Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация методов на основе структуры личности



2018-07-06 340 Обсуждений (0)
Классификация методов на основе структуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок




I группа Методы формирования познания Рассказ, беседа, инст­руктаж, показ, ил­люстрирование и др.
II группа Методы формирования поведения Упражнения, трени­ровка, самоуправле­ние и др.
Ш группа Методы формирования чувств (стимулирования) Одобрение, похвала, порицание и др.

Как легко заметить, оба классификатора во многом совпадают. Но есть и разница. Словесные и наглядные методы объединяются в группу методов формирования сознания, и появляется новая группа методов формирования чувств, т. е. стимулирования. Сюда входят методы, которые в начальном де­лении не самостоятельны, а входят во все три группы. Коротко о втором клас­сификаторе.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что­бы передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание — это основа мировоззрения, поведения, отноше­ний, это интеллектуальная база профессиональной деятельности. Чем богаче, полнее, глубже, объективнее и вариативнее полученная информация, т. е. опыт поколений, тем профессиональнее начинает действовать будущий рабочий, тем интенсивнее идет его общее развитие.

В системе подготовки, рабочих из этой группы методов наибо­лее распространены беседа, инструктаж, рассказ, показ, объясне­ние. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Напри­мер, инструктаж (инструктирование). В него входят приемы: рас­сматривание чертежей, передача алгоритмических правил, изложе­ние требований, показ и т. д. Этими приемами пользуется мастер производственного обучения. Учащийся при этом использует про­стейшие приемы наблюдение, запоминание, сравнение, мыслен­ное повторение, зарисовывание и др. С помощью инструктирова­ния ноль >я дать сложного научного знания, практически невозмож­но сформировать творческое отношение к работе, нельзя прокон­тролировать знания и умения. Но можно дать установку, определить последовательность действий, показать образец, предостеречь от ошибок.

Так можно рассмотреть каждый метод и обнаружить, что лю­бой из них имеет определенные возможности, свою зону влияния. Методы формирования поведения и деятельности — это практические методы. Человек — субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К мето­дам формирования поведения относятся: включение в деятельность, игра, опора на опыт, поручение, требование, ритуал, принуждение, самоуправле­ние, самообслуживание, соревнование, состязание, тренировка, упражнение и др. Данные методы используются непосредственно для формирования по­ведения, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования созна­ния и деятельности. Стимулировать — значит побуждать, помогать напол­нять смыслами, улучшать качество познавательной и трудовой деятельности, создавать для нее благоприятные в том числе и нравственные условия. В пе­дагогической практике ПТУ это крайне необходимая мера, т. к. многим уча­щимся трудно учиться, некоторые не приучены трудиться, часть ребят не по­нимают полезности и необходимости учения и труда. К таким стимулирую­щим методам относятся поощрение, порицание, создание ситуаций успеха, опора на положительное в человеке, контроль, самоконтроль, оценка и само­оценка и др.

Методы формирования чувств, т. е. стимулирующие методы, тоже складываются из приемов. Рассмотрим хотя бы такой простой метод поощрения, как одобрение словом. Чтобы его использовать, надо понаблюдать за учащимся, выделить положительные момен­ты в его деятельности, привлечь его внимание к себе, улыбнуться, ласково прикоснуться к нему, продумать слова, произнести их в нужный момент, оценить реакцию учащегося, применить одобре­ние и т. д.

Остановимся кратко на характеристике такого метода стимулирования, как контроль.

Методы контроля — это способы проверки успешности познавательной, трудовой и других видов деятельности учащихся, а также проверки эффек­тивности используемых методов. Методы контроля познавательной и произ­водственной деятельности несколько различны. Методы контроля познава­тельной деятельности — это устный опрос (индивидуальный, фронтальный), проверка тетрадей, самостоятельная (контрольная) работа, лабораторный кон­троль зачет, экзамен и др. С их помощью, как правило, выявляется уровень обученности учащихся. Методы контроля трудовой деятельности — это кон­троль мерительными приборами, контроль посредством практического при­менения (изготовленной детали, отремонтированного станка), а также созда­ние отдела технического контроля и т. д. Есть методы контроля результатов внеучебной воспитательной деятельности: метод экспертных оценок, обще­ственное мнение, анкетный опрос, беседа, методы диагностики уровня воспи­танности учащихся н т. д.

Наконец, методы подразделяются по тому, какие возможности они предо­ставляют учащимся для их самостоятельной деятельности (т. е. по продук­тивности). Так, выделяются пять групп методов: объяснительно-иллюстра­тивные, репродуктивные, проблемные, частично поисковые и исследователь­ские (таблица 15). Это менее распространенный классификатор.

Таблица 15



2018-07-06 340 Обсуждений (0)
Классификация методов на основе структуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация методов на основе структуры личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)