Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Операционализация понятий в социологии: необходимость и суть процедуры.



2018-07-06 813 Обсуждений (0)
Операционализация понятий в социологии: необходимость и суть процедуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерпретация понятий:

· сопоставление с другими теоретическими понятиями

· сопоставление с результатами наблюдения.

Эмпирическая интерпретация – специфическая процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов.

Операциональное определение понятия – определение через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков.

Эмпирическая интерпретация по необходимости частична, раскрывает лишь часть понятия, термина.

Эмпирическая интерпретация (по РКС) - специфическая процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов; (Ядов) поиск эмпирических значений.

Операциональное определение (по РКС) - раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. Или - это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии.

Эмпирический показатель - наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения.

Источники формирования понятий: общенаучные понятия и специальные понятия.

Понятийное ядро – система взаимоупорядоченных понятий, по возможности исключающих синонимию, и многозначных, по крайней мере, в пределах одного исследования.

Операционализация всегда состоит из набора процедур, которым надо следовать для получения эмпирического показателя проявления показателя в каждом конкретном случае. При операционализации важно сопоставлять понятие и показатели.

Ошибки про операционализации понятий:

1) Концептуальное определение присутствует, но оно не операционализировано; измерения не обоснованы и не связаны с понятиями.

2) Операциональное определение есть, но оно не связано с исходным понятием.

3) Измеряемый показатель не соответствует исходному показателю.

2 точки зрения на индикаторы и показатели:

1. Понятие индикатора более широкое, чем показатель.

2. Понятие показатель более широкое, чем индикатор.

3. Эти понятия синонимы.

Индикатор – внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие/отсутствие признака и его состояние.

Хохулина:

Индикатор - любая поддающаяся эмпирической интерпретации характеристика изучаемого объекта, выдвинутая в соответствии с его теоретической схемой.

Показатель - операциональный признак, по которому можно судить о наличии/отсутствии той или иной характеристики, степени ее проявления у объекта как эмпирической реальности.

Переход от теоретического к эмпирическому описанию объекта:

Система индикаторов – упорядоченное множество эмпирически интерпретируемых характеристик объекта.

Требования к системе индикаторов:

1. Комплексность и полнота системы индикаторов, обеспечивающая охват всех свойств конкретного объекта, значимых с точки зрения теоретической концепции.

2. Четкая структурированность системы индикаторов, разделение индикаторов, формирующих систему, на более или менее целостные блоки, каждый из которых отражает некое глубокое свойство объекта.

3. Многостороннее отражение каждого свойства объекта, достигаемое использованием целого ряда индикаторов и обеспечивающее надежность системы.

Требования, предъявляемые к отдельным индикаторам:

1. Связь соответствующего индикатора с исследуемым процессом, возможность его четкой, осознанной интерпретации в рамках теоретической концепции исследования.

2. Доброкачественность и надежность используемой информации, гарантирующие получение неискаженной информации.

3. Соответствие индикаторов требованиям со стороны выбранных методов сбора и обработки данных.

4. Соответствие поставленным задачам.

2 группы индикаторов:

Понятийный индикатор – конкретизация характеристик объекта, ориентирован на последующее измерение.

Батыгин:

Показатель шире индикатора (индикатор - элемент внутренней структуры показателя) У индикатора есть субъект - индикатум - предмет измерения. Характеристика индикатума - измеряющее.

Теоретическая интерпретация ® язык структурной схемы

Эмпирическая интерпретация ® система индикаторов

Операционализация ® показатель

Индикатор - (РКС) количественное представление показателя; инструмент практического измерения; переход от наблюдаемых признаков к концептуальной модели. Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исходного понятия с системой показателей

 

Лазарсфельд:

Описывает переход от теоретического представления к элементам измерения. Схема описывает 4 стадии: попытка определения изучаемого явления и выдвижение гипотез; выделение показателей, эмпирически описывающих объект; отбор показателей (определение информационной базы, т.е. то, что может быть измерено); построение индексов (переход к индикаторам второго уровня).

Две непонятных точки зрения: сам вопрос является индикатором (узкая точка зрения) и индикатор это единство вопроса и ответа (более широкая). Индикатор - средство измерения.

 

Подход Лазарсфельда к показателям:

Показатели:

Индивидуальные:

а) абсолютные (атрибутивные) - измеряются только на данной единице, независимо от того, являются ли они членом группы или нет;

б) сравнительные - измерения объекта в сравнении с другими показателями (например: студент занял первое место в группе);

в) относительные - измерение во взаимосвязи (например: выясняем, кто лидер в группе и каковы взаимоотношения между ним и группой);

г) контекстуальные – единице приписываются свойства группы.

Совокупные:

а) аналитический показатель складывается из показателей индивидов (например: средний возраст группы рассчитывается на основе данных об индивидах);

б) структурный - данные об отношениях в группе (это некоторый аналог относительного индивидуального показателя, но рассчитанный для группы - сплоченность группы, мужчины тратят времени на ТВ больше женщин);

в) глобальный - некие качества совокупности, непосредственно не ненаблюдаемые.

 

 

Классификация показателей по способу их получения:

  • непосредственно измеряемые показатели имеющие конкретное значение;
  • расчетные показатели (полученные на основе других показателей).

Классификация по характеру данных:

  • качественные (наличие или отсутствие свойства);
  • количественные (характеризует интенсивность проявления свойства).

Классификация по содержанию показателей:

  • социально-демографические;
  • экономические;
  • социальные;
  • психологические;
  • ……..

 

11. Задачи исследования. Место и функции задач в структуре социологического знания.

Цель ориентирована на конечный результат исследования. Задачи формируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели исследования.

Задачи – промежуточное звено между целью и теоретической схемой с одной стороны и гипотезами и методами с другой. Методы и гипотезы определяются в соответствие с задачей.

Определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Функции частных задач:

1) производны от цели, результат ее дробления, конкретизации

2) формулируются по отношению к теоретической схеме на языке этой схемы, переводят на язык операционных понятий.

 

12. Классификация задач социологического исследования. Основные типы задач.

Задачи не всегда совпадают с блоками теоретических схем:

1. Исследовательские задачи ставятся только к гипотетическим блокам.

2. В данном исследовании это не является предметом, нет методических средств для изучения.

3. Методические задачи возникают не в качестве осмысления теоретических блоков, а в качестве конкретных задач.

4. Могут возникать задачи, не принадлежащие к первоначальным блокам.

Постановка задач – интерактивный, не единовременный процесс.

Виды задач:

· инженерно-прикладные;

· собственно научные;

· содержательные;

· методические.

Помимо главных (основных) и частных программных задач, могут возникать дополнительные. Эти последние логически не обязательно связаны с целью и основными задачами исследования.

Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные – ставятся как бы для «пристрелки», для подготовки будущих исследований, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т.д.

Цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое ограниченное число побочных, дополнительных задач.

 



2018-07-06 813 Обсуждений (0)
Операционализация понятий в социологии: необходимость и суть процедуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Операционализация понятий в социологии: необходимость и суть процедуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (813)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)