Социальная проблема как стимул научного исследования: требования к проблеме.
Реальные жизненные противоречия создают социальную проблемную ситуацию, для решения которых необходимо развитие социального знания. Проблема – вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует определенных практических и теоретических действий для его разрешения. Проблемная ситуация (с точки зрения познавательного процесса) – противоречие между знанием о потребностях людей и каких-либо результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. 2 стороны проблемы: 1) Познавательная (гносеологическая) – знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий; 2) Предметная сторона проблемы СИ – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов. Исследовательская проблема формулируется в контексте проверки теории. Проблема не может считаться сформулированной, если она не выражается одним предложением. Формулировка темы – анализ проблемной ситуации, обязательно указание на предмет исследования. 3 этапа познания: 1. Констатация проблемы. Осознанное наличие и структура одной/нескольких проблем. 2. Осознание проблемы. Форма понимания проблемы, при которой ситуация осознана как проблемная. 3. Осознанность проблемы. Указывает, в какой степени учитываются факторы проблемной ситуации, ее структуры и процесса ее развития. Виды проблем по масштабности: - групповые - региональные - локальные - проблемы на уровне общества в целом Виды проблем (Здравомыслов): 1 уровень. Социально-психологические проблемы. 2 уровень. Институциональные проблемы. 3 уровень. Социальные проблемы на уровне общества в целом. По формулировке проблемы мы должны обратить внимание на то, что характер противоречия предопределяет тот тип исследования, который мы должны производить. Требования к проблеме: 1. проблема должна быть подлинной 2. проблема должна соответствовать в широком смысле наличным/ожидаемым общественным потребностям 3. проблема должна служить дальнейшей практике и теории 4. проблема должна быть связана с некоторой теорией 5. не проблематизируются отдельные суждения Определение содержания проблемы: фиксация проблемы 1. Фиксированная проблема должна допускать возможно более точное разграничение между проблематичным и непроблематичным 2. Фиксация должна отчетливо отделять существенное и несущественное в отношении данной проблемы 3. Фиксированная проблема должна расчленяться на элементы и упорядочиваться по частным проблемам, а также по их приоритетам Комплекс проблем, решаемых исследователем, образуют тему исследования. Тема исследования должна быть сформулирована кратко, одним предложением, ясно и точно. Тема должна быть актуальной в практическом смысле, и новой, обладать научной новизной. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объектом СИ может быть все, что содержит в себе явно/неявно социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Процесс разработки проблемы:
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |