Объект, предмет и сущность педагогики народного художественного творчества.
Педагогика народного художественного творчества является новой отраслью педагогической науки. Зародившись в рамках истории и теории культурно-просветительной работы, она выделяется в самостоятельную отрасль научного знания в конце ХХ века. В процессе исторического развития народное художественное творчество приобретало различные формы. Эти формы обладали разными механизмами передачи и освоения художественных традиций, практических умений и навыков. Первой «единой формой художественного сознания народа… был фольклор» (3, с. 21). В фольклоре механизмом передачи выступает этнопедагогика - теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа. Позжеодним из источников развития народного художественного творчества стало религиозное искусство. Вместе с христианством на Руси появляются иконописные и певческие школы, возникают новые механизмы передачи художественного опыта, связанные с появлением письменности. Но достижение высокого исполнительского уровня не было самоцелью в народной и православной педагогике, главным было нравственное воспитание и постоянное духовное самосовершенствование творцов. В XVIII в. в России под влиянием западноевропейского искусства активно развивается новая форма художественного творчества – любительство. В его становлении большую роль сыграла профессиональная педагогика, привнесенная мастерами различных видов искусств. Появившаяся в Советской России самодеятельность рассматривалась как средство просвещения трудящихся масс, воспитания их в духе идей коммунизма. С развитием НХТ формируется педагогика народного художественного творчества - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного художественного творчества. Народное художественное творчество – неспециализированная коллективная или индивидуальная деятельность людей в различных сферах художественной культуры общества. Это часть художественной культуры, взаимосвязанная с формами общего и специального художественного образования, пропаганды искусства и художественной критики, с системой управления и научно-методического обеспечения народного художественного творчества. Предметомпедагогики НХТ являетсяпроцесс воспитания, обучения и развития личности в условиях досуга средствами искусства. Основные компоненты педагогики НХТ: -теоретические основы педагогики народного художественного творчества; -история педагогики народного художественного творчества; -методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества. Среди задачпедагогики НХТ можно выделить следующие: 1. Изучение исторических форм художественно-педагогической деятельности в среде непрофессионального искусства, отраженных в этнопедагогике, в религиозном и светском воспитании, в педагогике художественной самодеятельности. 2. Выявление закономерностей воспитания, образования и развития личности в коллективе НХТ. 3. Разработка специфических форм, методов, принципов художественно-педагогического процесса в коллективе народного художественного творчества. 4. Исследование педагогического потенциала различных видов искусства (музыкального, театрального, хореографического и др.), создание авторских методик художественного воспитания и обучения любителей в конкретных видах искусства. 5. Выявление роли художественной деятельности любителей как средства их самопознания, самовыражения, самореализации и самооценки. Педагогика НХТ развивается во взаимодействии с целым рядом наук: историей, социологией, психологией, культурологией, искусствоведением, этнопедагогикой, теорией коммуникации и др. 1. История народного художественного творчества выявляет исторические предпосылки, основные исторические этапы становления и развития неспециализированного художественного творчества, их специфику в различных регионах страны и за рубежом. 2. Социология народного художественного творчества призвана изучать реальное состояние и тенденции развития НХТ. На основе социологических исследований выявляются художественные потребности, интересы, вкусы различных групп населения, занимающихся художественным творчеством; состояние учебно-воспитательной работы в коллективах; особенности кадрового состава руководителей любительской деятельностью населения, их отношение к своей профессии и т.д. Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам приводит к глубоким противоречиям в культурной политике. 3. Психология народного художественного творчества раскрывает психологические основы творческой деятельности любителей искусства и особенности восприятия результатов такой деятельности. Социально-психологическая теория изучает проблемы возникновения и развития различных любительских групп, их типологию, межличностное взаимодействия участников, соотношение неформального лидерства и официального руководства в коллективе, мотивацию участников неспециализированного художественного процесса. 4. Развитие культурологии и социальной практики утверждает в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время. Данное качество реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих творческих сил. 5. История и теория любительского искусства складывается на стыке теории народного художественного творчества с искусствоведением. Изучает творчество самодеятельных авторов и исполнителей. Анализирует основные направления, течения, творческие школы, сложившиеся в любительской среде; их взаимосвязь с различными национальными и историческими художественными традициями, с общечеловеческими художественными ценностями, с новыми направлениями в отечественной и зарубежной культуре. 6. Теория и методика организации художественных коллективов представляет собой совокупность знаний о целях, содержании, формах, уровне и тому подобных характеристиках организаторской деятельности в сфере неспециализированного художественного творчества. Современная педагогика народного художественного творчества должна ориентироваться на все лучшее и прогрессивное, что рождается в современной педагогической теории и практике: - гуманизация педагогического процесса; поворот от абстрактных постулатов авторитарной педагогики к новому педагогическому мышлению, основывающемуся на признании человека как высшей ценности; - модернизация образования, предполагающая его содержательное и структурное обновление. Создание условий обучения, отвечающих актуальным и перспективным направлениям художественной культуры; формирование творческой личности, умеющей с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики, модифицировать свою деятельность в соответствии с реалиями жизни; - реализация компетентностного подхода в образовании, формирование и развитие социально-личностных компетенций (например, готовность принимать критику, способность работать в коллективе, эрудированность и общая культура, приверженность к этическим ценностям), а также инструментальных компетенций (например, знание шедевров профессионального и народного художественного творчества, умение осуществлять анализ произведений разных видов искусства, способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).
15.Народная педагогика - генетический исток педагогики народного художественного творчества. Психолого-педагогический потенциал народной педагогики.
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания. Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусства воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом. Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие. Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная, энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического процесса.
В XIX в. наибольший вклад в призрение детей вносили заведения, находившиеся в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского человеколюбивого общества. К концу века увеличилось количество детских приютов, основанных частными благотворителями и обществами. Комитет Главного попечительства детских приютов и Канцелярия по управлению детскими приютами (1838–1917), Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества (1913–1918), входившие в состав Ведомства учреждений императрицы Марии, фактически определяли стандарты для всех детских благотворительных заведений страны.[5.267.05]
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2931)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |