АВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ.
Третий из основополагающих законов композиции – равновесие.
Если посмотреть на картину сквозь ресницы, мы увидим пятна, отличающиеся по тону и цвету. Как измерить их вес? Только интуитивно.
Например, черное пятно на желтом фоне будет активнее белого, а если оно на темно-синем фоне, то белый перевесит черный.
Все наверно пробовали качаться на качели, работающей по принципу доски, перекинутой через бревно – когда ваш друг опускается вниз, вы поднимаетесь вверх, а потом наоборот. Когда я гуляла со своим трехлетним ребенком, мне приходилось садиться ближе к центру качели, чтобы мы с ним друг друга уравновесили.
Есть произведения, в которых очень много деталей. В них равновесие достигается за счет расположения больших тональных пятен.
Уравновесить композицию так же важно, как сделать ее цельной. Равновесие зависит от размера, цвета, тона и расположения пятен. Наиболее активные, подвижные элементы кажутся нам тяжелыми. Художники достигают равновесия, устанавливая баланс между различными частями композиции.
Композиционное равновесие. Важным свойством композиции является ее равновесие. Равновесие — такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра (центр — понятие условное). Равновесие может достигаться одинаковостью правых и левых частей формы, основанной на симметрии, а также более сложным способом. Сущность его заключается в том, что уравновешиваемые элементы композиции или группы их получают такую форму и обработку, что их выразительность выравнивается. Так, элемент небольшой площади, темной, глухой окраски может быть уравновешен другим — большой площади, светлой окраски и с наличием мелких деталей. Этот прием лежит в основе равновесия предметов с внутренней асимметрией. В ней отдельные элементы, имеющие свое композиционное построение (оси, ритм, центр), уравновешивают друг друга таким образом, что общее целое получается зрительно устойчивым и статичным. Композиционное равновесие не обязательно соответствует лишь глубокой статической устойчивой неподвижности. Оно может быть и динамичным, где внутренняя динамика или движение частей может создавать и впечатление неустойчивости, но не выходящей за рамки целого, и обязательно остановлено деталями, которые успокаивают внутреннее движение и не дают деталям вырваться за рамки композиционного пространства. Композиции могут быть также статические, т. е. такие, где нет внутреннего движения. Как правило, впечатление устойчивости создается использованием совершенных геометрических фигур — равносторонних и равнобедренных треугольников, квадратов, арок, трапеций, а в объемных композициях — кубов, пирамид, прямых призм. Эллипс, круг, шар, лежащий цилиндр придают композиции динамику, так как эти формы неустойчивы. Статичность и динамичность формы. Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило наличие статичной и динамичной композиции. Для статичной композиции характерны закономерности симметрии и метрического строя, для динамичной — асимметрия и ритм. В динамичной композиции всегда присутствует главное направление движения — ось. Лишь вдоль нее может развиваться динамика движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных направлениях.
93. Цвет как средство композиции.
Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает, одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов. В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется "вес" цветовых масс. В композиции целесообразно иметь не более четырех основных цветов. Цвет несёт большую эмоциональную нагрузку. Следует отметить, что, также как и цвет, своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью обладает форма. Выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов - красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм -- квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. Треугольник - символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым. Круг -- символ постоянно подвижной духовности. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. Восприятие формы предметов, их композиционного строения характеризуются многими особенностями. В их числе значительное место занимает иллюзия оптического восприятия. Человеку свойственно восприятие иллюзии, они обусловлены особенностями оптического устройства зрительного аппарата и психологических процессов восприятия. Оптические иллюзии проявляются в кажущемся изменении размеров и конфигурации предметов. Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же красный цвет на зеленом фоне смотрится ярко и четко, на оранжевом приглушенно. Теплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в теплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные - меньше. На светлом фоне все цвета темнеют, а на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное. Цвет тесно связан с такими средствами композиции, как пропорция, масштаб, нюанс, контраст. Особенно велика роль цвета для достижения образности формы изделия, то есть он помогает раскрыть сущность вещи, обострить или ослабить характер формы. Выразительность является воздействующей силой композиции. Основу выразительности составляют контрасты. Без них невозможно воспринимать формы, предметы. Целостность же приводит многочисленные контрасты композиции в такой порядок, при котором предметы воспринимаются в определенном «ранжире» с учетом замысла художника. Идеальная цветовая схема: гармоничная основа с разумным добавлением контрастных элементов. Колорит - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Верность колорита определяется соответствием идее, замыслу и функциям произведения, законам гармонии, особенностям вида искусства и материала. Цветовое решение композиции влияет на характер художественных образов произведения искусства. Образы могут быть радостные, грустные, лирические, интимные, героические, эпические и т. д. От замысла зависит характер цветовой гаммы, который может быть декоративным или живописным, теплым или холодным. На композицию влияет и степень колористической выразительности, ее завершенности в произведении. Цветовое решение композиции включает в себя задачи не только цветовые, но и тоновые. Например, в композиции важно, насколько светлы или темны те или иные цвета по отношению друг к другу, т.е. какова светосила того или иного цвета. Верность натуралистического колорита связана с понятиями обусловленного цвета и константности восприятия. Верность натуралистического колорита определяется взаимосвязанностью светотеневых и цветовых отношений - пропорциональных или контрастных. И в натуре, и в живописи соседствующие тона придают друг другу новое качество. Поэтому каждый тон в живописи верен не сам по себе, а только по отношению к системе остальных цветов, которая должна быть пропорциональна натуре. Обусловленный цвет - предметный цвет, измененный под влиянием условий среды. Константность восприятия - привычка воспринимать предметный цвет в неизмененном качестве, недооценивая влияние среды, одновременный контраст, рефлексы, освещение. Натуралистический колорит основан на стремлении к полноте и верности цветовой картины мира - пространства, света и тени, материальности предмета и его отношений со средой (для этой цели служат тон, рефлекс, валер, единство цвета и светотени). Валер (фр. valeur - ценность, достоинство) - особое, высокое качество цветового тона, тонкость и мягкость цветовых отношений и переходов, усиливающее ощущение глубины пространства и взаимодействия предметов в световоздушной среде, но не в ущерб материальности. Гамма (гр.) - ряд взаимосвязанных цветовых тонов с одним доминирующим оттенком. Локальный цвет (фр. local - местный) - основной и неизменный цвет окраски предмета или абстрактное цветовое пятно. Локальный цвет, передающий объем, варьируется по светосиле, но лишен важнейших цветовых оттенков, возникающих под воздействием освещения, среды, рефлексов. Сегодня под живописью локальным цветом часто понимают живопись, в которой предмет характеризуется однородным цветовым пятном, иногда лишь слегка измененным разной плотностью кладки. Локальный цвет может в таком понимании и не передавать предметного цвета как характерного признака предмета. Еще один способ преодолеть натуралистическую повествовательность колорита - придать цвету многозначный смысл. Ассоциация - психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях. Каждый предмет непроизвольно вызывает в нашем сознании определенные ассоциации с другими предметами, событиями, качествами, в том числе изобретательными. Бразильский карнавал ассоциируется с яркими красками, блеском, динамикой - это те качества, которые закрепляются в зрительной памяти после наблюдения. При этом цветовые ассоциации яркого праздника и научного механизированного сражения во многом схожи. В случае абстрактной композиции без знания названия нелегко дать верное толкование. Адекватность восприятия - разговор на понятном языке. Работая в жанре ассоциативной композиции, художник рассчитывает на людей своего круга, на коллективного зрителя, который солидарен с ним в оценке предмета или явления, послужившего основой. Художественная выразительность ассоциативной композиции, состоящей из абстрактного набора цветовых пятен, в еще большей мере зависима от адекватности восприятия автора и зрителя. О цветовой композиции картины необходимо говорить, если цветовой строй образно активен, если нельзя, например, ослабить светлое пятно без повреждения смысла, нельзя взять цвета более дробно без ущерба для смысла (выразительности), нужной акцентировки главного, если нельзя преобладание теплых заменить преобладанием холодных, смягчить или усилить контрасты без ущерба для смысла. Но есть картины, в которых цвет присутствует лишь потому, что любое пятно, предмет, даже линия, план имеют цвет и наносятся краской. Конечно, в таких картинах не использовано важное для живописи средство выражения, но они по-своему прекрасны и содержательны. Об авторах таких картин мы говорим - „не колористы". Искать цветовую композицию здесь бессмысленно. Единство цветов находится в пределах „непротиворечивости", расцвечивающего сопровождения.
94. Форма как средство композиции.
Статичность и динамичность формы. Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило наличие статичной и динамичной композиции. Для статичной композиции характерны закономерности симметрии и метрического строя, для динамичной — асимметрия и ритм. В динамичной композиции всегда присутствует главное направление движения — ось. Лишь вдоль нее может развиваться динамика движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных направлениях. Приемы композиционного формообразования. Приемы композиции сами по себе не имеют абсолютной эстетической ценности. Средства композиции еще в древности служили не поверхностному украшению, а организации материала в произведении, построению целесообразной, прочной, удобной формы. Композиция изделия — это художественно-выразительная система их формы и декора, обеспечивающая эстетически воспринимаемое правомерное размещение всех частей и элементов (объемов, поверхностей, линий, цветов). Если дизайнер пытается использовать один и тот же композиционный прием в проектировании различных по назначению изделий, то его непременно постигнет творческая неудача. Форма изделия должна отражать его назначение, конструктивную основу и технологию производства. Носителями композиционных закономерностей являются: объемность, пространственность, прочность, массивность, плотность. Работа над гармонизацией формы ведется после уточнения конструктивной схемы изделия, выбора материалов, установления функциональных размеров и эргономических требований. С самого начала работы над формой дизайнер выявляет идею композиции, т. е. тот композиционный прием, который будет положен в основу, а затем последовательно развит. Пропорции и пропорционирование. Пропорция, масштаб, контраст, нюанс представляют собой следующую качественную ступень закономерной организации формы и характеризуют эстетические достоинства формы. Под пропорциями форм понимают гармонические соотношения размеров частей, сторон, площадей и т. д. Пропорции определяют соотношение деталей между собой и предметом в целом. При определении пропорций границами отсчета являются места перелома формы, если она решается на основе светотени, либо линии стыков деталей, если плоскостная композиция строится на основе контраста составляющих частей. Размерные отношения между элементами формы, т. е. пропорциональность между частями и целым, служат важной основой, на которой строится вся композиция. Форма элементов интерьера, в большинстве случаев, представляет собой простые геометрические фигуры. Для композиции элементов интерьера очень важно иметь выразительное соотношение длины и ширины, особенно если они повторяются неоднократно. При поиске соотношений длины и ширины элементов интерьера за исходную фигуру может быть принят квадрат. Но квадратная форма слабовыразительна, в ней нет контраста. Более выразительная форма — прямоугольник. Его можно строить на основе квадрата и получать различные соотношения длины и ширины. Рассматривая практику пропорционирования, следует отметить метод построения прямоугольников со сложным соотношением сторон. Наиболее распространена и популярна пропорция или метод «олотого сечения» Метод «золотого сечения» («золотая пропорция», гармоническое деление) это деление отрезка АС на две части таким образом, чтобы большая его часть АВ относилась к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ, т. е. АВ : ВС = АС : АВ.
Следует заметить, что пропорциональные отношения являются важным средством композиции, влияя на соподчинение элементов формы, ее динамичность или статичность, зрительную устойчивость. Пластика формы. Пластичность, или скульптурность,— свойство любой формы. И то, как «вылеплена» эта форма, может оказать решающее влияние на облик предмета. Поэтому, сохраняя одну и ту же объемно-пространственную структуру, мы имеем еще много возможностей видоизменять, варьировать эту внешнюю форму. Мобильный телефон, например, может быть и круглым, и состоящим из плоскостей, «аморфным» и «кристаллическим» — и это при совершенно одинаковом его внутреннем устройстве. Пластика характеризует особенности объемно-пространственной структуры, определяет ее рельефность, насыщенность тенями и светом, форму перехода образующих поверхностей и линий. Пластичная форма имеет мягкие, плавные переходы образующих линий. Грани у такой формы заовалены или скруглены. Форма, у которой нет пластичности, резкая, рубленая, аскетичная. Пластика связана и с тенями. У сложной формы часть поверхностей или элементов находится в зоне глубоких теней и контрастирует с освещенными, придавая объему графическую выразительность Пластика формы и тенесветовая структура имеют особенно важное значение при достижении цельности малых и миниатюрных форм.
95. Фактура как средство композиции.
Фактура — это свойства поверхности. Естественно, речь идёт о поверхности вполне конкретных объектов. Т.е. фактура — это собирательное название всех тех особенностей, которыми обладает поверхность любого объекта. Шершавая, гладкая, мягкая, пушистая, колючая, лоснящаяся, глянцевая, матовая, бугристая и т. Д Все предметы состоят из вполне конкретных материалов: металл, пластмасса, дерево, резина. Естественно, каждый материал заранее обладает теми или иными свойствами. Так, металл может вызывать следующие ассоциации: жёсткий, холодный, блестящий. Дерево — это более мягкий, тёплый, поддающийся обработке материал, у дерева, как правило, есть рисунок. Таким образом, у каждого материала есть некий набор основных характеристик, по которым его можно легко дифференцировать Помимо того, что у материалов есть изначальные свойства, они могут значительно отличаться обработкой. Здесь можно выделить две большие группы. Первая — визуальные свойства, т.е. те, которые мы воспринимаем зрением. И вторая группа — тактильные, т.е. такие, которые мы ощущаем прикосновением. Интересно то, что на снимке можно передать и те и другие, просто со второй группой немного сложнее.-
Все видимые характеристики фактуры так или иначе связаны со светом, с тем, как свет отражается или не отражается от поверхности. Первые два определения, которые мы можем дать поверхности, это материал и то, как он отражает свет. Т.е. блестящая пластмасса, матовое стекло, глянцевая бумага и .т. д. Также мы можем определить способ обработки. Поверхность может быть шершавая, отшлифованная, отполированная, покрытая лаком, неровная с рваными краями, мятая и разглаженная и т. Д
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |