Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок – прогулка/путешествие.



2019-07-03 515 Обсуждений (0)
Урок – прогулка/путешествие. 0.00 из 5.00 0 оценок




Урок – панорама.

Урок – репортаж с выставки.

Урок – викторина.

Урока – игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся

На уроках ИЗО, для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.

Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке изобразительного искусства создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс

Формы обучения:

· обращаюсь к мотивирующему обучению, которое базируется на совместной деятельности педагога и учащихся;

· сценарии уроков выстраиваю по схеме: "прочувствовать - осознать - выявить свое отношение";

· активный творческий поиск (педагога и учащихся) - основа процесса обучения на уроках;

· дифференцированный подход;

При проведении уроков изобразительного искусства в среднем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

- От знаний к творчеству – основной метод обучения.

- Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

- Обеспечение последовательности творческого процесса.

- Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.

- Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.

- Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.

- Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.

- Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.

- Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.

- Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.

- Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.

- Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.

- Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.

13. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству.

 

Классно-урочная система обучения - преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно - учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Урок занятие, проводимое учителем с постоянным составом учащихся одинакового уровня подготовки, объединенных в подгруппу класса или бригаду. Уроки чередуются, по твердому расписанию и включают в себя фронтальную, бригадную и индивидуальную работу школьников с применением разных методов обучения. Продолжительность урока в мастерских составляет два учебных часа (по 45 мин Истоки классно-урочной формы обучения можно обнаружить в древних цивилизациях и в эпоху античности, например, агогэ - спартанская система воспитания, где форму класса представляли «агелы» - отряды. Классно-урочная форма обучения, основанная на учебном плане и плане организации обучения «один класс - один год», возникла в начале 16 века в Европе. Например, городская школа реформатора Иоганна Агриколы (учебный план Эйслебена) (1527), разработанная гуманистом и педагогом Филиппом Меланхтоном система организации немецких школ и университетов (Саксонский устав) (1528), Страсбургская гимназия Иоганна Штурма (1537), Вюртембергский учебный план швабского реформатора Иоанна Бренца (1559) и т. д. Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания. Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие. Самая решительная модернизация классно-урочной системы (Браун, Трамп, Пархерст и другие) основывалась на ином подборе содержания. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др. ), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях. Типы и структура уроков. Структура урока - совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах. Структурные элементы урока. I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. II. Проверка домашнего задания (3 минуты). уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка к восприятию новой информации. III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний. V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. Типы. Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:1. Изучение нового материала. 2. Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. 3. Урок обобщения и систематизации знаний. 4. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. 5. Комбинированный или смешанный урок. 1 тип: Изучение нового материала. Вид урока: - лекция, - урок с элементами беседы,- лекция с элементами презентации, урок конференция, экскурсия, исследовательская работа. Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление. 2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков. Вид урока: - практикум, - экскурси- лабораторная рабо - деловая игра,- урок дискуссия. Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению. 3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: - семинары, конференция, обобщённый урок, урок собеседование, урок дискуссия, диспут. Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся. Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала. 4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Вид урока: экзамен- контрольная работа, Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности. 5 тип: Комбинированный или смешанный урок. Вид урока: - практик- конференция- семинар - контрольная ра - лекция, Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия. Структура урока. I. Орг начала урока (2). Заинтересовать, привлечь внимание к уроку, сообщить тему и цель урока. II. Проверка до з (3). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать). III. Основная часть. Изучение нового материала (20). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся. IV. Первичное закрепление знаний (5 ). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний. V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся. VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

 

14. Сущность, специфика урока изобразительного искусства в школе.

 

В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно - прикладного искусства.

Значение уроков ИЗО для развития воображения исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует и эстетическому воспитанию школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.

Обучаясь на уроке изобразительного искусства, учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.

Главными задачами являются:

Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.

Вести детей по дороге счастья и добра.

Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.

Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.

Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.

Для успешного решения задач в развитии воображения необходимо:

Максимально использовать интерес.

Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство)

Для достижения успеха важна мотивация

Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.

Организовывать и направлять способности как вид деятельности [24].

Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

До недавнего времени в практике школы было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций. Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".

В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление хорошо организованного, чёткого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей [20].

Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие воображения ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо и на уроках ИЗО создавать ситуацию поиска [23].

 

15. Типы уроков изобразительного искусства в школе.

 

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

1.Урок сообщения нового материала.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Потребность в классификации уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:

1.Уроки смешанные , имеющие целью повторение пройденного и

сообщение нового материала,

2.Уроки устных и практических упражнений, на которых

осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.

3.Уроки письменных упражнений,

4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного

периода обучения и в конце года(47,с.97)

Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С. :

1.Урок сообщения нового материала,

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

 

 

16. Структура урока изобразительного искусства в школе.

 

Основными элементами урока являются:

1.Организационный момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.

2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.

3.Объяснение последовательности работы.

4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.

5.Организация выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.

6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.

Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.

 

Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.

Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом - постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу. Нужно иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.

Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.

В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.

 

17. Фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы на уроке, их сочетание.

 

Индивидуальная предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач или примеров, написание изложений, докладов и т. д. Выделяют 2 вида индивидуальных выполнения заданий: 1) индивидуальная форма (деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с др. школьниками, но в едином темпе); 2) индивидуализированная форма (учебно-познавательная деятельность ученика над выполнением специфических заданий, она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика).

  один из наиболее эффективных путей реализации является дифференцированные инд. задания. Но контроль учителем обязателен за каждым учеником. Индивидуальную работу можно проводить на всех этапах урока, проще всего использовать при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Достоинства: возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей закреплять полученные знания и формировать у себя потребности в самообразовании. Недостатки: способствуя воспитанию самостоятельности у учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, инд. Форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Этот недостаток можно компенсировать, если использовать и индивидуальную, и групповую, и фронтальную формы.

 Групповая. Главные признаки: 1) класс делится на группы для решения учебных задач; 2) каждая группа получает определенные задания и выполняет его под руководством учителя или лидера группы; 3) задания в группе выполняются так, чтобы можно было учитывать и оценивать вклад каждого члена группы; 4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый член группы мог реализовать свои учебные возможности. При групповой возрастает инд. помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны учащихся – консультантов. Причем помогающий ученик получает не меньшую помощь: его знания конкретизируются и закрепляются. Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных, на уроках трудового обучения, при изучении текстов и т. д. исключительно эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов. Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределить свое внимание на все группы и чтобы каждый ученик ощущал заботу учителя. Достоинства: результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Недостатки: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в них не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях.

Фронтальная – такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают, обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащимися между собой. От учителя требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушивать всех учащихся, тактично поддержать и вносить корректировку в ходе обсуждения. Фронтальная может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. Учителю это дает возможность учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружеских отношений. Фронтальная имеет ряд недостатков. Она по своей природе нацелена на абстрактного ученика, побуждение учащихся к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей работоспособности, подготовленности и т. д. не готовы. Учащиеся с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий творческого типа. При изучении нового материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма. Выбор наиболее оптимальных вариантов сочетания всех этих форм определяется учителем в зависимости от: 1) решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; 2) учебного предмета; 3) специфики содержания, его объема и сложности; 4) специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей; 5) стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой; 6) от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь. Технология организации групповой работы на уроке (В. В. Котов): 1. предварительная подготовка уч-ся к выполнению групп. задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя; 2. обсуждение и составление плана выполнения уч. задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей; 3. работа по выполнению учебного задания; 4. наблюдение учителя и корректировка работы группы и отд. уч-ся; 5. взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе; 6. сообщение уч-ся по вызову учителя о полученных результатах, дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, формулировка выводов; 7. инд. оценка работы групп и класса в целом.

 

 

18. Планы уроков по изобразительному искусству в школе.

19. Этапы подготовки учителя к уроку.

20. Планирование урока. Выбор методов и приемов обучения.

 

Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.

Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.

Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.

В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий.

Цель содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь.

 

21. Художественные материалы и техники в педагогическом процессе урока.

 

 

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства техники художественные делятся на живописные, графические и скульптурные (пластические).
Живопись - один из основных видов изобразительного искусства; художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.


Среди изобразительных видов искусства живопись - наиболее популярный вид, не смотря на то что графика - самый распространенный. Секрет популярности живописи специалисты объясняют тем, что ей доступно изображение чрезвычайно разнообразного круга явлений, впечатлений, эффектов, весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения натуры и самый смелый полет фантазии, вечные идеи, мгновенные впечатления и оттенки настроений. Живопись воплощает образы в красках, во всем их блеске и богатстве и при любом освещении.


Основные разновидности живописной техники принято обозначать по разновидностям деталей нередко оказывается невозможной. Когда акварель употребляется с белилами или накладывается сравнительно густым, непрозрачным слоем, свойства этого материала меняются, приближаясь к гуаши.


Гуашь (от итал. «водяная краска») - 1. Красочный материал, сравнительно близка мягким сортам акварельных красок, но существенно отличается от них примесью белил в самой краске и большей кроющей способностью. Гуашью работают преимущественно по бумаге, разбавляя краски водою. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись гуашью ведется плотным, непрозрачным слоем. При высыхании гуашь светлеет
2. Гуашь - техника, которую в отличии от акварели принято рекомендовать начинающим: благодаря ее кроющей способности, ею легче пользоваться при исправлении ошибок и поиске выразительного колористического решения.


Мозаика - разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты, естественных цветных камней, цветных эмалей и т.д. Изображение составляется из укрепленных на цементе или специальной мастике и затем отшлифованных. По способу предназначенном ей месте (стена, свод, и пр.) или на отдельной плитке, которая затем вделывается в стену.

Графика (от греч. «пишу», «рисую») - один из видов изобразительного искусства, обладающий художественными особенностями, определяющими его место в ряду других искусств и в жизни человека. Основным средством выражения графики является рисунок. Цвет в графике ограничен избранной техникой и цветом основы (в большинстве случаев бумага - белая, тонированная, окрашенная или цветная, реже - пергамент, шелк).
К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим.

Материалы, которыми выполняется графическая работа, являются и техникой. Обычно под произведением указывается техника (например, бумага, пастель).
Пластические искусства - то же, что пространственные, визуальные (зрительные), изящные искусства. С некоторой долей условности пластические искусства делятся на изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные, или тектонические: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
Скульптура (или в рамках школьной программы - лепка), (от лат. «ваять», «высекать») - вид изобразительного искусства.

Художественная выразительность скульптуры определяется выбором материала (мрамор, гранит, бронза, дерево, в рамках школьных уроков - пластилин, бумага, гипс, глина), способом обработки (высекание или лепка), особенностями формообразования и стиля.

 

22. Методическая разработка плана-конспекта урока изобразительного искусства в школе.

 

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке  

 

Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

 

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО.

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен: рисованию с натуры (рисунку или живописи), декоративному рисованию, тематическому рисованию, беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее: какой материал будет освещен на уроке, в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.


 

 

23. Методика работы над изображением натюрморта. Рисунок.

24. Методика работы над изображением натюрморта. Живопись.

 

В основу изучения рисунка и живописи натюрморта должен быть положен принцип систематичности и последовательности обучения. Ребят нужно подготавливать к сложным натюрмортам. Базой для решения подобных типов натюрмортов должны быть простые постановки. Каждая натурная постановка заключает в себе конкретные целевые установки. Такой подход к выбору и содержанию натюрморта как задания обеспечивает активность дошкольников в процессе работы. Руководствуются принципом рисования от простого к сложному.

К.Д. Ушинский обращал внимание учителей на свойство детской натуры чутко воспринимать зрительные образы, указывал на обучающее и воспитательное значение рисунков и иллюстраций: «Наглядность обучения получает сильного помощника в рисовании, если только наставник сумеет им воспользоваться».

Кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе уроков, предусматривает также беседы об искусстве. Рассказы, о выдающихся натюрмортах и их показ (репродукции, диафильмы) развивают у учащихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяют представления о культуре прошлого и настоящего. В V-VI классах при проведении бесед следует обращаться к знаниям школьников, усвоенным ими на уроках истории, литературы, и других предметов.



2019-07-03 515 Обсуждений (0)
Урок – прогулка/путешествие. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок – прогулка/путешествие.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)