Проведение уроков и их эффективность. Требования к уроку
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 1.Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков. 2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся. 3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах. 4.Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность. 5.Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся. 6.Реализация на уроке всех дидактических принципов. 7.Создание условий успешного учения учащихся. Воспитательные требования к уроку: 1.Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью. 2.Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 3.Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 4.Соблюдение учителем педагогического такта. Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей. Организационные требования к уроку: 1.Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 2.Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). 3.Подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении. При конструировании урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему. Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические. В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырех наиболее важных условий: 1.Квалифицированного, творчески работающего учителя. 2.Коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией. 3.Необходимых средств обучения. 4.Доверительных отношений между учащимися и учителем основанных на взаимном уважении. В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия: 1.Уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям; 2.Наличие обязательного уровня сформированности мотивов учения и труда; 3.Соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса; 4.Применение активных форм и методов обучения. Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: · воспитывающего и развивающего обучения; · научности; · связи теории с практикой, обучения с жизнью; · наглядности; · доступности; · систематичности и последовательности; · самостоятельности и активности учащихся в обучении; · сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; · целенаправленности и мотивации обучения; · индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, обучающий при подготовке урока руководствуется и специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения, принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует: · определить общую дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие; · уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; · определить и детализировать дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей; · выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами; · определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения; · стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу. Когда говорят о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее, следует отметить, что наиболее значимыми требованиями к уроку являются его целенаправленность; рациональное построение содержания урока; обоснованный выбор средств, методов и приемов обучения; разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (792)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |