Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика обучения детей способам и приемам лепки



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Методика обучения детей способам и приемам лепки 0.00 из 5.00 0 оценок




Способы лепки:

-конструктивный (предмет создается из отдельных частей,работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепятв последнюю очередь.)

-пластический (лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины); Наметив основную форму,например, животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, хвост, конечности.

-комбинированный (включает в себя оба вышеназванных способа)

для лепки посуды используются способы: ленточный,жгутиковый, гончарный.каркасный;

-рельефный (контррельеф - углубленный рельеф ; барельеф и горельеф - выпуклый рельеф).

Приемы лепки:

Отрывание,вдавливание, скатывание (получаем шар),раскатывание (цилиндр),скатывание и сплющивание (диск),оттягивание,прищипывание,сглаживание.умение польз-ся стекой.

Младшая группа( предметная, элементы сюжетной, из 1,2,3 кусочков),

Средняя группа( предметная, сюжетная продолжать работу по овладению конструктивным способом лепки, учим сглаживать поверхность, пользоваться стекой) Старшая группа( пред, сюж, знакомим с декором , совершенствуем умение лепить конструктивным и смешаным способами, знакомим со скульпт-м и пластич-м ( из целого куска), с гончарным и ленточным в декоративной лепке, со спосабами украшения лепного изделия: рельеф, налеп.

 

 

Раздел 3 – «Композиция и дизайн»

64. Определение композиции, роль и значение ее в структуре художественного произведения.

Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи — картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между, собой единой идеей номеров; состав металлических сплавов, духов и проч. Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.

Композиция понимается диалектически:

- как процесс построения — на основе композиционных принципов и с помощью композиционных средств;

- как объект восприятия — с точки зрения психофизиологических особенностей восприятия;

- как результат процесса построения, т. е. как завершенное художественное целое.

Композиция художественного произведения имеет разные аспекты, в силу которых должна рассматриваться:

1) как развитие и воплощение идейно-художественного замысла в сюжете и в художественно-образном решении (семантический аспект);

2) как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел (синтаксический аспект);

3) с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую личность (прагматический аспект).

 

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонизирует форму). Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, что понятие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя переосмысленный в процессе творчества «преодоленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы. Форма и содержание в произведении представляют собой диалектическое единство, рожденное в преодолении материала. В художественной форме материализуется содержание, поэтому — как пишет М. Каган — «содержание произведения есть смысл его формы», и что «в произведении искусства все является содержанием». Форма и содержание органически слиты в конечном результате, т. е. в художественном произведении. Но разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, мы имеем возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строится форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции. Наша задача — взглянуть на композицию с точки зрения формальной структурной организации материала, проанализировать связи и отношения, которые возникают между элементами формы в процессе композиционного построения. Но прежде всего, следует определить в чем выражается композиционное построение, каковы его отличительные признаки.

 

 

65. История развития композиции[A1] .

 

Изучение истории развития композиции в изобразительном искусстве и методов ее преподавания позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.

 

Композиции Древнего Востока значительно отличаются от первобытных. Если в первобытном искусстве предметы, как правило, не упорядочены, разбросаны, то в композициях Древнего Востока расположение объектов на плоскости подчиняется строгому порядку. Забота художника о композиционной упорядоченности вытекает из связи живописи с архитектурой и обрядовыми, культовыми регламентациями, узаконенными в рабовладельческом обществе.

 В древнем египетском искусстве появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни. Искусство также расширяет свои возможности. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. Более выразительным становится линейный рисунок, в котором уточняются пропорции частей изображаемого. Все большее значение приобретают цветовые и тоновые отношения.

 Художники древнего мира подметили, что в природе существуют определенные, довольно прочные закономерности, например: периодичность в смене времен года, симметричность в построении растений и т. д. Отсюда берут свое начало такие композиционные закономерности, как симметрия и ритм.

 

  В живописи Древней Греции появляются произведения с четко выраженным композиционно-сюжетным центром. Пример тому — помпейская фреска «Ахилл среди дочерей Ликомеда». Головы Ахилла и Одиссея расположены как бы вверху пирамиды, что образует в целом пирамидальный строй композиции. Кроме того, сюжетно-композиционный центр подчеркивается наиболее яркими пятнами (красный щит и сочно написанные лица Ахилла и Одиссея).

 

     Большое значение в средневековых композициях придавалось линейно-плоскостным и декоративно-орнаментальным средствам. Единство произведений искусства того времени достигалось через симметрию и ритм, объединяющих разновременные эпизоды и разномасштабные фигуры, величина которых определялась их положением в церковной иерархии.

 

 

Задачи композиции, которые решал в своих произведениях Джотто, в XV веке наиболее последовательно разрабатывал Мазаччо. Во фреске «Легенда о динарии» он показал ритмичное сочетание масс, большое пространство, объемность изображаемых фигур и в то же время добился цельности всей композиции. Творчество Джотто и Мазаччо, бесспорно, может служить замечательным примером практического применения композиционных правил в изобразительном искусстве на основе знания таких наук, как пластическая анатомия, перспектива, геометрия.

 В художественной практике периода Высокого Возрождения были достигнуты большие успехи в композиции, так как искусство развивалось в тесной взаимосвязи с теорией, с попытками научного обоснования правил и закономерностей в различных видах искусства.

 

В композиции эпохи Возрождения плоскость земли из вертикального положения опускается в естественное горизонтальное, и на ней разворачивается объёмно-пространственное изображение. Здесь уже линия горизонта проводится не произвольно, как это было раньше, а обозначает линию касания сферической поверхности земли с небом на уровне зрения художника. Горизонт приобретает смысловое и композиционное значение, поскольку на нем лежит точка схода перспективных линий.

 

К числу наиболее ранних методических работ, затрагивающих вопросы композиции в изобразительном искусстве, относится книга американского художника-педагога А. Доу «Композиция», вышедшая в свет в 1898 году. Эта работа представляет собой учебник, в котором описаны методические приемы компоновки учебно-творческих рисунков.

Под композицией Доу понимает «размещение масс» различных форм и тонов на листе бумаги, холсте

 

Уже в первой четверти XX века художественная школа Западной Европы и Америки зашла в тупик. Не стало четких методических установок, ясных целей и задач учебной композиции. Педагоги разрешали ученикам отступать от передачи правильных пропорций предметов, искажать и уродовать их форму, видя в этом активный метод развития творческих, композиционных способностей молодых художников.

 

66. Композиция как учебная дисциплина. Цели и задачи композиции

 

Цель и задачи учебного предмета «Композиция станковая»

.

Цель

:

Приобретение навыков в организации художественных форм произведения, что придает ему единство и цельность, в соподчинении всех элементов произведения единому художественному замыслу, идее, теме при создании художественного образа произведения.

 

Задачи

:

1 Обучающие

:Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства

 

2.Развивающие

ü Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями

ü Формирование у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности

ü Духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для

приобретения им опыт а художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

ü Развитие у ребят изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого изображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

ü Формирование и развитие высокодуховной, чуткой творческой личности, формирование мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, повышение интеллектуального, культурного уровня учащихся, их творческого потенциала.

ü Формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

3. Воспитательные

:

ü Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.

ü Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности

ü Выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

67. Научные и методологические основы композиции

 

Композиция как учебный предмет изучает важнейшие вопросы главной художественной формы произведений искусства с целью познания закономерностей создания произведений и обучения студентов основам этого сложнейшего дела. Обучение созданию композиций, т. е. произведений искусства, включает, естественно, и вопросы творчества, техники, мастерства и познания.

     Анализируя развитие композиции как специальной учебной дисциплины в историческом аспекте, можно увидеть, что на этот предмет всегда оказывали влияние композиционные достижения великих мастеров. Естественно, это находило отражение и в практике преподавания изобразительного искусства. Композиция как учебный предмет появилась значительно позже, чем такие дисциплины, как рисунок и живопись. Вначале изучение композиции сводилось лишь к сочинению картины на библейские, мифологические, позже на сказочные и свободные темы. Отставание композиции как учебного предмета связано с тем, что сочинение произведений искусства признавалось долгое время делом сугубо индивидуальным и весьма сложным, доступным ограниченному кругу учеников. Художники-педагоги считали, что их главная задача -- научить рисовать и писать красками, и как итог обучения предлагали ученикам сочинить эскиз, а на основе его и картину. Конечно, исходя из своего личного творческого опыта, педагоги давали выпускникам школы какие-то общие указания, но все же создание картины не выделялось четко в специальный предмет. Более позднее формирование композиции как самостоятельной учебной дисциплины обусловлено так же и тем, что процесс сочинения, создания произведения действительно очень сложен, он представляет собой своего рода творческий феномен; явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению.

«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.

 

В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия -- в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм -- в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.

Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.

Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения

 

 

Таким образом, понятие «композиция» здесь рассмотрено в двух смыслах: 1) в основном -- композиция как художественная форма произведения искусства и 2) композиция как собственно произведение искусства.

Композицию можно рассматривать еще в двух значениях: композиция (теория композиции) как наука, т. е. как часть теоретического искусствоведения, и композиция как учебная дисциплина (учебный предмет).

 

68. Естественнонаучные основы композиции

 

подражая природе, он не только придерживается принципов строения органической и неорганической природы, но творчески переосмысливает их, производит отбор наиболее выразительного для данного предмета или явления. С помощью композиции, созданной на основе такого отбора, творения рук человеческих влияют на чувства людей, внушают им определенные идеи и представления.

 

69. Композиционное построение формы. Формальные признаки композиции.

Три главных формальных признака композиции:

целостность;

подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты;

уравновешенность.

Целостность

 

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции. Целостность нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит; это ощущение сложнее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.

Целостность - внутреннее единство композиции.

 



2019-07-03 310 Обсуждений (0)
Методика обучения детей способам и приемам лепки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика обучения детей способам и приемам лепки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)