Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качество социологического исследования: составные элементы, проблема их соотношения и соответствия.



2018-07-06 646 Обсуждений (0)
Качество социологического исследования: составные элементы, проблема их соотношения и соответствия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Качество – некая сущностная характеристика, существенная определенность, видовое отличие объекта; устойчивое взаимодействие составных частей объекта; оценочное понятие – насколько хорош предмет.

Качество исследования определяется качеством его составляющих.

Исследование характеризуется:

· целью – того, ради чего проводится исследование;

· средствами – всего, что служит достижению цели: методология, теория, методика, инструменты;

· процессом – реализацией средств;

· результатом – новым знанием, новой информацией.

 

Качество цели:

· важность – внешняя характеристика цели, связь исследования с социальной системой, в рамках которой исследование проводится;

· реалистичность – внутренняя характеристика цели, соотносит цель с другими элементами системы, речь идет о возможности достижения цели.

 

Качество средств:

· результативность – степень достижения цели;

· эффективность – соотношение полученных результатов и произведенных затрат.

Затраты исследователя и исследуемого = экономические затраты + социальные затраты

Затраты субъекта (исследователя):

· зависят от доли неквалифицированного и привлекаемого труда;

· трудоемкость;

· оперативность;

· экономичность.

 

Издержки объекта (исследуемого):

· временные затраты;

· трудоемкость;

· этичность способов использования средств;

· психологическая травмогенность.

 

Качество процесса: обучение интервьюеров, контроль над интервьюерами.

Результат – изменения в работнике, объекте.

· основной результат (целеположенный) - тот, который предполагался целью исследования;

· побочный результат – целью не задавался, изменение объекта, субъекта и средства исследования.

 

Качество результата:

· степень целедостижения;

· ценность результата;

· важность и достоверность результата.

 

23. Количественные и качественные методы в социологических исследованиях.

Такие методы сбора информации, как наблюдение, анализ документов, опросы, относятся к так называемым «жестким» методам. Их теоретико - методологическая основа – представление об обществе как системно-организованной целостности и предположение о способности научного знания рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии использование «жестких» количественных методов достигло своего апогея. Но к сегодняшнему дню ситуация в мировой и отечественной социологии изменилась.

Количественные методы были подвергнуты критике прежде всего из-за методологических соображений. Социологи разочаровывались в способности макросоциологических теорий должным образом объяснить «человеческую сущность» социальных явлений и процессов.

Для современной социологии настал период гуманизации, переориентации от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных общностей, специфики меньшинств и каждодневной социальной практики людей; от макро- к микроанализу социальных явлений.

Таким образом, количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями, а качественная социология занимается субъективным аспектом реальной практики этих отношений.

Качественные методы применяется при исследовании отдельной общности (case study), этнографических исследованиях, исторических исследованиях, истории семьи, жизни человека, фокус – группы: фокусированное интервью, глубинное интервью, клиническое интервью.

 

Различие стратегий исследования при количественных и качественных подходах

Парадигма количественного подхода Парадигма качественного подхода
Теоретико-методологическая база
· Реализм · Достоверное, объективное знание · Описание логических связей между отдельными парпаметрами · Феноменология · Релятивизм · Описание общей картины события или явления
Фокус анализа
· Общее, генеральное · Классификация путем отождествления событий, случаев · В центре внимания – структуры; внешнее: объективное · Особенное , частное · Описание событий, случаев · В центре внимания – человек; внутреннее: субъективное
Исследовательские цели, задачи
· Дать причинное объяснение · Измерить взаимосвязи · Интерпретировать, понять наблюдаемое · Концептуализировать
Единицы анализа
· Факты, события · Субъективные значения, чувства
Валидность (надежность)
· Достоверное повторение установленных связей · Реальное насыщение информации
Логика анализа
· Дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятий · Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т.д. – к концепциям
Стиль
· Жесткий, холодный · Систематизация · Мягкий, теплый · Воображение, представление о ….

 

24.1. Классификация методов сбора информации. Взаимосвязь программы исследования и методики сбора информации.

При разработке методов сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской программы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.

Выбор методической стратегии:

1. Какие первичные данные первичные данные надо получить, чтобы описать и проанализировать предмет исследования на эмпирическом уровне?

2. Из какого источника можно получить необходимую информацию?

3. Каким методом искомая информация может быть получена?

ПОНЯТИЕ à ИНДИКАТОР à ПОКАЗАТЕЛЬ à ИСТОЧНИК à МЕТОД

 

Источник информации Метод
Документальный Анализ документов – качественное изучение содержания социальной информации на основе многообразия умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение – прямая и непосредственная регистрация исследователем событий и условий, в которых они имеют место.
Люди: 1. Человек     2. Малая группа   3. Социальный опыт   Опрос – совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы на которые образуют требуемую информацию; Социометрический опрос – изучение межличностных отношений в малых группах; Экспертный опрос – опрос компетентных людей.
Организованные ситуации Эксперимент – в необычной обстановке проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, которые называются контрольными.

Функции методов:

1. Обеспечивают переход от теоретического знания о предмете исследования к его эмпирическому описанию и анализу;

2. Позволяют получить количественные значения изучаемых переменных, составляющие необходимое условие качественного анализа предмета исследования;

3. Предопределяют возможности использования математического аппарата на этапе обработки и анализа собранных данных;

4. Обеспечивают надежность и достоверность эмпирических данных, определяя адекватность получаемых результатов изучаемой социальной реальности.

 

24.2. Наблюдение как метод сбор социологической информации. Виды наблюдения, их особенности.

Наблюдение – (Ядов) прямая регистрация событий очевидцем; (РКС) осуществляется путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования; направленное систематическое непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения исследования социальных явлений, ситуаций, процессов, подвергающиеся контролю и проверке.

Главные характеристики:

1. Систематичность;

2. Планомерность;

3. Целенаправленность.

Особенности (Дж. Мэдж):

1. наблюдение небеспристрастно;

2. на основе житейских теорий, построений;

3. ожидания.

Чем отличается научное наблюдение от повседневного?

1. научное наблюдение подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;

2. научное наблюдение планомерно;

3. все данные наблюдения фиксируются (в дневник, карточку наблюдения);

4. информация, полученная в результате научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Недостатки метода:

· субъективные:

- связь наблюдателя с изучаемым объектом;

- сложность повторного наблюдения (сложность контроля);

- трудности, связанные с личностью наблюдателя.

· объективные:

- не все можно пронаблюдать;

- смещение акцентов из-за предшествующих встреч;

- опасность утратить объективность;

- отношения социальных положений наблюдателя и наблюдаемого.

Достоинства метода:

· относительно небольшая трудоемкость;

· можно анализировать поведение группы;

· результаты не зависят от умения/ желания рассказывать.

 

Галоэффект – основан на общем впечатлении, первоначальном образе, приписывание в последствии наблюдаемых качеств.

Эффект снисходительности – тенденция оценивать ситуацию более положительно.

Ошибка усреднения – боязнь крайних суждений.

Ошибка моделирования – согласованность личности.

Ошибка контрастности – склонность наблюдателя судить исходя из своих качеств (ищет противоположности).

 

Формы наблюдения:

· по степени формализованности (стандартизации):

* нестандартизованное (исследователь неограничен в условиях проведения процедуры, пользуется лишь самым общим принципиальным планом исследования, жестко определен лишь объект, цель – общее знакомство с объектом, проводится, как правило, самим исследователем или квалифицированным наблюдателем, включенным в исследование);

* стандартизованное (жесткая регламентация всей процедуры, времени наблюдения и объекта; необходимо строго фиксировать все элементы наблюдаемой деятельности, жестко фиксировать результаты; перечень элементов ситуации, инструменты по наблюдению ситуации, контроль осуществляется за счет увеличения числа наблюдателей за процессом).

· по положению наблюдателя:

1. по степени участия наблюдателя:

* участвующее (включенное) наблюдение – процесс, в котором присутствие наблюдателя в социальной ситуации допускается; степень включенности колеблется в широких пределах: активное, пассивное; активное – опасность привыкания, адаптации, потеря объективности, трудно найти наблюдателя, согласного на долговременное включение в группу;

* невключенное наблюдение – наблюдение со стороны, исследователь находится вне изучаемого объекта.

2. по степени осознанности наблюдаемыми:

* открытое наблюдение – факт наблюдения известен наблюдаемым;

* скрытое наблюдение – члены группы не знают, что за ними наблюдают; наиболее достоверно и объективно; возникает комплекс морально-этических проблем.

3. по роли наблюдателя:

* полный участник – полное включенное наблюдение изнутри, скрытое; цели и подлинное лицо наблюдателя неизвестны наблюдаемым;

* участник – наблюдатель – открытое наблюдение;

* наблюдатель – участник – формальный характер, контакт с членами группы минимален;

* наблюдатель – невключенное наблюдение.

· по месту проведения и условиям организации:

* полевое – в естественных условиях реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с наблюдаемым;

* лабораторное – ситуация создается исследователем.

· по регулярности проведения:

* случайное – не запланированное;

* эпизодическое – запланировано, но проводится один раз;

* систематическое – регулярная фиксация действия в течение определенного периода времени.

· в зависимости от элементов контроля:

* контролируемое – задача: получение точной картины для проверки гипотез, контроль;

* неконтролируемое – общее описание реальной жизненной ситуации, процесса или явления, успех зависит от квалификации наблюдателя, нет жесткого плана и контроля.

 

Вид наблюдения Тип исследования (стратегического плана)
разведывательный описательный экспериментальный
1. контролируемое - + +
2. неконтролируемое + - -
3. включенное - / + + +
4. невключенное + + + / -
5. структурированное - + +
6. неструктурированное + + -
7. лабораторное - + +
8. полевое + + / - -

 

Качество наблюдателя:

1. внимательность;

2. умение выделить максимальное количество элементов;

3. умение видеть;

4. терпение;

5. способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации;

6. умение контролировать свои действия;

7. добросовестность, честность;

8. всегда помнить об интересах людей.

 

Проблема вмешательства наблюдателя в наблюдаемый процесс:

1. Если цель исследования – диагностика, то вмешательство наблюдателя может исказить ситуацию, что нежелательно;

2. Если цель – практическая, прикладная, связанная с принятием управленческих решений, то вмешательство полезно, иногда приходиться провоцировать нестандартные ситуации.

 

25. Сущность опросных методов. Структура процедуры опроса, отличающая его от других методов.

 

Опрос – это метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым.

Данное определение достаточно полно раскрывает содержание метода и в то же время отражает его специфику по сравнению с другими методами сбора информации.

Так, при наблюдении или анализе документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не воздействием самого социолога. При использовании этих методов имеет место лишь одностороннее воздействие исследуемого на поведение социолога, состоящее в регистрации актов поведения исследуемого. В тех случаях, когда влияние социолога на объект исследования все же возникает (например, при включенном наблюдении), исследователь стремится уменьшить это влияние. Взаимодействие при анализе документов или наблюдении не является их существенной характеристикой, а наоборот, представляет собой побочный фактор, действие которого необходимо уменьшить возможными способами. В противном случае качество полученной информации вызывает большие сомнения.

При опросе ситуация меняется коренным образом. Взаимодействие является основным параметром, характеризующим сущность метода опроса. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его в нужное русло. Возникающее при этом взаимодействие непременно должно сказаться на результатах исследования. Поэтому задача каждого социолога, проводящего опрос, состоит в такой организации процесса взаимодействия, чтобы полученная информация обладала достаточно высоким качеством, необходимым для решения задач, поставленных в исследовании.

 

26. Опрос как процесс общения. Основные фазы опроса.

Опрос – это метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым.

Взаимодействие является основным параметром, характеризующим сущность метода опроса. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его в нужное русло. Возникающее при этом взаимодействие непременно должно сказаться на результатах исследования. Поэтому задача каждого социолога, проводящего опрос, состоит в такой организации процесса взаимодействия, чтобы полученная информация обладала достаточно высоким качеством, необходимым для решения задач, поставленных в исследовании.

Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения.

Людой опрос начинается с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели:

1. создание у респондента мотивации ответить на вопросы;

2. подготовка респондента к исследованию.

Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Обращение – это завязка, начало опроса.

Для того, чтобы респондент смог дать нужную информацию, необходимо подготовить его к этому: объяснить содержание вопросника, т.е. то, о чем его будут спрашивать, цель опроса, а в случае анкеты – и правила заполнения вопросника, и постепенно, задавая вопросы, подвести его к цели исследования. Нельзя сразу же задавать основные, проблемные вопросы. Респондент еще не готов к ответу на них, его сознание еще не ориентировано на тему опроса, ему необходима предварительная психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые ввели бы его в ситуацию опроса и приблизили бы к основной проблематике.

Содержание этой фазы – разведка, разминка, зондаж. Ее разработка очень ответственна и помимо специальных знаний в области психологии общения требует от исследователя предварительного знакомства с аудиторией, к которой адресуется вопросник интервью или анкеты.

Основная задача этой фазы – установить контакт с респондентом, «завязать разговор». Опыт показывает, что если респондент причитал или ответил на первые два-три вопроса, то в большинстве случаев он ответит и на все остальные вопросы.

Создание у респондента мотивации к участию в исследовании – более сложная задача. У каждого человека свои интересы, ценности, потребности. Необходимо заинтересовать респондента в исследовании, затронуть его жизненные потребности, чтобы ответы на вопросы приобрели для них личностный смысл.

Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использоваться во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных.

Основное содержание следующей фазы опроса – достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных в исследовании задач.

В процессе ответа на эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постепенно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которые прерывают слишком обширную тему. Содержание этих вопросов должно быть интересным для респондентов.

Иногда бывает труднее завершить опрос, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.

27. Классификация опросных методов: основные виды, их достоинства и недостатки.

Вообще, опросы – незаменимый прием для получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Виды опросов:

· По способу доведения вопроса до респондента и фиксации ответа (по характеру взаимодействия респондента с исследователем):

1. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагает прямой контакт интервьюера и респондента, вопрос задается и фиксируется интервьюером (механически), словесное общение нескольких лиц – как правило, двух; способ научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации, чтобы получить информацию в зависимости от намеченной цели.

2. Анкетирование – опрос по анкете – опрос, ориентированный на самозаполнение документа, называемого анкетой, контакт исследователя с респондентом опосредован анкетой, исследователь теряет контроль над опросом в то момент, когда передает анкету респонденту.

 

· По типу опрашиваемого субъекта:

1. индивидуальные;

2. экспертные;

3. целевых групп;

4. лиц, принимающих решения (на западе).

· По частоте проведения:

1. разовые;

2. многократные:

повторные;

панельные.

· По количеству лиц, одновременно участвующих в опросе:

1. индивидуальные;

2. групповые.

· По степени стандартизации:

1. формализованные;

2. свободные.

· По способу связи с респондентом:

1. личные;

2. телефонные;

3. почтовые;

4. прессовые;

5. on-line опросы.

· По месту проведения:

1. по месту жительства;

2. по месту работы;

3. в общественных местах;

4. уличные опросы.

· По охвату:

1. сплошные;

2. выборочные.

· По роли в исследовании:

1. основные;

2. пилотажные.

 

28. Интервьюирование как метод социологического опроса: плюсы и минусы. Виды интервью.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Виды интервью:

· по содержанию беседы:

1. документальные (изучение событий прошлого уточнение фактов);

2. мнений (выявление оценок, взглядов, суждений).

· по технике проведения:

1. свободные, нестандартизованные – длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводитель интервью); уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования;

2. полуформализованные;

3. формализованные – детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

· в зависимости от особенностей процедуры интервью:

1. интенсивное (клиническое) – глубокое, длится часами, цель – получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого; фиксация невербальных реакций, особенностей поведения;

2. фокусированное – цель: извлечение информации о реакциях субъекта на заданное воздействие.

3. нарративное интервью – направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни.

· по способу организации:

1. групповые интервью – планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе (фокус - группы);

2. индивидуальные интервью.

Функции интервью:

1. получение информации о группе, общности, социальных процессах и явлениях;

2. воздействие на респондента – изменение личности респондента, терапевтический эффект.

Достоинства интервью:

1. отдельные виды интервью позволяют переформулировать вопрос для лучшего понимания его респондентом;

2. выше контроль (интервьюер контролирует ситуацию опроса: понимание, порядок заполнения, кто заполняет);

3. выше возврат, меньше пропусков вопросов (воздействие интервьюера);

4. меньше требований к анкете;

Недостатки интервью:

1. субъективность (двойная трактовка вопросов: интервьюером и респондентом);

2. дорогой и требует много времени;

3. низкая анонимность;

4. необходим поиск психологического контакта с каждым респондентом;

5. трудоемкость подготовки интервьюеров;

6. трудно свести к минимуму возмущаемое влияние интервьюера.

 

29. Анкетирование как вид социологического опроса: плюсы и минусы. Виды анкетных опросов.

Анкетирование – опрос по анкете – опрос, ориентированный на самозаполнение документа, называемого анкетой, контакт исследователя с респондентом опосредован анкетой, исследователь теряет контроль над опросом в то момент, когда передает анкету респонденту.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются самим опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Виды анкетного опроса:

· по содержанию и конструкции задаваемых вопросов:

1. открытый опрос – респондент высказывается в открытой форме;

2. закрытый опрос – все варианты ответов заранее предусмотрены;

3. полузакрытые опросы – комбинация того и другого;

4. зондажный, или экспресс - опрос общественного мнения, содержит 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с социально-демографическими характеристиками респондентов.

· по способу проведения:

1. по почте – ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению;

2. на месте – анкетер сам забирает заполненные листы.

· по способу организации:

1. групповое анкетирование – анкетируется сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет;

2. индивидуализированное – анкетер обращается индивидуально к каждому респонденту;

3. раздаточное анкетирование.

· по содержанию:

1. событийные;

2. выяснение ценностных ориентаций и мнений;

3. статистические анкеты;

4. хронометражи суточных бюджетов времени;

5. ………..

Достоинства анкетирования:

1. вопрос трактуется только респондентом;

2. дешевле и меньше затрат времени;

3. выше анонимность;

Недостатки анкетирования:

1. вопрос доводится только в одной форме, т.е. невозможно пояснять;

2. низкая степень контроля ситуации заполнения;

3. ниже возврат, больше пропусков вопросов;

4. высокие требования к анкете.

 

30. Типы и виды вопросов, их достоинства и недостатки. Выбор формы вопросов. Типы задач, требующие вопросов различного характера.

Социологический вопрос – концептуальное гипотетическое представление об объекте.

Виды вопросы:

· по цели:

1. содержательные – инструмент для получения основной информации:

фактологические – вопросы о фактах; ответы совпадают с реальностью на 80-90%, определены во времени, только о прошлом и настоящем; не рассматривают действие в развитии;

мотивационные – вопросы о мнениях, установках, мотивах; позволяют снимать интенсивность протекания процесса, выяснить мотивы поведения, дать оценку деятельности, выяснить личностные установки, ценностные ориентации;

о знаниях – определение уровня информированности, его оценку.

2. функциональные – с целью оптимизации течения опроса:

функционально – психологические – контактные, буферные;

вопросы – фильтры – разделить совокупность респондентов;

контролирующие – контроль за достоверностью объектов.

· по области поиска ответов и фиксации ответов:

1. открытые – область поиска ответов определяется смысловым содержанием той части вопроса, который указывает на недостающее знание, которое интервьюер ожидает от респондента; эффективны в пробных разведывательных исследованиях, при измерении актуальности темы;

2. закрытые – область поиска ответов жестко закреплена автором с помощью предложенных ответов; список подсказок поясняют вопрос, экономия времени;

3. полузакрытые – возможность не только выбрать предложенные варианты, но и записать свой вариант.

· по соотношению смысла вопроса:

1. прямые – характерно совпадения смысла для респондента и для исследователя, легко интерпретируемые результаты, одинаковое понимание смысла вопроса;

2. косвенные – сложно или неудобно спросить прямо, несовпадение смысла для респондента и социолога.

· по характеру:

1. личные – прямо спрашивается оценки и суждения респондента;

2. безличные – об оценках и суждениях, но в безличной форме.

· по степени конкретизации:

1. общие;

2. частные.

· по критерию времени:

1. ретроспективные - о прошлом;

2. текущие – о настоящем;

3. прожективные – о будущем: реально прожективные (намеченная ситуация) и условно прожективные (заведомо нереальная ситуация).

· по образности вопроса:

1. ситуативные - приводятся ситуации, предлагается выбрать ту, которая наиболее близко соответствует мнению респондента;

2. иллюстрации - вопрос в картинках.

 

31. Открытые и закрытые вопросы: плюсы и минусы. Особенности применения.

По области поиска ответов и фиксации ответов вопросы можно разделить на:

· открытые – область поиска ответов определяется смысловым содержанием той части вопроса, который указывает на недостающее знание, которое интервьюер ожидает от респондента;

· закрытые – область поиска ответов жестко закреплена автором с помощью предложенных ответов.

Открытые вопросы наиболее эффективны в пробных разведывательных исследованиях, при измерении актуальности темы.

Недостатки открытых вопросов:

1. не все истина, кое-что привирают;

2. требуют больше усилий от респондента;

3. нет рамок соотнесения;

4. неоднозначность интерпретации;

5. неполнота фиксации ответа;

6. неясность выражения мысли;

7. трудно определить рамки ответа;

Закрытые вопросы:

1. подсказки поясняют вопрос;

2. экономия времени.

Недостатки закрытых вопросов:

1. изначальное ограничение возможности выразить свою мысль;

2. мысль изменятся под стандарт, и лишается оригинальности;

3. ощущение, что мнение ничего не значит.

Правила закрытия вопросов:

1. Нужно предусмотреть максимально возможное количество ответов;

2. Подсказки должны быть примерно одинаковой небольшой длины;

3. Подсказки должны быть одинаковы по степени конкретности;

4. Избегать тенденциозности подсказок;

5. Нельзя комбинировать несколько идей в одну подсказку;

6. Избегать пересечения подсказок;

7. Нельзя выделять подсказки с общим основанием;

8. В вопросе и подсказках не должно быть незнакомых слов;

9. Должны быть подсказки «не знаю», «затрудняюсь ответить».

 

Полузакрытые вопросы – тот тип вопросов, где респонденту дается возможность выбрать не только из предложенных альтернатив, но и предложить свой вариант ответа.

 

 

Как выбрать тип вопроса?

· С точки зрения экономичности:

1. дихотомический альтернативный закрытый вопрос;

2. шкальный закрытый вопрос;

3. вопрос-меню (неальтернативный).

· С точки зрения надежности: закрытый вопрос более стабилен, но при наличии обученных кодировщиков устойчив и открытый вопрос.

· С точки зрения достоверности: зависит от компетентности респондента. Если у респондента отсутствует четкая система категорий по проблеме – закрытый вопрос эффективен. Но при опросе экспертов закрытые вопросы только раздражают. В случае, если у респондента есть четкая система категорий, нужно учитывать, есть ли она у исследователя.

 

32. Специфика ролей интервьюера и респондента. Требования к ним.

Требования к интервьюеру:

1. К индивидуальным качествам:

1.1. общительность;

1.2. коммуникабельность;

1.3. честность;

1.4. дисциплинированность;

1.5. ответственность;

1.6. гибкость ума;

1.7. вежливость, корректность, тактичность;

1.8. выдержанность;

1.9. располагающая внешность.

2. К профессиональным качествам:

социальная приспособляемость;

способность вызывать доверие;

готовность к психологическим нагрузкам;

интерес к людям, терпимость к разным мнениям;

внимание к собеседнику, умение слушать;

способность быстро записывать, четко отмечать;

готовность строго соблюдать инструкции;

четкая речь, дикция, приятный голос.

3. К уровню социологической подготовки: не обязательна, но необходима для проведения глубинного и неформализованного интервью.

4. Владение методикой интервью: обучение интервьюеров.

(Ноэль) Плохие интервьюеры:

· миссионеры;

· моралисты;

· ветреники;

· властные, жестокие;

· сентиментальные;

· нетерпящие несовпадения мнения респондента со своим.

Лучшая уловка интервьюера – отсутствие всех уловок.

3 модели поведения интервьюера:

1. мягкий опрос;

2. нейтральный опрос;

3. жесткий опрос.

Типы респондентов:

1. Робкий респондент – боится, что он недостаточно сведущ, неверно ответит;

2. Боязливый респондент – боится отвечать, опасается, что ответы могут быть использованы ему во вред;

3. Болтун – увлекается, проблема, как бы его вернуть к теме;

4. Спорщик – пытается затеять диалог, переубедить интервьюера;

5. Шутник – много шутит, несерьезно относится к опросу, больше при самозаполнении;

6. Агрессивный респондент – озлоблен, пытается перенести злобу на интервьюера;

7. Самоуверенный респондент – говорит легко, без затруднений, ценность информации сомнительна.

 

33. Особенности поведения респондента во время опроса.

Что заставляет человека отвечать?

1. Рефлекс вежливости;

2. Желание на что-то повлиять («Нам очень важно именно Ваше мнение»);

3. Психологическая потребность выговориться.

Стремление респондента выглядеть лучше перед незнакомым человеком (интервьюером), не уронить свое достоинство.

Бегство – отказ от интервью.

Рационализация – респондент придумывает причину, и сам верит в нее.

Проекция – приписывание другим своих установок.

Интроекция – подчиненность другим мнениям.

Идентификация – стремление респондента быть таким, каким он кажется интервьюеру.

Забывание – ослабленные воспоминания о несчастьях, острых проблемах.

Типы респондентов:

1. Робкий респондент – боится, что он недостаточно сведущ, неверно ответит;

2. Боязливый респондент – боится отвечать, опасается, что ответы могут быть использованы ему во вред;

3. Болтун – увлекается, проблема, как бы его вернуть к теме;

4. Спорщик – пытается затеять диалог, переубедить интервьюера;

5. Шутник – много шутит, несерьезно относится к опросу, больше при самозаполнении;

6. Агрессивный респондент – озлоблен, пытается перенести злобу на интервьюера;

7. Самоуверенный респондент – говорит легко, без затруднений, ценность информации сомнительна.

 



2018-07-06 646 Обсуждений (0)
Качество социологического исследования: составные элементы, проблема их соотношения и соответствия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качество социологического исследования: составные элементы, проблема их соотношения и соответствия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)