Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства на основе проекта «Аккую»



2018-07-06 971 Обсуждений (0)
Глава 3. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства на основе проекта «Аккую» 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1Анализ методики оценки эффективности проектов посредством госзаказа и механизмов ГЧП

Основным отличием ГЧП от «государственного заказа» является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и/или техническим обслуживанием объекта соглашения. На рисунке 8 слева представлен график планируемых расходов средств бюджета, реализуемый через «классический» государственный заказ с последующей передачей в управление государственному учреждению (или государственному предприятию), а справа – график планируемых бюджетных расходов в случае реализация аналогичного инфраструктурного проекта с использованием механизмов ГЧП, где весь жизненный цикл – от создания до эксплуатации (технического обслуживания) – обеспечивается частным партнером.

 

Рис.8. Графики планируемых расходов бюджета на реализацию проекта в случае применения госзаказа и ГЧП.

Несложно заметить, что при указанных допущениях в рассматриваемом примере затраты бюджета в случае применения механизмов ГЧП будут выше, чем при реализации «классического» государственного заказа (S2>S1), что и подтверждается по ряду реализуемых проектов, однако важно отметить:

• во-первых, не всегда в бюджете есть ресурсы для реализации проекта за счет прямого бюджетного финансирования («государственного заказа»), и в этом случае ГЧП может быть, по сути, единственным способом привлечения дополнительных финансовых средств в рассрочку для решения срочных социально-экономических задач, пусть и более дорогим;

• во-вторых, во многих проектах есть возможность переложить часть затрат на потребителя (платные дороги, оплата коммунальных услуг по тарифу) и (или) предоставить частному партнеру возможность оказывать дополнительные платные услуги с использованием объекта соглашения (коммерческие услуги в сфере здравоохранения, оказание услуги питания и гостиничных услуг на объектах культуры и спорта и пр.), в этом случае у инвестора появляется дополнительный источник возврата инвестиций, и нагрузка на бюджет, связанная с реализацией проекта, может снизиться.

При этом в случае с госзаказом все эти риски несет на себе бюджет, в случае же с ГЧП эти дополнительные затраты распределяются между участниками, и их правильное распределение, как правило, и является основанием считать ГЧП более эффективной. Таким образом, публичная сторона всегда будет стремиться сократить свое прямое финансовое участие в реализации проекта ГЧП, особенно пролонгированное во времени, и переложить большую часть рисков, в первую очередь коммерческих (риск спроса), на частную сторону. В свою очередь, частный партнер всегда будет стремиться разделить с публичной стороной наиболее существенные риски, которыми публичная сторона сможет управлять лучше, например, валютные, инфляционные, политические, земельные, законодательные.

На данном этапе развития ГЧП, для выделения особенностей данного механизма реализации проектов, а следовательно и обоснования рентабельности будущих проектов начинают разрабатываться методики оценки эффективности проектов при помощи механизмов ГЧП в сравнении с госзаказом.

Центром развития ГЧП представлена Методика оценки эффективности и сравнительного преимущества проектов ГЧП. Из всех существующих в открытом доступе методик, можно сказать, что на данном этапе эта методика является наиболее прозрачной для понимания.

Руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП Максим Ткаченко для Российской недели ГЧП 2016 представил свою методику, созданную совместно с Центом развития ГЧП, в которой он рассмотрел основные пересечения государственно-частного партнерства и государственного заказа. При этом к общим чертам было отнесено то, что целью обеих форм является обеспечение государственных нужд, одной из сторон обязательно выступает публично-правовое образование, а также предусматривается расходование бюджетных средств и чаще всего соглашения (контракты) заключаются по итогам конкурсной процедуры.

Среди ключевых различий отмечено то, что ГЧП, в отличие от госзакупок, подразумевает софинансирование со стороны частного партнера, а риски распределяются между участниками партнерства. Также государственно-частное партнерство чаще всего носит долгосрочный характер (более 3ех лет) и при данной форме взаимодействия государства и бизнеса, частный партнер участвует не только в создании объекта, но и в его последующей эксплуатации или обслуживании.

В качестве основных мер по разграничению государственно-частного партнерства и государственных закупок были предложены: четкое определение сфер и случаев применения ГЧП и государственных закупок с устранением пересечений (конкурирующих норм) на основании предварительной оценки проектов, установление минимальных требований по отбору частного партнера и совершенствование конкурсной процедуры по отбору частного партнера и концессионера[23].

Если анализировать другие методики, представленные различными авторами на всевозможных конференциях, в них можно выделить как общие черты, так и некоторые различия, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Содержательная характеристика методик оценки эффективности государственно-частного партнерства

Название методики Суть методики Виды эффективности Применяемые показатели Eppp
Рекомендации по реализации проектов ГЧП в Субъектах РФ. Сравнение результативности и эффективности применения различных механизмов финансирования проектов относительно ГЧП Социально-экономическая эффективность Соответствие приоритетам развития субъекта РФ, положительный социально-экономический эффект   +
Бюджетная эффективность Порядок расчета не представлен
Финансовая эффективность NVP, IRR, PI
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Свердловской области. Соответствие критериям, определяемым в Методике расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов Финансовая эффективность NPV, IRR,PI   -
Бюджетная эффективность Отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, обусловленные реализацией проекта, к объему бюджетных ассигнований
Экономическая эффективность Вклад в валовый региональный продукт
Габдуллина Э.И. Оценка эффективности проекта в целом и эффективности участия в проекте частного партнера Общественная эффективность Валовый национальный продукт, занятость и уровень доходов населения и прочее   +
Бюджетная эффективность Поступления в бюджеты различных уровней в виде налогов, акцизов и т.д.
Коммерческая эффективность NPV,IRR,PI
Региональная отраслевая эффективность Конкурентоспособность предприятия, рост доходов смежных предприятий, экологическая безопасность

 

В основном каждая из представленных методик при сравнении госзаказа и ГЧП оценивает ключевые показатели эффективности, риски и социальный эффект от проекта. Выделяются следующие базовые принципы оценки затрат бюджета:

1. При расчете расходов бюджетных средств на этапе эксплуатации не учитываются: налоговые выплаты по проекту, амортизационные отчисления, выплаты процентов по долговым обязательствам (возврат кредитов и займов).

2. Если проект предполагает оказание платных услуг населению при реализации соглашения, то при закупках также необходимо учитывать возможность получения выручки публичной стороной.

3. Для ГЧП и для закупок различаются затраты на привлечение финансирования в проект, в зависимости от источников и структуры такого финансирования (в ставке дисконтирования).

Присравнениипреимуществразличныхформреализациипроектанеобходимоучитыватьследующиеаспекты:

 

 

Статьи сравнения   Закупки ГЧП
Полная сумма затрат бюджетных средств по проекту Σ Σ
Затраты бюджета на прединвестиционнойстадии (проектирование, подготовка земельного участка и пр.) Все затраты согласно финансовой модели Только затраты которые на себяпринимает бюджет
Затратыбюджета на этапе созданияобъекта Все затраты согласно финансовой модели Только затраты которые на себяпринимает бюджет
Затратыбюджета на этапе эксплуатации Все затраты согласно финансовой моделибез налоговых выплат, амортизационных отчислений, процентов по долгу Только затраты которые на себяпринимает бюджет
Поступления от реализации проектав бюджет (налоговыепоступления, доходы от оказания услуг и пр.) Зависят от проекта, определяютсяна основе финансовой модели Зависят от проекта, определяютсяна основе финансовой модели
Ставка дисконтирования Разная
Чистые приведенные затраты бюджета X2 X1
Коэффициент сравнительного преимущества рассчитывается как Kvfm=1-X2/X1≥0
       

 

Всоответствииспроектомприказа, обоснованиесравнительногопреимуществаоцениваетсяпосредствомрасчетакоэффициентасравнительногопреимущества,отражающегопотенциальнуюэкономиюсредствбюджетовприреализациипроектаГЧП(МЧП).

, где

– дисконтированныезатраты бюджетных средств за вычетом поступлений при реализации проекта ГЧП (МЧП);

PRppp – обязательства публичного партнера по проекту ГЧП (МЧП) в случае возникновения рисков, в денежном выражении, дисконтированные;

PBcp – дисконтированныезатраты бюджетных средств, за вычетом поступлений при реализации государственного (муниципального) контракта;

PRcp – обязательства публично-правового образования при реализации государственного (муниципального) контракта, в случае возникновения рисков, в денежном выражении.

При значении больше 0 имеет место факт преимущества проекта ГЧП (МЧП) по сравнению с реализацией аналогичного государственного (муниципального) контракта. [31]

Принципы оценки рисков:

1.Риски по проекту (вероятность наступления рисковых событий) оцениваются применительно к проекту и не зависят от выбранной формы реализации проекта.

2.При сравнительной оценке рисков значение имеет только распределение рисков между сторонами, в закупках все выявленные риски несет государство, риски оцениваются по основным укрупненным группам, группы рисков и присвоенные им вероятности (диапазоны) закреплены нормативно.

3.Диапазоны вероятностей присваивались укрупнённым группам в соответствии со следующим принципом - чем менее управляемым и предсказуемым является рисковое событие, тем выше применяемая вероятность риска[32]. (Таблица 5.)

Таблица 5

Установленные законодательством нормы отклонения (влияние рисков на затраты) презентация Центра ГЧП «Методика оценки эффективности и сравнительного преимущества проектов ГЧП»

Виды рисков Соответствующие статьи расходов (поступлений) по проекту Вероятные отклонения
Риски проектирования и подготовительных мероприятий Расходы на прединвестиционной стадии проекта, в том числе: расходы на подготовку, выкуп земельного участка для размещения объекта и т.д. [7%; 15%]  
Риски создания объекта Расходы на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объекта и т.д. [5%; 12%]
Риски эксплуатации объекта Расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание объекта и т.д. [15%; 25%]
Риски получения доходов от использования объекта Выручка от оказания платных услуг населению равная выручке от реализации платных услуг(товаров, работ) населению по проекту в формате ГЧП в соответствии с прогнозным отчетом о финансовом результате [20%; 40%]
Прочие риски Иные риски, в том числе связанные с утратой объекта, политическими событиями, не учтенными в вышеуказанных группах рисков и пр. [5%; 10%]

 

После учета всех возможностей и угроз составляется сравнительная таблица, по итогам которой и определяется, что в конкретном случае будет являться более эффективным, как по срокам реализации, так и по затратам для реализации объекта - ГЧП или Госзаказ.

 



2018-07-06 971 Обсуждений (0)
Глава 3. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства на основе проекта «Аккую» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства на основе проекта «Аккую»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)