его выдвижение на магистраль истории может значительно отстоять во времени от эпохи зарождения самого явления.

Потребности видеть и совершенствовать возможности видения мира относятся к базисным свойствам живой природы в целом и, тем более, базисным свойствам разумного, мыслящего существа, человека, как констатирует Пьер Тейар де Шарден: «Стремиться видеть больше и лучше - это не каприз, не любопытство, не роскошь. Видеть или погибнуть»30.

В усилиях, направленных на выживание, как и в процессе саморегуляции человеческого организма, человеческого общества и человеческой цивилизации важная роль принадлежит зрительным образам и жизнедеятельности, связанной со зримыми явлениями. Это подтверждает история человечества, в которой создание изображений предшествует развитию письменности, а корни зрелищно-игровой культуры уходят в глубокую древность.

Человеческий глаз и организм в целом так устроены, что человек может рационально регулировать процесс восприятия зрительных образов, прекращать его и возобновлять по собственному желанию (в отличие от прослушивания звуковой партитуры бытия). Со зрительной сферой

30 Шарлей Пьер Тейяр де. Феномен человека. М.: Наука. 1987. С. 37.

человеческой активности тесно связано волевое начало, развитие идей управления и управляемости, нефизической, непрямой власти над миром внешним и над внутренним миром индивида. В центре внимания автора -социокультурные свойства зримого в структуре человеческого бытия.

Неправомерно отождествлять историю техники визуального запечатления и Моделирования с историей визуалыюсти как таковой. От эпохи, когда древние люди впервые стали сталкиваться с эффектами камеры обскура и использовать эти эффекты до рождения технической визуальной культуры в Новое время, проходят многие тысячелетия. Этот огромный период явился временем формирования психофизической потребности в перманентном восприятии, в хроническом потреблении элементов визуальной культуры в безграничных количествах и вариациях.

Исследование воплощает системный подход к проблемам визуалыюсти, прослеживая развитие наиболее существенных свойств зрительного восприятия и связанной с этим деятельности, присутствующих уже в палеолите. Данное исследование подразумевает анализ тех реальных позиций, которыми обладало и обладает визуальное начало в тесном взаимодействии с началом зрелищным, при их общей встроенное™ в поток человеческого бытия, в стихийно скаладывающуюся мизансцену среды обитания. Также для проникновения в сущность эволюции визуальности весьма существенно осмысление некоторых черт эволюции, которую претерпевает структура тактильных ощущений и воздействий. Данная эволюция важна ввиду ее ежесекундной непрерывной реализации в жестикуляции, движении, пространственных перемещениях, построении жизненной среды, практик общественно-политического и экономического процесса, производства, торговли, обучения и профессиональной занятости, а также личных взаимоотношений людей. Человек наблюдает тот мир, в котором в ряде ситуаций выступает одновременно как активное действующее лицо, герой и организатор жизнедеятельности.

В процессе данной работы применялись методы научного историзма, длительного аналитического наблюдения культурных явлений, а также детального осмысления некоторых отдельных произведений искусства как важных составляющих общего культурного процесса. Также используется

метод опытных физических действий, аналогичных тем, которые предпринимались в далеком прошлом нашими предками. Это необходимо для того, чтобы более адекватно представлять реальные свойс



2018-06-29 662 Обсуждений (0)
Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)