Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Системы оценки знаний учащихся.



2018-07-06 2202 Обсуждений (0)
Системы оценки знаний учащихся. 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. При оценивании успеваемости используется каккачественные, так и количественные показатели работы учащегося. Качественные показатели – это оценочные суждения, количественные показатели фиксируются в баллах, процентах и т.д. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

В работе «Оценки и отметки» Х. Вех выделяет общие принципы по всем вопросам оценки и отметок. Во-первых, оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценок и отметок процесс усвоения невозможен, они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества, влияют на взаимоотношения между учителем и учеником, служат делу подготовки к жизни. Во-вторых, оценки и отметки являются лишь одним из множества других педагогических средств. Они связаны с уроками в целом. В-третьих, оценки и отметки используются правильно в том случае, если они не тормозят, а способствуют развитию всех учащихся. В-четвёртых, решение о выставлении той или иной оценки носит всегда конкретный характер.

Х. Вех даёт следующие рекомендациипедагогам:

I. Сначала определи, что ты хочешь проверить и оценить и чего этим достичь. Концентрируй при этом своё внимание на главном.

II. Проверяй и оценивай тщательно, регулярно и по-разному.

III. Предъявляй высокие требования, но пусть ученики знают, что у всех у них всегда открыта дорога к успеху.

IV. Всегда контролируй и оценивай также и свои собственные педагогические достижения.

 

Большое воспитательное значение имеет обоснование учителем оценки знаний школьников. Оценочные суждения учителя помогают, вдохновляют ученика или, наоборот, тормозят его активность. Смысл оценочных суждений в том, чтобы раскрыть позитивные стороны ответа и указать на отрицательные моменты. Нужно иметь в виду как содержание знаний, так и форму высказывания, а также отношение к знаниям. Оценочная деятельность учителя может стать как стимулом развития школьника, укреплением чувства самоценности, так и «барьером» на пути этого развития, одной из причин возникновения «комплекса неудачника» и «синдрома выученной беспомощности».

Ш. А. Амонашвили считает, что в процессе учения школьнику сопутствуют не только радости и успехи. От того, как будут оценены его неудачи, кто и как будет сопереживать ребенку при неудачах, во многом будет зависеть его дальнейшее отношение к учению, к периоду школьной жизни и самому себе.

Неудачи в учении, ошибки в выполнении отдельных задач и заданий должны оцениваться как неизбежные на тернистом пути познания, связанные с необходимостью приобретения новых знаний, овладения новыми способами учебной деятельности.

Помощь школьнику и коррекция ошибок при решении им учебно-познавательных задач должны стимулировать учебно-познавательную активность учащегося. Для этого его надо научить, как самому оценивать свое продвижение в учении, т.е. сформулировать у него умение содержательной самооценки.

Формирование содержательной самооценки в концепции Ш.А. Амонашвили проходит 3 этапа. Первый - оценочная деятельность самого педагога. Она выступает эталоном самостоятельной оценочной деятельности.

В структуре оценочного суждения педагога обязательны:

1) стимулирующий компонент (Риторика учителя: «Я рад тому, что ты брался за работу...», «Хорошо, что ты самостоятельно предпринял шаги к решению...», «Интересным было начало рассказа...»), в котором отражается позитивное отношение педагога к учебной деятельности школьника;

2)в оценочном суждении педагога (эталоне) обеспечивается обоюдное понимание педагога и учащихся сути ошибки или корректирующей программы (Риторика учителя: «Объясни, пожалуйста, что ты хотел сделать...», « Чего ты здесь добивался...»);

3)описываются и корректируются способы соотнесения результата учебной деятельности с эталоном (Риторика учителя: «Три первых действия ты провел(а) правильно, но вот здесь допущена ошибка...»);

4) выявляются недочеты в формируемых умениях или знаниях;

5)предлагается выбор способов исправления ошибки. [5]

Каждому ученику с помощью оценочных суждений нужно внушать оптимизм и уверенность в том, что он может хорошо и отлично учиться.

Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначавшимися цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Переход от одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимущества и привилегий.

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, активного, честного, хорошего, похвального». Вторая группа обозначает успехи средние: «учения посредственного, мерного, нехудого». Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Подобная же словесная система оценки существовала в начале XIX века во многих учебных заведениях страны. Так в казанском университете успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб.

Но постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5 и 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Для оценки успехов в учебе во всех военно-учебных заведениях Императорской России действовала единая 12-балльная шкала, которая и характеризовала знания кадет. В принципе эта была удобная система, дававшая возможность довольно точно характеризовать знания учащихся.

На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Немногие сторонники отмечали, что баллы позволяют учителю быстро и легко оценить познания учеников; дают возможность следить за их успехами; это простая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей. На основании баллов начальство может судить об успешности учеников у того или иного учителя.

В настоящее время в школах мира существуют разнообразные системы оценки знаний.

Например: Англия и Польша 6 баллов, Молдова – 10.

В системе образования Азербайджана в основном используются две (5-балльная, 700-балльная) шкалы оценок. А в некоторых университетах знания оцениваются по 100-балльной шкале. Помимо всего этого Министерством образования проводятся опыты с применением 9-балльной системы. Все это крайне осложняет образовательную среду и, одновременно, нарушает единство пространства оценивания.

С недавнего времени в школах Украины введена 12-балльная система оценивания. Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». Учащийся, заканчивающий школу с такими оценками, награждается золотой медалью.

В школах Латвии количественные результаты отражаются по 10-балльной шкале. Несмотря на достаточно четкую градацию оценки, эта система не слишком отличается от традиционной «пятибаллки», с использованием десятых балла («3,5» или «4,5»).

В Польше реформа образования началась в 90-е годы XX столетия. В школе введены две взаимодополняющие системы – внутришкольное оценивание, проводимое самим учебным заведением, и внешнее, организуемое органами народного образования. В рамках внутришкольной системы оценивания каждому учебному заведению предоставлено право самостоятельно устанавливать и закреплять в уставе школы шкалу оценок текущего и промежуточного контроля. В младших классах рекомендуется применять оценки в масштабе 6-1, 10-1, 20-1 или буквенная оценка. Но эта оценка дополняется описательной характеристикой успеваемости. Начиная с 4-ого класса основной школы, итоговые аттестационные оценки выставляются учащимся в соответствии со следующей шкалой: превосходно – 6 баллов, отлично – 5 баллов, хорошо – 4 балла, удовлетворительно – 3 балла, допустимо – 2 балла, неудовлетворительно – 1 балл.

В Исландии отметки в общеобразовательной школе не ставятся. Журнал существует только для регистрации посещаемости. После 4-го, 7-мого классов учителем проводится письменный экзамен с целью проверки эффективности учебного процесса и информирования учащихся и родителей о продвижении в учёбе. В 10-ом классе – письменные выпускные экзамены с целью проверки знаний и помощи в выборе направления обучения на 2-ой ступени. Выдаётся сертификат с оценкой по 10-балльной системе.

Во Франции учатся по 20-балльной шкале. Высший пилотаж - заработать 14 - 16. Большинство французских «хорошистов» получают от 10 до 12 – 14 баллов. В Германии принята шестиуровневая шкала оценок: отлично (13-14-15 баллов), хорошо (10-11-12), удовлетворительно (7-8-9), ниже удовлетворительно (4-5-6), слабо (1-2-3), неудовлетворительно (0).

В школах США приняты пятибалльная (буквенная) и 100-балльная системы оценки знаний школьников: А (93-100) – отлично, В (85-92) – выше среднего, С (75-84) – удовлетворительно, D (65-74) – плохо, Е (0-64) – не защитывается. Американский школьник говорит так: «Сегодня я поймал два раза по B». Один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), «Тест Хенмон–Нельсон» по проверке умственных способностей и т.п., принятые во всей стране; Раз в неделю или чаще, а иногда 2-3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля. Степень успеваемости, оцениваемая на С, как правило необходима для продолжения обучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучения выпускником. Имеются также обозначения: Р – зачет (100%), S – удовлетворительно (70%), N – незачет (ниже 70%).

Автор одного из учебников «Педагогика» советского периода Т.А. Ильина выделила в истории разработки системы оценок в советской школе три поворотных момента:

§ 1918 год – декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся,

§ 1935 год – введение пятибалльной словесной системы оценок («очень плохо», «плохо», «»посредственно, «хорошо», «отлично»),

§ 1944 год – введение цифровой пятибалльной системы оценок.

После революции 1917 года в Советской России была очень популярна идея обучения без отметок. Традиционная система оценок знаний учащихся, а также экзамены были отменены. Вместо них учителю предлагалось устраивать вместе с учениками беседы по пройденному материалу, поощрялось ведение дневников, отчётов, в которых фиксировались различные виды учебной работы. Ставка была сделана на групповую отчётность (групповые дневники, учётные карточки и т. п.). Перевод из класса в класс осуществлялся на основе рекомендаций педагогического совета школы. Отсутствие системы оценок не могло не сказываться на учебно- воспитательном процессе. В 1932 году был восстановлен принцип систематического учёта знаний школьников: была введена дифференцированная система оценок, (первоначально через словесные отметки), позже – цифровая. Фактически с середины 40-х годов ХХ века в отечественной школе закрепилась 5-балльная система оценки знаний учащихся. Пятибалльная система достаточно эффективно послужила в системе образования и сыграла свою историческую роль.

В современный период возникла необходимость в более точных шкалах оценки знаний.

Ошибка преподавателя в один бал по пятибалльной шкале оценки приводит к погрешности в 20 % при определении степени усвоенности программы и эффективности расходования финансовых средств. Это очень большая погрешность и она задерживает развитие общества. Несправедливость в оценке делает обучаемых несправедливыми в жизни, нарушает систему воспитания. Одни эти факты уже делают актуальным применение новой шкалы оценивания знаний. Если применить 10-балльную шкалу, то ошибка преподавателя на один балл приведет к 10% погрешности при усвоении программы по предмету, при применении 100-балльной шкалы эта погрешность будет равна 1%.

Эксперимент по внедрению 10-балльной системы в Республике Беларусь начал проводиться с 1999 года. В результате все участники учебного процесса положительно оценили шкалу оценок, хотя некоторые проблемы все же остаются. Трехлетняя работа по апробации внедрения 10-балльной системы оценки знаний учащихся оказалась эффективной. Прежде всего, она вызвала к жизни новые или ранее недостаточно широко используемые виды, методы и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Более часто стали использоваться в практике различные типы тестов: от тестов с двоично-выборочными заданиями до альтернативных и тестов ранжирования; продуктивные и прогностические задачи, анализирующие таблицы, написание учащимися рецензий, поуровневые контрольные и т.д.

С сентября 2002 года в Республике Беларусь была введена 10-балльная система оценкизнаний учащихся средних школ:

неудовлетворительно 0

почти удовлетворительно 1-2

удовлетворительно 3

весьма удовлетворительно 4

почти хорошо 5

хорошо 6

очень хорошо 7

почти отлично 8

отлично 9

превосходно 10

 

Ведущими целямивведения 10-балльной системы оценивания являются:

1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов;

2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося;

3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальны свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению;

5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся:

 

Уровни Баллы Показатели оценки
1 . Низкий (рецептивный) Отсутствие ответа или отказ от ответа.
    Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету
    Узнавание объекта, изучения, различение определений, структурных элементов знаний; проявление волевых усилий и мотивации учения
2. Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный) Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных уме­ний; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности
    Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.
3. Средний (репродуктивно-продуктивный) Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата
    Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначи­тельной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству
4. Достаточный (продуктивный) Владение программным учебным материалом, в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; прояв­ление стремления к творческому переносу знаний, организо­ванности, самокритичности, рефлексии и т. п.
  Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоя­тельно исправляемых учащимся; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. п.
5. Высокий (продуктивный, творческий) Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции
  Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению

 

В целях предупреждения формализма в оценке учебного труда учащихся передовые учителя практикуют оценку в баллах всех видов деятельности учащегося. Полная сумма баллов за работу в семестре представляет итоговый рейтинг.В [5] предлагается оценивать рейтинг учащихся по определённому курсу в ориентации на следующую модель.

Идеальный рейтинг образуют высокие баллы за выполнение обязательных заданий + высокий балл за выполнение самостоятельной работы повышенной сложности, выбранной по собственному желанию + высокие баллы по итоговому контролю за усвоением модулей + баллы за активность на занятиях + баллы за полученные номинации + баллы за выполненный проект, защищенный реферат + баллы за участие в педагогической олимпиаде или студенческой научной конференции, за подготовленную публикацию. Учащийся с идеальным рейтингом аттестуется по предмету с оценкой «превосходно» (10 баллов). Педагог доводит до сведения студентов, в пределах каких баллов рейтинг может считаться идеальным.

