Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции содержания воспитания



2018-07-06 529 Обсуждений (0)
Функции содержания воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции содержания в педагогическом процессе
Предмет познавательной деятельности педагога и учащихся Средство практической деятельности педагога и учащихся Средство управления развитием педагога и учащихся  

 

Действительно, и педагоги, и учащиеся содержание как общественный опыт, прежде всего познают. Это значит, что они его воспринимают, мыслят (т. е. анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д.), запоминают (т. е. как бы присваивают себе). В этом смысле мы говорим о содержании как предмете познания, т. е. о том, что именно познается и усваивается нами. Как средство практической деятельности содержание проявляется следующим образом: педагог его передает учащимся, вовлекает их в процесс активного , усвоения; учащиеся, усвоив содержание, затем используют его в своей произ­водственной деятельности. Наконец, и педагог, и учащиеся в ходе своей по­знавательной и практической деятельности изменяются: развивается их со­знание, поведение, отношение друг к другу, к деятельности и т. д. Эти изме­нения зависят от того, какое содержание и сколько его усвоено. Меняя содер­жание, мы управляем развитием человека. Не зря все реформы в образова­нии начинались прежде всего с изменения содержания обучения.

До сих пор мы говорили о содержании, которое определяется для системы образования учащихся. Но ведь такое же содержание для своей познаватель­ной и практической деятельности учащиеся определяют и сами: w семье с помощью родителей, в компаниях с друзьями и просто самостоятельно. Ро­дители могут им передавать бытовые знания и умения по ведению домашне­го хозяйства. Друзья делятся тем, что читали, слышали в общении с разными людьми, видели в кино, театре и т. д. И в этом случае содержание остается таким же по своей сути, как и отобранное и обработанное педагогом для об­разования .будущих рабочих. Только оно не так целостно, не так полно, не до конца объяснено, но в то же время может в отдельных случаях обладать и всеми педагогическими достоинствами. Познание внепрограммного содер­жания мы называем самообразованием и относим его к личному опыту уча­щегося и педагога.

Согласно исследованиям ученых, самообразование — это са­мый активный процесс приобретения знаний и умений учащимися. Знания о современных открытиях, музыке, жизни за рубежом и многом другом учащиеся приобретают вне урока в профтехучили­ще. Особенно много дает в отношении приобретения новых знаний дружба учащихся. Общаясь, они передают друг другу около поло­вины тех знаний и умений, которыми владеют. Исследования зна­ний учащихся по одной из исторических тем обнаружили, что из разных источников по этой теме учащиеся знают значительно боль­ше, чем дается в учебнике и раскрывается на уроке. К сожалению, приобретение знаний и умений вне урока при свободном самообра­зовании у учащихся профтехсистемы носит подчас случайный и бессистемный характер, приобретает даже негативную направлен­ность. Здесь и возникает чисто педагогическая задача: учить уча­щихся самообразованию.

По природе своей общественный опыт существует как информация. Со­держание воспитания тоже информационно. Его единая информационная природа позволяет обобщить самый разнородный материал и представить в виде схемы (таблица 11) Во-первых, содержание воспитания определяется в соответствии со структурой общественного опыта. В нем выделяются: опыт собственного физического развития человека, опыт его эстетического отно­шения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт по­знавательной деятельности и. наконец, опыт духовно-нравственных отноше­ний. В соответствии с таким делением из общественного опыта выделяются основные направления содержания воспитания: физическое, эстетическое, умственное, трудовое и духовно-нравственное. Во-вторых, каждое из этих направлений, в свою очередь из пяти основных компонентов: знаний, навы­ков, умений, отношений и творческой деятельности. Выбирая из общест­венного опыта то, что обеспечивает физическое, эстетическое, духовно-нрав­ственное развитие человека, мы выбираем ни что иное, как знания, навыки, умения, отношения и элементы творческой деятельности. Именно эти компоненты передаются из поколения в поколение. В-третьих, и эти выделенные компоненты далее делятся по структуре на более мелкие составные части. Так, любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, законах, закономерностях, фактах, события: символах, атрибутах, идеях, пробле­мах, концепциях, гипотезах, теориях. Навыки состоят из простых и совме­щенных приемов деятельности, приемов контроля и регулирования. Умения включают в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и де­ятельности. Творческая деятельность объединяет все перечисленные выше компоненты, обеспечивающие рождение новых знаний, навыков, умений и отношений. Благодаря этой последней составной части общественного опыта происходит создание нового опыта новым поколением, обогащение прежне­го. В-четвертых, наконец, весь опыт, усваиваемый нашими воспитанниками, условно может быть поделен на общенаучное содержание воспитания, т. е. базисное и профессиональное.

Профессиональное воспитание, образование и обучение включают в себя все рассмотренные направления и компоненты содержания. Только отбира­ются они из опыта организации соответствующего производства и опреде­ленной профессии. Этот опыт включает в себя и знания, и навыки, и умения, и отношения, и творческую деятельность. Усвоив его, учащийся сможет вы­полнять определенные виды работ установленного уровня квалификации.

Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учетом про­фессии, специальности, уровня квалификации и уровня развития производ­ства. Это и есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности. Разъясним некоторые понятия, с помощью которых характе­ризуется содержание воспитания. Предметные научные знания — это продукт познания людьми предметов и явлений действитель­ности, законов природы и общества. Знания состоят из понятий, категорий, принципов и т. п. Вспомним определения некоторых из них. Понятие — это форма знания, с помощью которой отобража­ется общее и особенное в явлениях действительности. Категория — наиболее общее, фундаментальное понятие, являющееся базис­ным для той или иной науки.

 

Таблица 11.



2018-07-06 529 Обсуждений (0)
Функции содержания воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции содержания воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)