Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гипотезы исследования. Роль гипотезы в социологическом познании. Соотношение гипотез, теоретической схемы и задач исследования.



2018-07-06 870 Обсуждений (0)
Гипотезы исследования. Роль гипотезы в социологическом познании. Соотношение гипотез, теоретической схемы и задач исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Гипотеза:

- главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его точной логике;

- обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем;

- (в логике) предположение о непосредственно не наблюдаемых формах связей явлений или причинах, производящих эти явления;

- (Ядов) обоснованное предположение;

- знание, которое носит вероятностный характер, которое содержит качественно новые элементы, которое обоснованно и помогает решить противоречия.

Новые высказывания можно назвать гипотезами, если они абстрагированы от эмпирических данных и подтверждены практикой или соответствующей теорией (предварительный анализ объекта).

Признаки научной гипотезы:

1) Является научным выводом из доказанных положений.

2) Представляет собой высказывания, полученные путем научных заключений в целях объяснения соответствующего явления.

Гипотеза нужна, т.к.:

· аккумулирует ранее накопленное знание;

· является спусковым механизмом для перехода к эмпирическим исследованиям, для получения нового знания об объекте;

· организует логику исследования.

Ядов: гипотезы черпаются на грани между наблюдением реальных событий и системой объяснения этих событий. Если имеющиеся знания не помогают объяснить полностью явления => возникает предположение, гипотеза.

Источники гипотез:

1. Обыденное сознание.

2. Аналогии (знание, полученное при рассмотрении одного объекта, переносится на другой, менее изученный, объект).

Логическая конструкция гипотезы – условно-категорическое умозаключение, выступающее в форме УСЛОВИЕ ® СЛЕДСТВИЕ.

Гипотеза – некое новое, вероятностное, суждение.

Гипотезы – продукт логического мышления.

2 схемы научного вывода:

· опровержение гипотез (опровержение следствий опровергает гипотезу)

· подтверждение гипотез.

Гипотезы не могут быть подтверждены с полной уверенностью, но могут быть опровергнуты.

Требования к выдвижению гипотезы:

1. Гипотеза не должна содержать понятий, не получающих эмпирической интерпретации.

2. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам (по возможности).

3. Гипотеза должна быть простой (по возможности без допущений).

4. Гипотеза должна быть применима к более широкому кругу явлений, чем тот, для которого она разрабатывалась.

5. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и т.д.

6. Гипотеза должна быть специализирована, т.е. в самой гипотезе должен быть указан способ ее проверки в данном исследовании.

7. Гипотеза должна иметь смысл в рамках данной проблемы.

8. Гипотеза не должна быть тривиальной.

В ходе проверки гипотезы реализуется схема:

Проблема à Предварительное объяснение проблемы (гипотеза) à Решение проблемы

Научные гипотезы, выдвигаемые при разработке проблем в начале исследования, ‑ рабочие гипотезы. Появляются до эмпирических исследований.

Фазы формулировки гипотезы:

1. Сбор информации по данной проблеме (подготовительная стадия; анализ имеющихся данных).

2. Формулирование рабочих гипотез.

3. Группировка и систематизация гипотез.

4. Проверка гипотез, выведение эмпирически доказуемых заключений.

Основная гипотеза и гипотезы следствия. Проверка гипотез следствия служит основанием для проверки основной гипотезы.

 

14. Основные виды гипотез в социологическом исследовании.

Классификация гипотез:

1. Отношение к центральной задаче:

1.1основные

1.2. выводные

2. Выдвижение конкурирующих гипотез:

2.1. основные

2.2. альтернативные

3. По характеру:

3.1. описательные (предположения о существенных свойствах объекта)

3.2. объяснительные (установление причинно-следственных связей)

3.3. прогнозные (о тенденциях дальнейшего развития)

4. По времени появления:

4.1. первичные (априорные)

4.2. вторичные (сформулированные в ходе исследования вместо первичных)

 

15. Принципиальный план исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска и их цели. Процедурные особенности, характерные для каждого типа стратегии.

В зависимости от того, каким типом гипотез исследователь обладает в начале, зависит стратегический (принципиальный) план исследования.

Тип стратегического плана Основание для принятия плана Преимущественно используемые приемы, методики и техники Цель
1. Разведывательный (формулятивный) Отсутствие информации для формулировки гипотез Изучение документов, наблюдение, экспертный опрос (в режиме интервью) Выявление проблемы, формулировка описательных гипотез
2. Описательный (дескриптивный) Наличие данных для описания структурных характеристик объекта, для формулировки описательных гипотез Статистические методы, выборочные обследования (монографическое обследование, классификации, типологический анализ) Количественно - качественные характеристики объекта, формулировка объяснительных гипотез
3. Аналитико-экспериментальный В условиях достаточных знаний в изучаемой области, для формулировки объяснительных гипотез Эксперимент (натурный, псевдоэкперимент - мысленный) Выявление и описание причинно-следственных связей и прогноза
4. Экспериментально-практический (экспериментально - управленческий) Для формулировки гипотезы о способах   Поиск управленческих решений

 



2018-07-06 870 Обсуждений (0)
Гипотезы исследования. Роль гипотезы в социологическом познании. Соотношение гипотез, теоретической схемы и задач исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гипотезы исследования. Роль гипотезы в социологическом познании. Соотношение гипотез, теоретической схемы и задач исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)