Урок-лекция. Структура и методы
Лекция - один из видов преподавания, суть которой в том, что изучаемый материал в виде последовательного связного рассказа излагает педагог-лектор. Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу. Ее воздействие на ученика осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи - с другими предметами, проблемами и практикой. Он учит мыслить, анализировать, доказывать, делать обобщения и выводы; в этом смысле лекция для учащихся - образец рассказа. Монологическое изложение позволяет учителю развивать внимание школьников, умение выделять главное, а эти качества важны и для последующего самообразования, и для любой профессии. Условно все школьные лекции можно разделить на обзорные, учебные, обобщающие. Как правило, первые выполняют логико-методологическую функцию, вторые - информационно-познавательную, третьи - мировоззренческую. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены: · Вводные · Установочные · Текущие · Обзорные По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть: · Информационной · Объяснительной · Лекцией-беседой и т. д. Лекционная форма проведения уроков целесообразна при: · изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; · рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; · подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; · применении изученного материала при решении практических задач. Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока: · организации; · постановки цели и актуализации знаний; · сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися; · определении домашнего задания.
В дидактике существуют разнообразные определения урока. На наш взгляд, наиболее удачным определением является следующее: “Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения” (В.В.Воронов, 1997). В современной школе урок остается основной формой обучения. На протяжении последних десятилетий проблема классификации уроков занимала дидактов. Наибольшую сложность представлял вопрос, что положить в основу классификации уроков (характер познавательной деятельности, дидактическую цель обучения, виды учебных ситуаций). До сих пор в дидактике отсутствует единая общепринятая классификация уроков. Наибольшее признание педагогов получила классификация уроков по дидактической цели. Согласно ей выделяются следующие типы уроков: · урок изучения нового материала; · урок формирования и совершенствования умений и навыков; · урок обобщения и систематизации знаний; · урок контроля и коррекции знаний; · комбинированный урок. Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. С этого урока начинается изучение новой темы, раздела, предмета. Учитель объясняет новые термины и понятия, добивается их усвоения учащимися, выявляет межпредметные связи. Данные тип урока широко используется при обучении старшеклассников. Может проводиться в виде лекции, семинара, киноурока, проблемного урока, самостоятельной работы с учебником, урока-исследования. Урок формирования и совершенствования умений и навыков предполагает решение следующих дидактических задач: систематизацию новых знаний, закрепление ранее изученного материала, его практическое применение в различных ситуациях, формирование у учащихся практических умений. Он может проводиться в виде семинара, практикума, самостоятельной или лабораторной работы, экскурсии. Урок обобщения и систематизации знаний нацелен на повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, обобщение изученных фактов, анализ закономерностей развития природы и общества. Важно не просто повторение ранее изученного материала, а его обобщение на новом уровне. Учитель указывает источники получения дополнительной информации, оценивает знания, умения и навыки учащихся по темам, изученным на протяжении четверти, полугодия, учебного года. Урок контроля и коррекции знаний предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учащихся, степени их готовности применять знания в различных ситуациях. Видами такого урока может быть устный опрос (фронтальный, групповой, индивидуальный), письменный опрос, диктант, изложение, самостоятельная контрольная работа, лабораторная работа, зачет, тест, экзамен. Уроки контроля и коррекции знаний проводятся после изучения разделов и тем изучаемых предметов. Структура этого типа урока достаточно традиционна. Обычно она выглядит следующим образом: организационный момент, инструктаж учителя по выполнению предстоящей работы, ответы на вопросы учащихся, выполнение учащимися задания, сдача работ, окончание урока. Нередко в школьной практике можно встретить другие варианты проведения уроков этого типа. После проведения уроков контроля и коррекции знаний следующее занятие, как правило, посвящается анализу типичных ошибок, допущенных учащимися. Комбинированный урок является наиболее распространенным в отечественной школьной практике. Имеет четкую структуру: · организация начала урока; · опрос учащихся с целью повторения и закрепления изученного на предыдущих занятиях; · объяснение нового материала, организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению и практическому применению; · подведение итогов урока; · задание на дом и инструктаж по его выполнению. Вышеназванные компоненты структуры комбинированного урока могут менять свою последовательность с зависимости от организации познавательного процесса. Учителю крайне важно регламентировать время, отводимое на каждый этап работы. Одно время комбинированный урок подвергался критике за схематизм, трафаретность и формальную организацию. Однако до сих пор он составляет львиную долю всех уроков, которые проводятся в школе.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |