Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные средства композиции



2019-07-03 565 Обсуждений (0)
Основные средства композиции 0.00 из 5.00 0 оценок




  • Контраст – резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. (размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству.
  • Нюанс – незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям.
  • Тождество – Повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон …).
  • Симметрия – тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
  • Асимметрия – вариант композиции, при котором сочинение и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).
  • Ритм – Чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Это повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Повторяемость может быть статичная и динамичная.
  • Модульность. Модуль – является универсальным средством дизайна, это величина применяемая за основу расчета какого либо предмета. Главные требования к модулю: 1- простота, так как он является частью целого произведения; 2 – целостность; 3 – выразительность; 4 – модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.
  • Пропорциональность.
  • Масштабность.

80. Приемы композиции.

 

Правила композиции:1) ритм- чередование элементов в композиции; 2) сюжетно-композиционный центр- идейная сущность, привлекающая внимание; 3) симметрия- уравновешенность частей по массам, по тону, по форме; 4) асимметрия- делимость картины на 2 равные части, сохраняющие композиционное равновесие; 5) параллельность; 6) расположение главного на втором плане; 7) восприятие объектов изображения- предметы должны легко и ясно восприниматься; 8) портретное изображение головы или фигуры.

Приемы композиции:1) показ фигуры во фрагментарном виде- вызывает впечатление монументальности; 2) параллельные вертикали подчеркивают состояние парадности, величия; 3) горизонтальные направления выражают состояние покоя, тишины; 4) диагонали способствуют усилению или ослаблению движения 5)пространство с боковыми преградами – уменьшение панорамности.

Средства:1)линия- иллюзия силуэта, лепка формы в перспективе, компоновка изображения; 2) штрих- передача объемно-пространственных качеств; 3) пятно (тональное, цветовое)- выявление и подчеркивание формы, передача освещенности, выразительности, тональных контрастов, глубины; 4) светотень- передача объема предмета; 5) законы линейной, воздушной и цветовой перспективы; 6) цвет.

 

81. Композиция станковой картины

Станковая композиция - это создание картины на станке – мольберте. С одной стороны это - творческий процесс сочинения, создания произведения искусства от появления замысла до его завершения, явление во многом интуитивное, трудно поддающееся изучению. С другой - комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла

Термин декоративность прежде всего указывает на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа.

Декоративная композиция, которая выполнена на плоскости, является разновидностью декоративно-прикладного искусства. Полностью готовая декоративная композиция представляет собой самостоятельное произведение искусства, которое передает зрителю эмоции, мысли, чувства.

 

82. Композиция в различных направлениях изобразительного искусства

 

 

Идейность Композиция в изобразительном искусстве – это прежде всего средоточие идейного начала. Ни один рисунок, будь то натюрморт или даже портрет и пейзаж, не является «фотографическим» копированием модели. Отбирая различные детали и решая, каким именно образом разместить их на холсте, художник стремится в первую очередь отразить свое, индивидуальное отношение к выбранному сюжету, собственное его понимание. Попросту говоря, композиция в изобразительном искусстве способствует выражению того, что именно заинтересовало живописца в модели, и почему он решил ее изобразить. Без этого картина станет просто ремесленным копированием, не больше. Поэтому наличие творческого, идейного замысла при написании трудно переоценить. -

 

 

Идейность, анализ и интуиция – основополагающие принципы, которыми отличается композиция в изобразительном искусстве. Однако едва ли не первым ее законом можно считать цельность конечного произведения. Все элементы должны находиться в определенной взаимосвязи. Ни цвет, ни форма не могут существовать отдельно друг от друга. Серьезную картину можно написать, только обнаружив принцип устройства мотива, его «композиционную схему», гармонию конструкции, созданную природой. -

 

83. Композиция станковой скульптуры.

 

Композиция станковой скульптуры (портрет, статуя, фигурная группа) основывается на общих законах композиции и в то же время имеет свои особенности, такие, как трехмерное, объемное изображение в реальном пространстве, обозреваемое с разных точек (в отличие от живописи или графики с их иллюзорной передачей объема на двухмерной плоскости).

Действительность композиционного закона жизненности одинаково распространяется как на графику, живопись, так и на скульптуру. Передать движение через групповую композицию легче, чем через одну фигуру. В однофигурной композиции трудно даже в динамической позе уловить внутреннее движение, передать движение во времени.

В станковой скульптуре закон контрастов сказывается в первую очередь в характере пластической трактовки основных объемов, в лепке подчиненных им деталей. Поскольку круглая скульптура как самостоятельное произведение рассчитана на обзор со всех сторон, то по ходу обзора она оказывается в различных световых условиях и с каждой зрительной позиции будет выглядеть несколько по-иному. Вот почему ваятелю особенно важно проверить целостность круглой скульптуры по контурам, по силуэту в различных положениях, по отношению к себе как к зрителю.

Выразительность произведению пластического искусства придают контрасты. В станковой скульптуре главными контрастами являются светотеневые, которые способны выявить форму, объединить детали. Большое и малое, контрастируя между собой по величинам и светотени, могут раздробить композицию на части, если автор забудет о законе целостности, о приведении к одному смысловому знаменателю всех слагаемых композиции.

Таким образом, сущность основных закономерностей композиции в станковой скульптуре та же, что и в других видах и жанрах изобразительного искусства. Однако имеются и свои, присущие только станковой скульптуре специфические черты, по-особому проявляющиеся в портрете, однофигурной и групповой композиции, в рельефе.

Если станковая скульптура не носит чисто декоративного характера, ее композиция строится с таким расчетом, чтобы главным в ней было человеческое лицо, выражающее эмоциональное состояние модели. Для этого надо знать духовный мир героя скульптурной композиции.

Обозреваемость со всех сторон оказывает значительное влияние на всю творческую работу художника. Строя композицию портрета скульптор как бы предвидит отклик зрителя на выразительность «большой» формы и согласованных с ней деталей. Яркими примерами такого подхода к решению задач скульптурного портрета являются «Портрет Ф. М. Достоевского» С. Т. Коненкова, «Портрет А. Н. Крылова» В. И. Мухиной.

Когда рассматриваешь портреты, созданные С. Т. Коненковым, нельзя не заметить его стремление к необычайному проникновению в духовную суть человека — от этой сути он идет к одухотворенной портретной композиции. Именно такого редкого типа композицию мы видим в портрете Достоевского, в котором нашел воплощение образ человека, обремененного скорбными размышлениями. Кажется, что даже руки его «мыслят и страждут». И столь сложное психологическое состояние выявлено в портретируемой личности при строгом соблюдении правды во всем, включая природную форму фигуры, головы, лица.

В связи с этим невольно возникает вопрос об утрировке в портретной скульптуре, о подчеркивании далеко не идеальных внешних данных. Речь идет о сознательном преувеличении пропорций. Скажем, длинноносому делают нос еще длиннее, широкое лицо — еще шире и тому подобные намеренные «заострения» характерных черт. При всей спорности вопроса не вызывает сомнения то, что всякое намеренное искажение какой-либо части неизбежно ведет к искажению и других частей уже вопреки желанию художника, т. е. к окарикатурированию в конечном счете образа в целом, к разрушению правды жизни.

В однофигурной композиции художник всегда стремится передать эмоциональное состояние человека. Ноги, руки, спина, все части фигуры должны усиливать общее звучание произведения.

Как уже отмечалось, многофигурная композиция располагает большими возможностями в передаче движения, чем однофигурная. Наряду с изображением фигур в различных ритмах, движениях, в динамике и статике можно трактовать «групповое» движение через отдельные фигуры, показывая кульминационный момент движения каждой. Кроме того, здесь имеется больше возможностей добиться впечатления жизненности художественной формы, так как участники групповой композиции живут в монолитном единстве, физическом и духовном.

Выразительности произведения в целом способствует каждая фигура, включенная в композицию как необходимая составная часть, несущая на себе определенную смысловую нагрузку. Детали также вносят вклад в создание единства скульптурной группы, в передачу замысла художника.

Хотя рельеф строится по тем же композиционным законам, что и круглая скульптура, он имеет свои отличительные особенности: во-первых, третье измерение (глубина) в рельефе всегда дается в сокращенном виде; во-вторых, в зависимости от назначения рельеф бывает более или менее плоским (барельеф) или выпуклым, высоким (горельеф). Скульптурное изображение, рассматриваемое с большого расстояния, лепится в горельефе. Небольшой по размеру рельеф выполняется в барельефе.

Как правило, горельеф связан с архитектурой, и в силу этого его размер и композиция во многом предопределяются характером архитектуры, назначением здания, высотой, возможностями обозрения на расстоянии. Рельефу доступны бытовой и исторический жанры, частично пейзажный (как фон). В качестве исторической композиции можно привести горельеф Ф. Рюда «Марсельеза» или «Песня отправления в поход» для арки Победы на Площади Звезды в Париже. Помимо многих других композиционно-пластических достоинств, в горельефе Рюда точно найдена мера отрыва выступающих объемов от плоскости и сохранено их единство с фоном, с динамичной композицией.

Особая разновидность рельефа — медальерное искусство. В плоском рельефе медали сокращение объема зачастую делается не по законам перспективы, а по законам светотени при хорошо найденных очертаниях предмета и его места в композиции.

 

84. Композиция в графике.

 

аскрывая особенности композиции в станковой и книжной графике, следует сказать, что они опираются на всеобщие законы композиции, распространяющие свое действие на все виды изобразительного искусства.

В станковой графике применяются различные композиционные правила, приемы и средства, однако они дают несколько иные результаты, чем, скажем, в станковой живописи или скульптуре. Это связано со спецификой станковой графики. Главная особенность графического искусства в целом — главенствующая роль рисунка, использование прежде всего графических материалов (карандаш, уголь, тушь, сангина, соус и др.) и соответственно технических средств графики (линия, штрих, пятно и т. д.), приемов (символ, гипербола, гротеск, аллегория и т. д.), которые в основе своей значительно отличаются от живописной лепки формы и тем более от скульптуры, где положение объемной формы в пространстве не изображается на плоскости, а передается в буквальном смысле.

В графике преобладает рисунок, хотя графические произведения в цвете (эстампы, иллюстрации) бывают достаточно живописными.

Графика еще более условна, чем живопись, в которой реальные цветовые качества предмета имитируются цветовыми, колористическими средствами. В графическом искусстве эти же реальности передаются черно-белым рисунком (линейным, штриховым, контурным).

Условность графики по-разному проявляется в ее различных видах и жанрах. К примеру, в плакате большая роль принадлежит декоративно-броскому пятну, силуэту формы, «читаемой» издалека. В карикатуре условность связана с метафоричностью сатирического жанра вообще (перемещение понятий и функций, основанное на сходстве, сравнении, аналогии). В портрете, пейзаже, в сюжетно-тематической картине форма трактуется предельно правдиво, в меру узнаваемости ее зрителем, хотя и здесь условность изображения всегда присутствует. Условность графики четко прослеживается в рисунках набросочного характера, где часть изобразительной плоскости остается фоном для главного объекта.

В станковой графике композиция строится, как и в станковой живописи, на основе образно-пластического решения темы, сюжета.

В станковых графических композициях, выполняемых в декоративно-живописной манере, объем предмета и пространство передаются средствами светотени или только в цветовом плоскостном решении. Иллюзия объемности изображаемого в таких случаях достигается с помощью рисунка, который образует контуры формы.

Цвет в станковой графике может быть различной степени активности. В одних произведениях он организует композицию в плане декоративном, в других создает впечатление живописности. Творческие, композиционные задачи решаются в этом виде искусства в зависимости от идейного замысла художника, который может использовать прием расчленения одной темы на несколько композиций с учетом их логической связи и последовательности.

 

85. Композиция книги.

86. Прикладная графика и плакат.

Прикладная графика - область искусства графики, включающая все виды утилитарных графических работ. К ней относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень.

К прикладной графике относятся:

  • Почтовая графика
    • Марки. Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения справедливо называют её микроплакатом. Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки для спичек. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок - уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.
    • Конверт. Фирменные конверты в деловой переписке успешно выполняют представительские функции. Конверты с логотипом выигрышно выделяются на фоне общей безликой корреспонденции. В наш высокотехнологичный век, прибегая к традиционной почтовой рассылке, отправитель подчеркивает особую значимость информации, а внешний вид и дизайн фирменного конверта работает на репутацию фирмы.
    • Открытка. Её оформление напрямую зависит от события и той аудитории, кому она предназначается. Новый год, 8 марта, 23 февраля, 10-летие компании, юбилей генерального директора – каждый из перечисленных праздников имеет свою особенность, вызывает определённые ассоциации, имеет ключевые визуальные образы.
  • Денежные знаки. Металлические или бумажные знаки стоимости, представители действительных денег, исторически возникшие как знаки денежного товара, находящиеся в обращении и в денежных сбережениях. В оформление денежных знаков входит разработка степени защиты, виртуозно соединенной с элементами композиции, вертикальной компоновкой.
  • Информационные материалы: буклеты, программы, проспекты. Эта отдельную группа прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных и концертных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т. д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены грамотно, т. е. их внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом.

 

Одна из наиболее интересных областей графического дизайна – плакат. Его основная функция – невербальный способ передачи сообщения, когда более половины информационной нагрузки приходится не на текст, а на изображение. Один и тот же текст на плакате будет восприниматься по-разному в зависимости от используемой картинки, графического оформления, выбранного шрифта. Хорошие, образные рекламные плакаты – произведения искусства.

В отличие от художников монументального или декоративно-прикладного искусства, художники-рекламисты должны разбираться в тонкостях потребительской психологии. Итак, первый шаг – выбор идеи, рождение образа плаката. Затем идет работа над композицией, в результате которой нужно добиться единства, целостности и соподчинения всех ее элементов. На этом этапе приходится перебирать множество вариантов размеров и взаимного расположения текста, заголовка, иллюстрации, фирменного блока. Эту работу удобно выполнять за компьютером.

 

Большим успехом пользуются плакаты с одним доминирующим изображением, занимающим 60–70 % площади объявления

Следующий элемент, привлекающий внимание, – заголовок. Он должен быть коротким и емким (лучше, если он занимает одну строку). Заголовок может располагаться в любом месте плаката, но учтите, что если он расположен ниже иллюстрации, вероятность прочтения больше. Чаще всего заголовок занимает 10–15 процентов площади листа.

 

87. Композиция в монументальном искусстве.

 

Монументальное искусство в отличие от станкового приобретает образную завершенность в ансамбле — архитектурном или природном. К области монументального искусства относят памятники, панно, мозаики, фрески. К этому же виду искусства принадлежат произведения монументально-декоративного искусства, так как они усиливают эстетическую выразительность ансамбля и одновременно выполняют функции монументальной пропаганды.

Для монументальной скульптуры, выступающей в единстве с окружающей средой, созданной человеком или природой, характерны героический пафос, прославление личности, в честь которой воздвигнут памятник. Монументальным формам искусства не свойственна сатирическая тематика, встречающаяся в декоративной пластике, в скульптуре малых форм.

Монументальная живопись (панно, роспись, фреска, мозаика) обладает самостоятельностью в образном решении содержания, но она должна находиться в единстве с архитектурным стилем здания или интерьера, где ей предназначено «жить».

Панно почти всегда выполняется на холсте, обычной живописной техникой и в законченном виде входит в экспозицию, в оформление архитектурного интерьера. Панно может представлять собой также скульптурный рельеф.

Роспись как жанр монументально-декоративной живописи тоже связана с архитектурой. Сюжетно-тематическая и декоративно-орнаментальная роспись выполняется по штукатурке или наклеенному на нее холсту в обычной технике масляной живописи.

Фреска, в отличие от росписи, выполняется либо по сырому (по свежей известковой штукатурке), либо по сухому (по высохшей известковой штукатурке). К фреске относят и казеиново-известковую живопись по сырой штукатурке. Последний вид техники считается наилучшим, так как при значительной свободе исполнения она дает гораздо более прочную живопись, которая может помещаться под открытым небом. Мозаика в качестве основного художественного материала использует смальту, естественные цветные камни, цветные эмали поверх обожженной глины. Мозаичное изображение набирается из цветных кусочков на том месте, где оно и должно оставаться, или на отдельной плите, которая потом вделывается в стену. При обратном наборе цветные кусочки наклеиваются лицевой поверхностью на временную подкладку, которая потом удаляется, а набор переносится на стену.

Специфические черты монументального искусства и его композиционные особенности вытекают из содержания и средств его реализации с участием всеобщих законов композиции. Даже можно сказать, что в монументальных творениях законы целостности и контрастов подчеркивают специфические черты монументально-декоративного искусства. Художник-монументалист должен отдавать себе отчет в том, что перед ним стоит ответственнейшая задача создания произведения, выполняемого в дорогостоящем и долговечном материале, что это произведение будут оценивать многие поколения зрителей.

Композиционный закон целостности для произведения монументального искусства особо важен, ибо он обеспечивает восприятие его со значительного расстояния. Так как с большого расстояния мелких форм не увидеть, в монументальном искусстве количество деталей незначительно. В то же время оставляемые детали обобщаются, форма их несколько упрощается.

Основные объекты также моделируются в более обобщенной форме. Все это требует ясности и лаконизма композиции, рисунка, цветовых масс, продуманности ракурсов и перспективных планов. В рамках этих общих требований возможно большое разнообразие художественно-композиционных решений.

Выразительность, действенная сила композиции во многом зависят от умения художника пользоваться контрастами как сочетанием противоположных категорий. «Контраст противопоставление — движущая сила композиции. Контрасты характеров, состояний, величин: контрасты близкого и далекого, света и тени, объема и плоскости — составляют ту область, от которой зависит энергия, воздействующая сила, выразительность композиции. Отсутствие же контрастов, сочетание в композиции подобных элементов инертно, вяло и порождает серое, скучное, нехудожественное произведение».

В конструктивной идее монументальной композиции должны быть заложены контрасты силуэтов, различных фигур и предметов, узнаваемых с большого расстояния.

Исключительно важное значение имеет силуэт в монументальной скульптуре, которая воспринимается вместе с окружающей средой и вместе с тем как самостоятельная часть ансамбля. Четкость силуэта тем более необходима для монумента, рассматриваемого на фоне природы.

В монументальной живописи (фреска, панно, мозаика) часто используется низкий горизонт, позволяющий выделить первопланные предметы по величине и значению. Интервалы между намеренно укрупненным первопланным изображением и подчиненными ему элементами образуют пространственные планы — ход в глубину. Приближенный к зрителю предмет дает возможность масштабно показать его пластические качества, усилить смысловую значимость. В этом же направлении призваны работать и цветовые контрасты.

В монументальной скульптуре первостепенное значение принадлежит контрастам величин (большого и малого); именно они помогают развитию сюжета, раскрытию содержания пластического мотива, связанного с темой величия подвига одного героя или группы.

Итак, основные законы композиции действуют в монументальном искусстве с учетом специфики этого вида искусства, с задачами и условиями его существования. Особенность этих условий заключается в том, что произведения монументального искусства полностью раскрываются только в единстве с архитектурным (или природным) пространством. Лишенные этого пространства, они теряют свое главное качество — монументальность, так как на близком расстоянии зрительное восприятие крупных пластических форм невозможно, они выглядят бесформенными или даже уродливыми.

Размер и формат станкового произведения, как правило, выбираются самим художником вне зависимости от будущего соседства с работами других авторов. Но размер и формат, скажем, фрески, панно или мозаики заранее обусловлены размером и форматом картинной плоскости. Их живописно-декоративное и композиционное решение должно гармонировать с архитектурой, с ее ритмами, объемами, кубатурой, габаритами. Стилистическое несоответствие монументального произведения и архитектуры разрушает синтез ансамбля в целом.

Художественный образ в монументальном искусстве мыслится и создается в пределах большого размера и несет в себе мощный заряд. Это исключает его жанровую трактовку. Было бы противоестественно образ интимно-камерного характера приспосабливать к масштабам росписи или скульптурного монумента. Находясь в зависимости от архитектуры, монументальное искусство имеет в своем распоряжении не только стены, но и потолки, не только интерьер, но и фасад зданий.

 

 

88. Композиция в декоративно-прикладном искусстве

 

Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени. Возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира. Соблюдение определенной меры условности изображения, умелое обобщение формы ни сколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное.

К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально-образного мышления темы. Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно всё:

- Масса предметов;

- Их зрителынй вес;

- Размещение их на плоскости;

- Выразительность силуэтов;

- Ритмические чередования линий и пятен;

- Способы передачи пространства;

- Точка зрения на изображаемое;

- Распределение светотени;

- Цвет и колорит картины;

- Позы и жесты героев;

- Формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение дпи, добиться из образной и эмоциональной выразительности.

Композиция – не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш. Это и определенное созвучное душе художника, и требование времени, пластическая форма выражения.

Способы выполнения декоративного натюрморта

1. Изменение размеров предметов, если это необходимо для большей выразительности;

2. Изменение количества предметов, то есть выбор наиболее интересных, выразительных и значимых;

3. Исключение второстепенных предметов для данного произведения;

4. Создание новой формы из нескольких уже существующих;

5. Дробление основной формы на части.

 

Предметы ДПИ можно разделить на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними:

  1. Такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.
  2. Предметы преимущественно декоративного назначения, допускающие гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.

К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые живут в архитектурной среде, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.

 

Особенности композиции ДПИ во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.

Дерево с древнейших времен используется в ДПИ, но вошло оно в жизнь человека прежде всего как строительный материал.

Древесина обладает удивительными свойствами. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Упругость и вязкость дерева хорошо удерживают гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делает его водонепроницаемым.

В конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию – утилитарную и эстетическую (резьба). Бревенчатые кронштейны, поддерживающие свес крыши над фронтоном, имеют конструктивно-логичную форму упругого силуэта, раскрывающую тяжесть несомой нагрузки.

Особенность композиционно-художественного оформления предмета через его конструкцию и материал наглядно проявляется и в мебели.

В конструктивно-декоративном решении изделий из дерева используются различные композиционные приемы. Например, композиция росписи или резьбы на дверце шкафа, как правило, симметрична с ясно выраженным центром и периферией. На предметах, сделанных из одного куска дерева, композиция росписи или неглубокой резьбы может подчеркивать целостность формы, связь конструкции и декора.

Текстура, цвет, фактура – эти свойства дерева можно назвать в полной мере художественными, значит – влияющими на композиционное решение. Вместе с тем художественные качества дерева, связанные с природным происхождением, во многом зависят от характера распила. Так, распил к центру кряжа по радиусу или диаметру дает спокойный рисунок годичных слоев. Распил по хорде выявляет более сложную конфигурацию текстуры. Совершенно неожиданные рисунки образуют полуторцовые и торцовые срезы.

Рисунок текстуры и цвет древесины можно усилить или ослабить с помощью различных протрав, красителей, лаков и других способов отделки.

Композиция декоративной скульптуры должна вписываться в натуральный кусок дерева целиком, без приклейки деталей, нарушающих ритмический узор годовых колец. В декоративной скульптуре действует закон цельности.

Керамика позволяет свободнее распоряжаться лепкой, детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения. Закономерности же композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах.

Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.

В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким.

В ажурной резьбе по кости не рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию, противоречат закону цельности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа.

Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле, в изготовлении всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металла, как и дерева, является его цвет. При создании произведений ДПИ металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом м др.

В художественной обработке металла действует главная закономерность ДПИ – согласованность эстетического с утилитарным.

Искусство стекла, будучи одним из видов ДПИ, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Радикальное обновление композиционных форм – не частое явление в искусстве стекла. И это связано со сложностью технологии производства стекла.

Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу представляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические и бытовые сюжеты, сказка, былина, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится на законах композиции, общих для изобразительного искусства.

Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с эти компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. Исходя из особенностей формы расписываемого предмета, применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы миниатюры, как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает цельность композиции.

В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.

Палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия из папье-маше. Однако закон цельности при этом сохраняется: существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение жизни во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блика, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.

Мстерская миниатюра напротив представляет собой композиционно цельное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента.

В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в Палехе. Но мастера Холуя на пользуются широко известной палешанской золотой шраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактованный более декоративно, с контрастами света и тени.

Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображением цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона,



2019-07-03 565 Обсуждений (0)
Основные средства композиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные средства композиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)