Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Портрет Юлиев-Клавдиев



2019-07-03 486 Обсуждений (0)
Портрет Юлиев-Клавдиев 0.00 из 5.00 0 оценок




Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев.

 

Клавдий. Музей Пио-Клементино

 

Портрет Флавиев

Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует собственные приемы — динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения.

 

Веспасиан, Лувр

 

 

Портрет эпохи Траяна

 

В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи, причем личность собственно правителя как никогда ранее или позднее в римском портрете повлияет на его стилистику. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть с наивностью в передаче отдельных деталей; зато им удается создать свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.

 

Император Траян, Мюнхенская глиптотека

 

Портрет эпохи Адриана

Поверхность мрамора начинают полировать, отчего сильнее становится различие между кожей и волосами. Главное новшество — скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и поэтому в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).

Адриан, Прадо

 

 

Портрет Антонинов

В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского времени не происходит; приемы, введенные тогда, начинают использоваться более широко

 

Портрет Северов

На первый план выступает требование, которое было свойственно первому периоду римской скульптуры — характеристика индивидуальности, характера. Подобно тому, как культ личности в период республики привел к индивидуализации скульптуры, назначение личности в III веке привело к новому этапу развития. В атмосфере дикого и смутного времени не были востребованы утончённые эффекты, которые угадывал только культурный глаз. Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль

 

 

Бюст Каракаллы. Пергамский музей, Берлин

 

Следующий период начинается с правления Диоклетиана. В это время — конце III — начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и изобразительному искусству этого времени. Везде царит масштабность, в том числе и в портрете — раньше были распространены изображения в натуральную величину, теперь они в несколько раз больше натуры.

 

39. Становление западноевропейского средневековья. Романский стиль в скульптуре и архитектуре.

 

 

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль. Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи – именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

 

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

 

Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лапидарность. Перед лицом Востока и Византии Европа заявляла свою личную самобытность.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий – византийского, арабского или античных искусств

 

К началу 12 века широкое распространение получило искусство монументальной скульптуры, в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

 

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных – более удлиненными. Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.

Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.

В основном библейские сюжеты.

Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.

Многофигурность, динамика.

 

Романские художники, скульпторы и архитекторы не стремились к отображению реального мира, скорее обращаясь к библейским сюжетам. Основной задачей творцов и мастеров того времени стыло создание символического образа мира во всем его непостижимом величии. Особый акцент был сделан на иерархической системе, которая противопоставляла ад и рай, добро и зло. Назначением скульптуры стало не только украшение, но и воспитание и просвещение, которое было нацелено на внушение религиозных идей. В центре учения стоял Бог, который в данном случае выступает суровым судьей, который должен вызывать священный трепет в глазах каждого человека. Картины Апокалипсиса и прочие библейские сюжеты также призваны внушать страх и повиновение. Скульптура передавала торжественное волнение и тяжелые чувства, отрешенность от всего мирского. Дух подавляет телесные желания, находясь в своеобразной борьбе с самим собой.

 

 

40. Готический стиль в скульптуре и архитектуре.

 

Готический храм. Кельн

 

 

   Вторым великим стилем средневековья была готика. Готический стиль зародился во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке. Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени - "готов", хотя они к этому стилю не имели никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.

Витражи в готическом храме

 

 

Собор Парижской Богоматери

 

  Готика — художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти в Восточной Европе. Его возникновение и развитие связаны с ростом и богатством монастырей, а также превращением городов в крупные центры торговли и ремесел. В романскую эпоху главное назначение замков и монастырей было защитить, укрыть от врага, поэтому сооружения были тяжеловесными, массивными, и главной трудностью было сооружение прочных и тяжелых перекрытий.

В эпоху готики стремились здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м ( з а о с т р е н н ы м кверху ) аркам окон, дверных проемов.

    Огромные окна из цветных стекол — витражи — занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра ), которые переплетаются между собой. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Все части постройки будто устремляются ввысь.Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. На входившего в церковь производили огромное впечатление ее простор, высота, торжественная величавость. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным.

   В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами. Стенами были обнесены и тогдашние города. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.

     Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная ) скульптура, как в Греции.Обычно фигуры очень высокие , стройные, вытянутые, плавно изогнутые , в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Позы естественные, одухотворенные. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы ( мадонны ) с младенцем Христом на руках. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Граф Эккехард — типичный феодал, властный и решительный, держится невозмутимо и с достоинством. Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута; на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта; очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща.

 

Ветхозаветные пророки. Собор в Шартре.1145- 1155.

 

41. Художественные стили в скульптуре эпохи Возрождения.

  Скульптура Ренессанса — один из важнейших видов искусства Возрождения, достигший в это время расцвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом — ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.

 

  В Италии в VII—VIII веках скульптура фактически сводится к архитектурному убранству — капителям, перегородкам, карнизам. Их грубая техника объясняется влиянием варваров и утратой мастерства. Великие традиции античности угасли.

     XV век был периодом глобального изменения в искусстве. Художники стараются возродить традиции прошлого, основы их программы — открытая перспектива и законы пропорций. Античность воспринимается не как набор образцов для подражания, а как историческое осознание прошлого и его неизбежной связи с настоящим. Ренессансный человек желал отринуть наслоившиеся традиции (готические, византийские) и вернуться к древнеримской доблести, древнему классическому источнику

      Позднее определится образец для подражания — статуя Марка Аврелия — она интерпретируется в памятниках кондотьера Гаттамелаты (Донателло) и кондотьера Коллеоне (Вероккьо). Статуя стала гуманистической темой.

 

    Художественное обновление рождается как полемика с поздней готикой и зарождается во Флоренции. Новые черты мировоззрения: специфический углублённый поиск, умозрительное построение, структурное единство, единый творческий метод, основанный на рисунке, интерес к глубинам рисунка. Личность художника приобретает невиданный дотоле вес и значение.

 

 

    Донателло обращается к круглой статуе, становясь крупнейшим ваятелем кватроченто. «Иоанн Евангелист» (закончен в 1415 г., музей Флорентийского собора) выдвигает на первые план не технические и стилистические проблемы, а задачи структуры пластической формы. Ось фигуры направлена строго по вертикали, формы пластически развиваются. Линии дугообразны, полны внутренней силы. Линейных ритмов ещё нет, которые бы позволили статуе слиться с окружающей средой. Новизна — в излучении нравственной силы, которая передаётся через прочность посадки головы, сдержанность жеста, мгновенное воздействии на зрителя, господство фигуры над пространством.

 

    Донателло обращается к теме Давида около 1430 года. Образ другой — не решительный и самоуверенный герой, а задумчивый юноша. Тело слегка отклонено от центральной оси, центр тяжести смещён. Диагональ меча подчёркивает неустойчивую динамику фигуры.

 

 

   Микеланджело родился и учился ремеслу скульптора во Флоренции, но работал во многих городах Италии. В 1499 г. для собора Св. Петра в Риме он создал мраморную скульптуру «Пьета» (оплакивание). В ней, по выражению современников, он проявил всю силу своего искусства. Образ Богоматери с телом мертвого Христа на коленях исполнен возвышенной скорби. На ее прекрасном лице нет страдания, лишь светлая печаль.

 

6 мая 1504 г. на главной площади Флоренции, перед Палаццо Веккьо, где заседало правительство республики, торжественно установили 4-метровую мраморную статую. Это был знаменитый «Давид». Вазари, современник и биограф Микеланджело, писал, что скульптор «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, — так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». С тех пор «Давид» стал символом свободолюбивой Флоренции.

 

 

В течение двухсот лет в Италии появились четыре полностью различных статуи Давида и все - шедевры. Донателло, Верроккио, Микеланджело, и наконец Бернини.



2019-07-03 486 Обсуждений (0)
Портрет Юлиев-Клавдиев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Портрет Юлиев-Клавдиев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)