Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процедура социометрического опроса, его основные фазы. Инструмент для социометрического опроса, его особенности. Типы социометрических критериев, требования к ним.



2018-07-06 514 Обсуждений (0)
Процедура социометрического опроса, его основные фазы. Инструмент для социометрического опроса, его особенности. Типы социометрических критериев, требования к ним. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социометрический опрос представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутриколлективных и межколлективных связей, путем выявления отношений между членами коллектива.

Отношения между членами коллектива выясняются на основе выбора, отклонения или оставления без внимания опрашиваемым членом коллектива другого члена коллектива как участника совместной деятельности.

Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.

Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения).

Социометрический критерий – конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения.

Виды социометрических критериев:

1. Производственные критерии позволяют исследователю выяснить межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности («Кого бы Вы выбрали в напарники по…?»);

2. Непроизводственные критерии являются показателями межличностных взаимоотношений в коллективе («С кем бы Вы хотели отметить свой день рождения?»); образование психогрупп;

3. Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента («Кто, по Вашему мнению, из членов бригады выберет Вас напарником по…? Кто из членов бригады пригласит Вас на свой день рождения?»);

4. Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы («Вместе с кем Вы хотели бы проводить проверку работы? С кем бы Вы хотели ходить на добровольные дежурства?»); образование социогрупп.

Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров для какой-то совместной деятельности («С кем бы Вы хотели работать на общий наряд?»).

Отрицательным критерием называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц), с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью («С кем бы Вы не хотели работать вместе на общий наряд?»);

Двойными критериями называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления («С кем бы Вы хотели жить в одной комнате?»).

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного («Кто из членов коллектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?»).

Критерий прямого типа: «С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?».

Критерий косвенного типа: «Если бы Вы решили продолжить свое образование, с кем бы Вы хотели учиться в одной группе?».

Выбор того или иного способа конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой группы.

Требования к социометрическому критерию:

1. Должен быть подобран таким образом, чтобы в его содержании, прежде всего, отражались взаимоотношения между членами коллектива;

2. Должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности;

3. Не должен ограничивать возможности выбора, респондент должен четко представлять размеры и границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена;

4. Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимым для него;

5. Должен описывать конкретные ситуации, для того, чтобы у респондента были конкретные основания для выбора или отклонения партнера;

6. Особое внимание нужно уделить формулировкам критерия.

Процедура социометрического опроса:

1. Подготовительная фаза: исследователь определяет проблему, объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива;

2. Первая фаза – социометрическая разминка: исследователь входит в первый контакт с членами коллектива, стремится внушить доверие, устанавливает содержание социометрических критериев;

3. Вторая фаза: проведение собственно опроса, инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек;

4. Фаза обработки: обработка информации, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных;

5. Завершающая фаза: получение выводов и рекомендаций.

Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам, и список членов социометрической группы. Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором излагается цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее дается четко излагается информация о том, как заполняется карточка, имеется ли ограничение на выбор, и, если есть, каково оно. Поскольку социометрию невозможно проводить анонимно, то следует объяснить опрашиваемому цели опроса, гарантировать сохранение тайны его ответов. Завершается карточка благодарностью.

Результаты опроса, прежде всего, заносятся в социоматрицу, компактно представляющую первичную информацию и упрощающую последующую математическую обработку собранных данных.



2018-07-06 514 Обсуждений (0)
Процедура социометрического опроса, его основные фазы. Инструмент для социометрического опроса, его особенности. Типы социометрических критериев, требования к ним. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процедура социометрического опроса, его основные фазы. Инструмент для социометрического опроса, его особенности. Типы социометрических критериев, требования к ним.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)