Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект, предмет и сущность педагогики народного художественного творчества.



2018-07-06 2931 Обсуждений (0)
Объект, предмет и сущность педагогики народного художественного творчества. 4.75 из 5.00 4 оценки




 

Педагогика народного художественного творчества является новой отраслью педагогической науки. Зародившись в рамках истории и теории культурно-просветительной работы, она выделяется в самостоятельную отрасль научного знания в конце ХХ века.

В процессе исторического развития народное художественное творчество приобретало различные формы. Эти формы обладали разными механизмами передачи и освоения художественных традиций, практических умений и навыков.

Первой «единой формой художественного сознания народа… был фольклор» (3, с. 21). В фольклоре механизмом передачи выступает этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа. Позжеодним из источников развития народного художественного творчества стало религиозное искусство. Вместе с христианством на Руси появляются иконописные и певческие школы, возникают новые механизмы передачи художественного опыта, связанные с появлением письменности. Но достижение высокого исполнительского уровня не было самоцелью в народной и православной педагогике, главным было нравственное воспитание и постоянное духовное самосовершенствование творцов.

В XVIII в. в России под влиянием западноевропейского искусства активно развивается новая форма художественного творчества – любительство. В его становлении большую роль сыграла профессиональная педагогика, привнесенная мастерами различных видов искусств. Появившаяся в Советской России самодеятельность рассматривалась как средство просвещения трудящихся масс, воспитания их в духе идей коммунизма.

С развитием НХТ формируется педагогика народного художественного творчества - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества.

Народное художественное творчество – неспециализированная коллективная или индивидуальная деятельность людей в различных сферах художественной культуры общества. Это часть художественной культуры, взаимосвязанная с формами общего и специального художественного образования, пропаганды искусства и художественной критики, с системой управления и научно-методического обеспечения народного художественного творчества.

Предметомпедагогики НХТ являетсяпроцесс воспитания, обучения и развития личности в условиях досуга средствами искусства.

Основные компоненты педагогики НХТ:

-теоретические основы педагогики народного художественного творчества;

-история педагогики народного художественного творчества;

-методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.

Среди задачпедагогики НХТ можно выделить следующие:

1. Изучение исторических форм художественно-педагогической деятельности в среде непрофессионального искусства, отраженных в этнопедагогике, в религиозном и светском воспитании, в педагогике художественной самодеятельности.

2. Выявление закономерностей воспитания, образования и развития личности в коллективе НХТ.

3. Разработка специфических форм, методов, принципов художественно-педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества.

4. Исследование педагогического потенциала различных видов искусства (музыкального, театрального, хореографического и др.), создание авторских методик художественного воспитания и обучения любителей в конкретных видах искусства.

5. Выявление роли художественной деятельности любителей как средства их самопознания, самовыражения, самореализации и самооценки.

Педагогика НХТ развивается во взаимодействии с целым рядом наук: историей, социологией, психологией, культурологией, искусствоведением, этнопедагогикой, теорией коммуникации и др.

1. История народного художественного творчества выявляет исторические предпосылки, основные исторические этапы становления и развития неспециализированного художественного творчества, их специфику в различных регионах страны и за рубежом.

2. Социология народного художественного творчества призвана изучать реальное состояние и тенденции развития НХТ. На основе социологических исследований выявляются художественные потребности, интересы, вкусы различных групп населения, занимающихся художественным творчеством; состояние учебно-воспитательной работы в коллективах; особенности кадрового состава руководителей любительской деятельностью населения, их отношение к своей профессии и т.д. Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам приводит к глубоким противоречиям в культурной политике.

3. Психология народного художественного творчества раскрывает психологические основы творческой деятельности любителей искусства и особенности восприятия результатов такой деятельности. Социально-психологическая теория изучает проблемы возникновения и развития различных любительских групп, их типологию, межличностное взаимодействия участников, соотношение неформального лидерства и официального руководства в коллективе, мотивацию участников неспециализированного художественного процесса.

4. Развитие культурологии и социальной практики утверждает в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время. Данное качество реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих творческих сил.

5. История и теория любительского искусства складывается на стыке теории народного художественного творчества с искусствоведением. Изучает творчество самодеятельных авторов и исполнителей. Анализирует основные направления, течения, творческие школы, сложившиеся в любительской среде; их взаимосвязь с различными национальными и историческими художественными традициями, с общечеловеческими художественными ценностями, с новыми направлениями в отечественной и зарубежной культуре.

6. Теория и методика организации художественных коллективов представляет собой совокупность знаний о целях, содержании, формах, уровне и тому подобных характеристиках организаторской деятельности в сфере неспециализированного художественного творчества.

Современная педагогика народного художественного творчества должна ориентироваться на все лучшее и прогрессивное, что рождается в современной педагогической теории и практике:

- гуманизация педагогического процесса; поворот от абстрактных постулатов авторитарной педагогики к новому педагогическому мышлению, основывающемуся на признании человека как высшей ценности;

- модернизация образования, предполагающая его содержательное и структурное обновление. Создание условий обучения, отвечающих актуальным и перспективным направлениям художественной культуры; формирование творческой личности, умеющей с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики, модифицировать свою деятельность в соответствии с реалиями жизни;

- реализация компетентностного подхода в образовании, формирование и развитие социально-личностных компетенций (например, готовность принимать критику, способность работать в коллективе, эрудированность и общая культура, приверженность к этическим ценностям), а также инструментальных компетенций (например, знание шедевров профессионального и народного художественного творчества, умение осуществлять анализ произведений разных видов искусства, способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).

 

15.Народная педагогика - генетический исток педагогики народного художественного творчества. Психолого-педагогический потенциал народной педагогики.

 

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусства воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.

 


16.Светское воспитание как фактор распространения любительского искусства и меценатства в России в XIX в.

 

В XIX в. наибольший вклад в призрение детей вносили заведения, находившиеся в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского человеколюбивого общества. К концу века увеличилось количество детских приютов, основанных частными благотворителями и обществами. Комитет Главного попечительства детских приютов и Канцелярия по управлению детскими приютами (1838–1917), Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества (1913–1918), входившие в состав Ведомства учреждений императрицы Марии, фактически определяли стандарты для всех детских благотворительных заведений страны.[5.267.05]
Примером для широкой общественной благотворительности служили крупные пожертвования членов императорской фамилии, аристократических семей, купеческих и предпринимательских династий. Из этих примеров складывалась традиция «просвещенной» благотворительности, направленной на развитие здравоохранения, народного образования, культуры и науки. Одну из самых ярких страниц в истории российской благотворительности составила семья Ольденбургских во главе с принцем П. Г. Ольденбургским.
Мужчины семьи Ольденбургских основывали больницы, институты, училища, их жены и сестры — общины сестер милосердия, женские учебные заведения, опекали учреждения искусства. Все их начинания отличали новаторство, широта взглядов, позволявшая находить нестандартные пути финансирования общественно значимых благотворительных проектов. На их реализацию они тратили собственные значительные средства, умело привлекали государственные субсидии, а их безупречная репутация служила побудительным мотивом для многих других жертвователей.[3.75-85.06]




2018-07-06 2931 Обсуждений (0)
Объект, предмет и сущность педагогики народного художественного творчества. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Объект, предмет и сущность педагогики народного художественного творчества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2931)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)