Типы хозяйствующих субъектов связи и их классификация
Организации связи -это субъекты предпринимательской деятельности обладающие административно-хозяйственной самостоятельностью, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством и лицензией, выданной Министерством связи РФ. Самостоятельность организаций связи определяется утвержденным уставом и регистрацией их в соответствующих органах местной власти, наличием самостоятельного баланса с законченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, наличием прав (и ответственности) юридического лица, что позволяет в пределах своей компетенции самостоятельно распоряжаться имуществом. При классификации субъектов предпринимательской деятельности прежде всего необходимо определить, с какой целью она производится и какие критерии положены в се основу. Целью классификации является поиск возможностей совершенствования механизма и методов управления и регулирования. Специфичность организаций связи дает широкий выбор критериев классификации. По формам собственности организации связи можно подразделить на государственные, частные и смешанного типа. В последнем случае речь идет о долевом участии государства в формировании уставного капитала. По организационно-правовой форме различают организации связи: государственные унитарные (казенные) предприятия (почтовая связь); хозяйственные товарищества и общества, акционерные общества (электросвязь). По принадлежности организации связи делятся на подведомственные министерству связи РФ, а также другим министерствам и ведомствам. По подотраслевому признаку (по видам предоставляемых услуг) различают организациипочтовой и электрической связи. В зависимости от состава предоставляемых услуг организации связи могут быть объединенного типа, результатом деятельности которых является несколько услуг связи (или услуги нескольких подотраслей связи), специализированные, предоставляющие своим клиентам одну услугу (или услуги одной подотрасли). В последние годы специализированных организации связи становится все меньше по ряду причин, связанных с необходимостью повышения эффективности их работы. По месту в процессе производства и реализации услуг связи различают:организации связи, непосредственно обслуживающие потребителей при реализации различных услуг связи (производители и продавцы услуг); организации связи, непосредственно не связанные с обслуживанием клиента, а обеспечивающие производственный процесс по передаче сообщений и информации (производители систем и средств связи). В зависимости от монополизма различают естественные и временные монополии. По обслуживаемой территории - международные операторы, национальные операторы, федеральные, региональные и местные. Кроме того, отрасль связи объединяет организации промышленности средств связи, строительные организации связи, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, высшие и средние специальные учебные заведения.
Вопросы для самопроверки: 1.В чем заключаются задачи управления отраслью «Связь» в условиях рыночной экономики? 2. Дайте характеристику методам управления хозяйствующими субъектами связи. 3. Охарактеризуйте основные элементы системы управления. 4. По каким признакам классифицируются организации связи?
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ 3.1. Роль и значение планирования развития Планирование — это комплекс работ по разработке и организации выполнения планов хозяйствующего субъекта. Сущность планирования заключается в том, что оно является средством предвидения хода развития производства. В условиях рыночной экономики планирование не только не теряет своей актуальности, но и становится ключевой функцией управления производством. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребителей. При разработке планов развития связи необходимо соблюдение определенных пропорций: - между развитием средств связи и производительных сил страны; - между подотраслями связи; - между отдельными звеньями сети связи. Необходимость соблюдения внутриотраслевых пропорций в развитии связи особенно важна в условиях создания ВСС, предназначенной для надежной передачи всех видов информации. Традиционно при разработке планов использовались (и продолжают применяться) такие методы, как балансовый, нормативный, метод экономического анализа, экспертные методы.
3.2. Бизнес-план развития связи и его основные разделы В современной экономической практике бизнес-план (БП) используется для выполнения нескольких функций: q разработки концепции производства и обоснования новых направлений деятельности для хозяйствующих субъектов; q планирования, позволяющего оценить возможности существующего или нового направления деятельности и контролировать выполнение БП; q привлечения, денежных средств (ссуды или кредита), без которых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий и обоснованного БП; q привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии. Каждый раздел БП можно рассматривать как отдельную подсистему с присущей ей функцией развития производства. Разработка бизнес-плана в организациях связи начинается с раздела "Объем услуг". Именно для этого раздела необходимы в полном объеме результаты, полученные при изучении спроса на услуги связи. В разделе "Развитие" необходимо использовать результаты оценки маркетинговых возможностей организации связи и с их помощью определить показатели развития на следующий год: · капитальные вложения (если прогнозируемый спрос нельзя удовлетворить, располагая существующими производственными мощностями); · источники финансирования капитальных вложений; · стоимость вводимых основных производственных фондов; · прирост численности штата. Доходы от основной деятельности (Дод), от которых зависят показатели эффективности деятельности организации связи, планируются исходя из спроса на услуги связи и прогнозируемой средней цены одной услуги – средней доходной тарифной таксы (если речь идет о передаче единичных сообщений) или средней абонементной платы (если речь идет о предоставлении в пользование потребителей технических устройств - телефонного аппарата, радиоточки). В этом же разделе должна учитываться действующая система взаиморасчетов между организациями связи за взаимные услуги, возможности свободно устанавливать тарифы. В настоящее время многие организации связи могут получать доходы и от других видов деятельности (не связанной с передачей информации), например сдача свободных помещений в аренду, долевое участие в деятельности других организаций, коммерция, размещение временно свободных денежных средств на депозитных счетах. После этого определяются затраты, необходимые для осуществления производственной деятельности в соответствии с действующим в РФ положением о составе затрат на производство по их элементам и статьям. В разделе "Прибыль" рассчитываются такие показатели, как балансовая прибыль, налоги (в соответствии с действующей системой налогообложения), прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. В разделе "Эффективность производства" определяются: рост производительности труда; снижение себестоимости продукции; рост фондоотдачи и фондовооруженности; рентабельность; показатели использования заемных средств; коэффициент прибыльности и ряд других показателей. Обязательным разделом БП является раздел "Конкуренция", так как конкуренция оказывает существенное влияние на такие показатели, как прибыль и рентабельность, качество услуг и ряд других. В разделе приводятся все данные о существующих на рынке данного вида услуг конкурентах: номенклатура предоставляемых ими услуг; качество этих услуг; тарифы на услуги; политика в области ценообразования; уровень рентабельности. При разработке БП (и особенно для обоснования новых направлений деятельности) устанавливается степень риска данного мероприятия, показателем которого является вероятность определенного уровня потерь. Последовательность составления бизнес-плана может быть представлена в виде схемы. Составление бизнес-плана - это не единовременное действие. Это процесс, имеющий несколько стадий: 1) необходимо собрать и обобщить исходные данные для разработки бизнес-плана; 2) необходимо осуществить многовариантные расчеты; 3) выбрать наиболее оптимальный вариант бизнес-плана; 4) осуществлять корректировки бизнес-плана в случае изменения факторов, от которых зависят данные, положенные в основу бизнес-плана. Вопросы для самопроверки: 1. Перечислите и дайте характеристику принципам и методам планирования. 2. Какие пропорции необходимо соблюдать при планировании развития связи? 3. Дайте характеристику и назначение бизнес-планов. 4. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы бизнес-плана. ТЕМА 4. УСЛУГИ СВЯЗИ И ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ 4.1.Экономическая характеристика услуг связи Операторы связи предоставляют потребителям — населению и деловому сектору — более 200 видов различных услуг связи (междугородные и международные телефонные разговоры, передача и доставка телеграмм, радиоточки и телефонные аппараты и т.д.). В силу незаконченности производственного процесса в рамках одного оператора связи (при предоставлении сетевых услуг) в процессе передачи сообщений принимают участие несколько организаций связи. Каждый оператор участвует только на одном этапе передачи сообщений - исходящем, входящем или транзитном, т.е. участвует в создании только части услуги, но несмотря на это, выполняемая им работа требует затрат труда и средств производства. Объем работы каждого оператора связи можно оценить числом обработанных им сообщений (исходящих, входящих, транзитных). Как правило, оно превышает число услуг, предоставленных потребителям (число услуг определяется числом исходящих сообщений, так как именно они приносят доходы). Sq = qисх + qвх + qтр В планово-экономической работе организаций связи используются различные измерители услуг. Натуральные измерители являются единицами измерения потребительной стоимости. Учет услуг связи в натуральном выражении является самым простым, но, как любой другой натуральный измеритель, он имеет такой недостаток, как невозможность соизмерения различных потребительных стоимостей. Поэтому наиболее распространенным измерителем является стоимостной (или денежный), который позволяет все разнообразие услуг выразить в едином измерителе — рублях. В действующей практике в качестве денежного измерителя общего объема работы организаций связи принят показатель доходов от основной деятельности, который определяется на основе числа платных услуг и установленной системы тарифов на эти услуги. Кроме того, в отрасли связи есть организации , целью функционирования которых является обеспечение бесперебойной работы линий передачи, каналов и трактов на магистральных и внутризоновых сетях связи, т.е. они занимаются только техническим обслуживанием сооружений связи. Объем работ этих организаций связи определяется числом обслуживаемых средств и сооружений связи. В ряде подотраслей связи, таких как местная телефонная связь, радиофикация; в производственном процессе по передаче информации принимает участие только одна организаций связи, полностью осуществляя объем работ, связанный с предоставлением соответствующих услуг.
Услуга связи — это конечный полезный результат производственной деятельности операторов (организаций) связи по передаче информации (например, состоявшиеся междугородные телефонные разговоры; переданные и дошедшие до адресата телеграммы или почтовые отправления). На основании числа услуг рассчитывается такой важный показатель, как доходы от основной деятельности, которые в свою очередь являются основой для расчета прибыли, рентабельности, производительности труда и т.д. Услуга связи обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость и прибыль. Потребительная стоимость выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности абонентов (населения и делового сектора) в передаче различного рода информации. Нагрузкой называется число сообщений, поступивших в организацию связи (или ее цех, рабочее место) за определенный период времени — час, сутки, месяц. Операторы связи работают в условиях неравномерно поступающей нагрузки. Для ее характеристики рассчитываются так называемые коэффициенты концентрации нагрузки (часовые, суточные). На практике наибольшее значение имеет коэффициент концентрации нагрузки в час наибольшей нагрузки (Кчнн), с помощью которого рассчитывают пропускную способность каналов связи. Кчнн = qчнн / qсут Обмен - это фактически переданные сообщения за тот же период времени. Как правило, данные величины не совпадают (нагрузка больше обмена).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |