Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дизайн аудиовизуальных (АВ) коммуникаций. Виды коммуникаций целостно-структурированной среды. Элементы и функции АВ-ком-муникаций. Типология АВ-коммуникаций



2019-07-03 425 Обсуждений (0)
Дизайн аудиовизуальных (АВ) коммуникаций. Виды коммуникаций целостно-структурированной среды. Элементы и функции АВ-ком-муникаций. Типология АВ-коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Контакты между предметами в системах, осваиваемых человеком, и отношения между людьми в ходе этого освоения осуществляются посредством особых форм связи – коммуникаций. В зависимости от задач и необходимых функций деятельности коммуникации осуществляются в различных по природе формах: физической (технической и физиологической) и психологической (визуальной и аудиальной).

К техническим коммуникациям относятся разного рода пути сообщения – транспорт, инженерные сети, автоматическая связь. Под физиологическими коммуникациями имеются в виду собственно физические (как правило, силовые) и тактильные (осязательные) контакты между субъектом (человеком) и объектом (предметом пли другим человеком).

К психологическим коммуникациям относятся зрительный и звуковой способы передачи информации, которые в силу близости их природы обычно определяют единым понятием – «аудиовизуальные» (АВ).

Ввиду сказанного вопросы проектирования большинства перечисленных коммуникаций не будут рассматриваться специально. Исключение составляет дизайн психологических (аудиовизуальных) коммуникаций, методы которого имеют особое значение для проектирования информационного аспекта среды.

Под аудиовизуальной коммуникацией понимается зрительная и слуховая связь в системе «приемник–передатчик» через канал связи. Нерасторжимость биоантропологических приемопередающих «устройств» и каналов связи с человеком, принципиальная важность роли речи и зрения в процессе труда, стремительное возрастание значения информации в развитии человеческого общества обусловили исключительное место аудиовизуальной коммуникации во всех видах деятельности человека.

В общении вырабатывались критерии поведения человека, формировались его взгляды, мировоззрение, жизненная позиция. Общение служило основной сферой проявления специфических человеческих эмоций и психических состояний вообще, необходимым условием формирования психологических свойств личности, ее сознания, самосознания и способности к эстетическому переживанию. В ходе формирования «второй природы» человек «перенес» психофизиологические принципы коммуникации на технические устройства, создал приборный мир, дополняющий и совершенствующий сложную систему межчеловеческой коммуникации в целом. Так возникли группы приборов, передающих, принимающих, перерабатывающих и воспроизводящих информацию, аналогичных по функции органам чувств и частично имитирующих некоторые функции мозга.

Одновременно приборно-технические АВ-коммуникационные системы расширили круг людей, вступающих в информационный обмен через различные каналы коммуникации. Это позволило человеку активно включаться как в глобальные социальные процессы, так и в межличностное общение, преодолевая среду, пространство, время, языковой барьер и даже физическое несовершенство органов чувств.

Элементы и функции АВ-коммуникаций. В наиболее общем виде
АВ-коммуникация состоит из трех элементов:

· передатчика (источника сообщения);

· канала связи (способа передачи сообщения);

· приемника (объекта, принимающего сообщения).

Антропономический характер АВ-коммуникационных систем проявляется не только в наличии информационных приборов аудиального или визуального класса, устройств тактильного контроля или смешанных групп приборов. Он сказывается на постоянном и повсеместном учете психофизиологических и эргономических особенностей человека, на процессе коммуникации выступающего как начальный (передатчик, источник сообщения, инициатор, творец коммуникации) или конечный (приемник, получатель) пункт передачи сообщения. Элементы канала связи АВ-ком-муникационных систем служат для осуществления таких функций, как повышение избирательности акта коммуникации, улучшение процесса передачи и приема информации, активизация включения человека в информационный обмен, фиксация и интерпретация сообщений, устранение шумов технического, психофизиологического и социального происхождения с учетом специфики и проводимости канала связи.

Аудиовизуальное сообщение может передаваться в ситуациях: направленного восприятия (наблюдающегося при поиске научной информации в массе иных сообщений или в ходе пространственной ориентации человека), рассеянного восприятия (реализующегося при ходьбе или при проезде, например, через улицу), типично организованного восприятия (имеющего место тогда, когда сообщение ожидается как особая форма информации – зрелище, телепередача и т.п. – обычно в обстановке досуга), смешанного восприятия (наблюдающегося при единовременном участии человека в двух (и более) актах коммуникации, например человек слушает радио и говорит).

Отсюда очевидно внутреннее богатство ситуаций «включения» человека в процессы общения и соответственно большое разнообразие функций
АВ-коммуникаций, которые должны рассматриваться индивидуально в каждом конкретном случае [18].

Многообразие жизненных проявлений предполагает неограниченное количество комбинаций в системе АВ-коммуникаций. Визуальная коммуникация, собственно, потому превратилась за последнее десятилетие в одну из ключевых социотехнических проблем, что каналы, по которым транслируется масса автономных визуальных сообщений, в большинстве случаев взаимно совпадают. В условиях конкретной общественной среды – города, улицы, магазина, выставки и пр. – визуальные сообщения различной принадлежности и целевой ориентации совмещаются в поле зрения и создают остро выраженный хаос.

Типология АВ-коммуникаций. Из всего реального многообразия психологических (аудиовизуальных) коммуникаций по наиболее характерным признакам (процессуальным, инструментальным, социальным) можно выделить несколько их основных видов.

По процессуальным признакам различаются техническое сообщение и человеческое общение. Сообщение – однонаправленный поток информации по техническим каналам связи, предполагающий анонимного, достаточно пассивного
(т.е. не реагирующего немедленно) получателя (накапливающего информацию «про запас»). Эту информацию люди получают через печатные публикации, звукозаписи, радиовещание, телевидение и т.д.

Общение – двусторонний информационный процесс, предполагающий конкретного получателя и обязательно ориентированный на немедленную активную ответную реакцию. Это – непосредственное, «лицом к лицу» общение людей. За последние десятилетия и оно значительно оснастилось инструментально (видеотелефон, дисплей и пр.), что еще больше расширило его возможности и формы. Общение является генетически первичной, наиболее всеобъемлющей, универсальной и вместе с тем постоянной формой АВ-коммуникаций.

В инструментальном отношении выделяются абстрактно-логические и конкретно-чувственные АВ-коммуникации; первые обеспечиваются научно-экспериментальными методами, а вторые – средствами дизайна.

Абстрактно-логическая коммуникация основана на однозначности того или иного сообщения и невозможности его произвольного прочтения. Эти свойства идеально воплощаются, например, в некоторых искусственных языках науки и техники (математические символы, структурные химические формулы, знаки-индикаторы и схемы). Существенно то, что условием коммуникации абстрактно-логического типа является обязательное предварительное обучение правилам кодирования и декодирования информации, которые осуществляются при помощи знаков или символов, имеющих определенное значение.

Конкретно-чувственный вид коммуникации осуществляется вне жесткой регламентации деятельности. Значительная часть средств коммуникации этого вида является своего рода сигналом для самонастройки, стимулирующим характер поведения человека, обусловленный социальными, экономическими, культурными правилами.

По социальным признакам различают следующие виды АВ-коммуникаций: межличностное, «лицом к лицу» общение в малой группе (народные собрания-посиделки, индивидуальные праздники, любительское музицирование, танцы
и т.п.); межличностное общение в большой социальной группе (созерцание явлений природы, ярмарки, зрелища театрализованные, праздники-гулянья, карнавально-маскарадные праздники, общественные праздники, демонстрации, деловые игры, спортивные игры, фестивали – театрализованные представления, театр, цирк и др.). Перекрещивание названных типологических форм дает более сложные, смешанные виды АВ-коммуникаций.

Цель дизайна АВ-коммуникаций – создать универсальный язык, применимый во всех сферах массовой коммуникации. Исходным положением для достижения целостности аудиовизуального характера среды является учет разнопорядковых факторов (рис. 29) влияния человека на среду, а также научный анализ особенностей восприятия человеком движения, пространства, объема, поверхности, линии, цвета, света, звука. Поэтому центральная задача дизайна АВ-ком-муникации – путем систематизации и упорядочения аудио и визуальных средств и форм организовать растущий поток информации, освободить человека от излишних затрат времени и энергии, максимально облегчить ориентирование его в предметно-пространственной среде.

Движение обеспечивается разработкой сценариев проектируемых процессов, в которых определяется планировка – предметная и коммуникационная организация пространства. Планировка, в свою очередь, опосредует физическое и информационное построение объема, т.е. структуру и форму объекта. От структуры зависит пластическая трактовка поверхности объекта, характер которой предопределяет расположение и графическое построение орнаментов, текстов, знаков. С линейно-графическим решением сочетается цветовое кодирование элементов, цвет обусловливает и общий колорит предметной среды АВ-коммуникаций – цветовой климат. От последнего неотделим световой климат среды. Через светозвуковые устройства световой климат связан с аудиальной организацией среды.

Каждый из перечисленных факторов не только исполняет утилитарную роль, но и определяет формирование специфических знаковых подсистем – пластических, графических, колористических, световых, мелодических и др. Однако оптимальное дизайнерское решение проблемы АВ-коммуникаций заключается не в разработке таких изолированных подсистем, а в организации объемно-пространственной структуры среды с учетом максимального числа ее параметров. Даже традиционно трактуемый фирменный стиль города – лишь частичное решение этой проблемы [19].

Организация объемно-пространственной структуры среды возможна при достаточно полном учете основных критериев дизайн-проектирования АВ-коммуникаций:

· актуальности (определяет необходимость и цель получения информации);

· оперативности (обеспечивает быстроту и своевременность появления материала);

· сменяемости (гарантирует сохранение остроты воздействия глубины восприятия);

· уместности расположения (способствует полноте восприятия);

· концентрации расположения (способствует постоянству и силе воздействия информации).

Группы коммуникаций образуют аудиовизуальную среду в целом. Она может быть изменяемой и статичной, «бедной» по смыслу и насыщенной информацией, монотонной и разнообразной, выполняющей одну или несколько функций. Дизайн обладает далеко еще не раскрытыми возможностями комплексного формирования среды на основе единства образности и композиционной «полифонии». Дизайнерский подход к совмещению цвета, звука, движения, чисто художественная интерпретация этого явления открывают возможности создания нового cpeдства образной организации информации. Слагается мир совершенно новой образности, нового отношения к эстетике звуковой и зрительной сфер, возникает важнейший элемент информационно-образного познания и освоения окружающей действительности, адекватной запросам и потребностям завтрашнего дня [20].

Развитие средств АВ-коммуникаций, возросшая энергоемкость и интенсивность каналов связи и их новая образность в еще большей степени усиливают роль дизайн-сценирования – способа избежать информационного хаоса, сверхстимуляции.

Необходимость сохранить и в искусственной среде все ощущения, которые возникают у человека при контакте с природой: чувство величия, таинственной красоты, восторга, лирики. Это – эстетическая установка дизайна
АВ-коммуникаций.

Прослеженные особенности дизайна АВ-коммуникаций позволяют осмыслить его как систему, в которой имеются подсистемы приборного оснащения информационных процессов, сценирования процессов коммуникации, проектирования элементов фирменного стиля, элементов дизайна среды и т.д. В настоящее время аналогами системного подхода при проектировании АВ-коммуникаций могут служить программы информационного обеспечения космических полетов, международных форумов (ЭКСПО, Олимпийских игр), телевизионного международного обмена, образования. Однако до сих пор дизайну в них отводилось подчиненное место, как методу разработки отдельных, разрозненных предметов или их групп. Выработка дизайн-стратегии при проектировании АВ-коммуникаций – задача наших дней.

АВ-коммуникация – явление, протекающее во времени и ограниченное рамками времени. Конструктивно-технологическое оборудование АВ-коммуни-кационных систем должно быть динамичным, мобильным, «исчезающим». Соотнесение подвижной структуры АВ-коммуникациопных систем с динамикой психофизиологии и культуры потребителя, с одной стороны, с динамикой среды функционирования – с другой, разомкнутость системы в саморазвитии и обеспечение обратной связи – отражение нового этапа развития информационного оснащения человека. АВ-коммуникации являются необходимыми составляющими фирменного стиля [13].



2019-07-03 425 Обсуждений (0)
Дизайн аудиовизуальных (АВ) коммуникаций. Виды коммуникаций целостно-структурированной среды. Элементы и функции АВ-ком-муникаций. Типология АВ-коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дизайн аудиовизуальных (АВ) коммуникаций. Виды коммуникаций целостно-структурированной среды. Элементы и функции АВ-ком-муникаций. Типология АВ-коммуникаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)