Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности.



2018-07-06 2651 Обсуждений (0)
Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности. 4.67 из 5.00 3 оценки




Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом нормального, здорового функционирования различных подсистем организма и психики человека. Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификацией, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если с его физическим или психическим здоровьем не все благополучно. Так, например, исследования В. А. Пономаренко [8] показали, что у военных летчиков, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем, регистрируется больше предпосылок к летным происшествиям, больше ошибочных действий при переучивании и освоении новой техники, чаще встречаются затруднения в профессиональной деятельности.

На надежность работы человека, приступившего к регулярной профессиональной деятельности после необходимой подготовки и первичной адаптации, будут оказывать влияние различные факторы. А именно:

поддержание мотивации к выполняемой деятельности, переживаемые в процессе труда функциональные состояния (утомление, монотония, психический стресс), психологический климат в трудовом коллективе и др. Очень многое зависит и от того, насколько полно и правильно учтены психогигиенические факторы. Прежде всего, это установление режима труда и отдыха, организация рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физической среды и др. Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера и уровень ее нравственности.

направление по обеспечению надежности профессиональной деятельности связано с разработкой оздоровительных программ для персонала. В основу таких программ положены следующие предпосылки:

1. Образ жизни оказывает важное влияние на здоровье человека. 2. Люди могут изменить свои привычки, если им оказать соответствующую помощь. 3. Рабочее место наиболее эффективно для помощи такого рода, так как люди проводят на рабочем месте много времени. Руководство организаций должно быть заинтересовано в реализации программ поддержки здоровья, так как они позволяют повысить надежность и производительность труда, сократив количество больничных листов, снизить затраты на оплату страховки, улучшить психологический климат в коллективе.

Обычно реализация программ «за хорошее здоровье» разворачивается во времени в следующей последовательности.

1. Работников знакомят с основными факторами риска для здоровья. Это, прежде всего, неправильное питание; недостаток физической активности; курение; употребление алкоголя, наркотиков; излишний вес.

2. Работники получают информацию относительно их собственных факторов риска. Этому предшествует медицинское обследование и заполнение опросника о стиле жизни.

3. Чтобы снизить влияние фактора или факторов риска, разрабатывается индивидуальный план здорового образа (стиля) жизни. Он включает информацию о принципах здорового образа жизни, обучение техникам самоуправления стрессом, обучение навыкам измерения кровяного давления, рекомендации по изменению образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья и др.

4. Организация оказывает поддержку своим работникам в изменении их образа жизни. Все исследования проводятся в рабочее время, на добровольной основе; оплачивается медицинская страховка. Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятельности человека, в том числе и его трудовой деятельности, надо признать, что одним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию «здоровья и в целом профессиональному долголетию, является психологический стресс. Остановимся на этом вопросе специально.

 

Термин «стресс» (давление, напряжение) английского происхождения. В XIV в. в Англии в литературных источниках появляются различные трактовки этого понятия.

Крупный вклад в изучение проблемы стресса был внесен канадским врачом и биологом Гансом Селье. Он открыл феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Автор назвал этот феномен общим (генерализованным) адаптационным синдромом, под которым понимал усиление приспосабливаемости организма к изменившимся условиям.

Селье считал, что на воздействия разного рода (температурные, инфекционные, механические, потеря крови, усталость и др.) организм отвечает неким общим, однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент.

В зависимости от характера внешних воздействий в настоящее время принято различать физиологический и психологический стресс.

О физиологическом стрессе можно говорить, когда имеет место негативное воздействие на органы и ткани организма. Характерной особенностью его является боль. Субъективное чувство боли – это основная форма участия центральной нервной системы в этом виде стресса. Физиологический стресс особенно обстоятельно изучается в медицине.

Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс – это та разновидность континуума стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они обусловлены личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д

настоящее время существует немало профессий, для которых его возникновения весьма велика. В этом смысле не требуют особого пояснения профессии космонавта, летчика, авиадиспетчера, оператора атомных электростанций и др.

Ученые приходят к выводу, что из всех видов стресса наиболее опасен социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами.

наиболее типичные, распро­страненные в профессиональной деятельности стрессоры.

Организация и содержание трудовой деятельности:

•условия труда;

•чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы;

•однообразие выполняемой работы;

•изменение продолжительности или условий труда;

•неудобные часы работы;

•неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.);

•внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раз­ дражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления);

•трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочнос­ ти и скорости действий и др.;

•сменная работа;

•качество оборудования;

•опасность для жизни и здоровья, риск;

•новизна, реорганизация на работе;

•повышенная ответственность;

•обеспокоенность последствиями ошибочных действий, страх совершить ошибку;

•неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выпол­ нения деятельности;

•нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна);

•необходимость принимать слишком много решений;

•отсутствие или малое участие в процессе принятия решений.

Профессиональная карьера:

•проблема статуса;

•неудовлетворительные перспективы продвижения по службе;

•неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности;

•изменение служебных обязанностей;

•перспектива сокращения (увольнения, безработицы) или преждевременно­ го ухода на пенсию;

•фрустрация из-задостижения предела своей карьеры;

•чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти;

•недостаток необходимых профессиональных знаний и умений;

•несбывшиеся надежды;

•переход на другую работу.

Оплата труда:

•отсутствие ясности в оплате труда;

•переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую рабо­ ту и ее оплатой;

•неравная оплата труда.

Взаимоотношения на работе:

•конфликт (неприятности) с руководством;

•плохое руководство;

•взаимоотношения с коллегами по работе;

•ограничения свободы поведения;

•интриги;

•изоляция в рабочей группе.

Внеорганизационные источники стресса:

•проблемы в семье;

•жизненные кризисы;

•финансовые проблемы;

•конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми органи­ зацией.

Практический опыт профессиональной деятельности убедительно свидетель­ствует, что самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека. Некоторые из них, как было установлено, обеспечивают стрессоустойчивость ра­ ботника, усиливая его возможности в противодействии стрессогенным факторам. Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые ка­ чества, доброжелательность, самоуважение.

Особо следует отметить самообладание. Это очень важная черта характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, со­хранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных ус­ловиях. Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычай­ных обстоятельствах не поддаваться панике, сохранять ясность ума, подчинять свои эмоции голосу рассудка, не позволяя нарушить организованный строй его психической жизни. Для некоторых видов профессиональной деятельности, пред­ полагающих работу специалистов в экстремальных условиях, самообладание ста­новится одним из определяющих условий обеспечения надежности их деятель­ности.

Выявление признаков стрессового состояния человека, осуществляющего про­фессиональную деятельность, и их регистрация представляют задачу особой важ­ности. Отличительная черта состояния стресса — общее возбуждение, которое ох­ватывает различные уровни функционирования организма. На уровне поведенческих реакций состояние стресса может проявиться в виде:

•характерных особенностей мимики и пантомимики;

•скованности (непроизвольное напряжение мышц, закрепощенность позы, пассивное поведение);

•особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изуча­ емого субъекта;

•непроизвольных движений глаз;

•изменения цвета кожи лица (покраснение, побледнение);

•выраженных изменений в артикуляции, в интонациях голоса;

•неадекватных поступков и ответов на вопросы;

•нарушения критичности мышления, четкости выражения мыслей;

•резкой смены настроения и др.

Изменения в сфере познавательных процессов и психомоторике человека в ус­ ловиях стресса могут быть зафиксированы при измерении целого ряда показате­ лей, к которым относятся, например:

•время и ошибки сенсомоторных реакций, в частности реакций на движу­ щийся объект;

•острота зрения, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цве­ товой чувствительности;

•критическая частота слияния мелькания;

•показатели долговременной и кратковременной памяти на звуковые и зри­ тельные стимулы;

•точность усилий;

•характеристики внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем);

•координация и точность движений;

•данные глазомера;

•показатели тремометрии и др.

Физиологические реакции организма в условиях стресса обычно регистрируют­ ся путем измерения следующих показателей:

•частота и ритм сердечных сокращений;

•величина артериального давления;

•показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношений фаз вдоха и выдоха);

•показатели температуры тела;

•зрачковый рефлекс;

•кожно-гальваническаяреакция;

•величина потоотделения;

•показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромиограммы.

Наконец, в качестве биохимических показателей состояния стресса могут ис­ пользоваться, например, показатели общего анализа крови, выделения гормонов (прежде всего коры надпочечников), содержания сахара в крови и др.

В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение осо­бенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятель­ности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора.

В общий комп­лекс мероприятий по укреплению стрессоустойчивости работников обычно входят вопросы эффективного психологического подбора персонала, его должной профессиональной подготовки, научной организации условий труда и отдыха. Однако все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна осуществляться не только на групповом, но и на инди­видуальном уровне. Акцент в них делается на формирование у работников соответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения раз­ вития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряже­ния. Наряду с программами по повышению степени физической тренированности стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов пси­хической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.

 



2018-07-06 2651 Обсуждений (0)
Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Надежность профессиональной деятельности. Стресс в профессиональной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)