Отличный рейтинг образуют высокие баллы за выполнение обязательных заданий + высокие баллы за выполнение самостоятельной работы повышенной сложности, выбранной по собственному желанию + высокие баллы по итоговому контролю за усвоением модулей + баллы за активность на занятиях + баллы за полученные номинации + баллы за выполненный проект и защищенный реферат. Учащийся с отличным рейтингом аттестуется по предмету с оценкой «отлично» (9 баллов).

Почти отличный рейтинг образуют высокие баллы за выполнение обязательных заданий + высокие баллы за выполнение самостоятельной работы повышенной сложности, выбранной по собственному желанию + высокие баллы по итоговому контролю за усвоением модулей + баллы за активность на занятиях + баллы за полученные номинации + баллы за защищённый реферат. Учащийся с почти отличным рейтингом аттестуется с оценкой «почти отлично» и получает 8 баллов.

Очень хороший рейтинг образуют в основном высокие баллы за выполнение обязательных заданий и выбранных по собственному желанию + за итоговый контроль + баллы за активность на занятиях и за их посещение + баллы за полученные номинации + баллы за реферат. Учащийся с очень хорошим рейтингом аттестуется по предмету с оценкой «очень хорошо» (7баллов).

Хороший рейтинг образуют в основном высокие баллы за выполнение обязательных заданий + высокие и средние баллы за выполнение самостоятельной работы, выбранной по собственному желанию + высокие и средние баллы по итоговому контролю за усвоением модулей + баллы за активность на занятиях и за их посещение + баллы за полученные номинации. Учащийся с хорошим рейтингом аттестуется по предмету с оценкой «хорошо» (6 баллов).

Весьма удовлетворительный рейтинг образуют средние баллы за выполнение обязательных заданий + средние баллы по итоговому контролю за усвоением модулей + баллы за активность на занятиях и за их посещение + баллы за полученные номинации. Этот рейтинг позволяет аттестовать учащегося с оценкой «весьма удовлетворительно» (5 баллов).

Удовлетворительный рейтинг образуют баллы за выполнение обязательных заданий + баллы по итоговому контролю за усвоением модулей, свидетельствующие о коэффициенте усвоения не менее 70 % + баллы за активность на занятиях, за полученные номинации. Согласно этому рейтингу, учащийся аттестуется на «удовлетворительно» (4 балла).

Почти удовлетворительный рейтинг образуют: баллы за выполнение обязательных заданий + баллы по итоговому контролю за усвоением модулей, свидетельствующие о коэффициенте усвоения 57 - 69% + баллы за работу на занятиях. Согласно этому рейтингу, студент получает «почти удовлетворительно» (3балла).

Неудовлетворительный рейтинг обнаруживается при низких баллах (или их отсутствии) за выполнение обязательных знаний и за итоговый контроль, за плохое посещение занятий и отсутствие активности на них. С таким рейтингом учащийся получает оценку «неудовлетворительно» (1-2 балла).

Вопрос о совершенствовании системы оценок всё время поднимается в педагогике. Идёт поиск других систем оценивания. Так Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. У В. Шаталова нет тайн классного журнала – каждая оценка, получаемая учеником, заносится в лист открытого учёта знаний и становится достоянием не только класса, но и всей школы, и ученик имеет право исправить её в любой день. В странах Европы и Америки имеются многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносятся в специальные таблицы. В Германии имеется попытка применять для характеристики школьных успехов табель- сообщение, ориентированный на выявление возможностей учеников и поощрение его и родителей для дальнейших шагов.

Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний.

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Таким образом, оценка знаний учащихся может выступать как:

1) оценка - проверка (в этом подходе набор показателей и процедуры оценки разрабатываются и принимаются как государственные стандарты);

2) оценка - механизм диалога и саморазвития (при таком подходе, при котором основными потребителями информации об образовательных результатах являются непосредственные участники образовательного процесса – учителя, ученики)

Можно выделить характерные особенности контролирования и оценки знаний, навыков, умений в условиях демократизации жизни учебных заведений:

Ø отказ от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок;

Ø результаты диагностирования способствуют самоопределению личности, что в конкурентном обществе является побуждающим фактором;

Ø оценка превращается в способ рационального определения личного рейтинга – показателя значимости человека в цивилизованном обществе.

 

 

.Педагогические системы и технологии обучения.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ



2018-07-06 2202 Обсуждений (0)
Системы оценки знаний учащихся. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Системы оценки знаний учащихся.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)