Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды декоративно-прикладного искусства



2019-07-03 352 Обсуждений (0)
Виды декоративно-прикладного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




· аппликация - пособ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.

· Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

· Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.

· Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.

 

Золотое шитье первоначально для драгоценной вышивки применялось волочёное золото. В X-XI веках его сменяют пряденые нити из позолочённой серебряной ленты, скрученной на льняную или шёлковую основу. Вышивка такими нитями получила название золотной. В ней также использовалась бить – плоская металическая полоса, канитель – тонкая проволочка, свитая в спираль, и плетёный золотный шнур.

  • Лоскутное шитьё, лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
  • Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
  • Цветоделие — изготовление женских украшений из ткани в виде цветов.

· Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.

· Ковроткачество — производство ковров.

· Выжигание — на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.

  • Выжигание по дереву.
  • Выжигание по ткани (гильоширование) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
  • Горячее тиснение — технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.
  • Обработка древесины кислотами.

· Художественная резьба — один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.

  • Резьба по камню — процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и так далее.
  • Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.
  • Резьба по дереву.

· Картины из соломки.

· Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.

· Декупаж — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

· Лепка, скульптура, керамическая флористика — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.

· Мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

· Плетение — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.

  • Бамбукоплетение — плетение из бамбука.
  • Берёста — плетение из верхней коры берёзы.
  • Бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
  • Корзиноплетение.
  • Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.
  • Макраме — техника узелкового плетения.
  • Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.
  • Циновка — плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.

· Поделки из спичек и палочек.

· Роспись:

  • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
  • Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
  • Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.
  • Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.
  • Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.
  • Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
  • Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.
  • Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
    • Холодный батик — техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.
    • Горячий батик — узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.

· Скрапбукинг — оформление фотоальбомов.

· Фигура-обманка.

· Художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.

· Топиарий — искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.

 

 

99. Функции и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

ДПИ народов, в частности справедливо рассматриваются ныне не как отживающие свое время предметы ведения хозяйства, а как полифункциональные, конституирующие одновременно менталитет (по Л. Февру) и утилитарное пользование, как красивые, мастерски и сообразно назначению выполненные вещи, в которых проявились народные таланты и художественная культура, технология и самосознание этноса, личность автора и общественная норма. ДПИ никогда не ограничивало свои функции только утилитарно-оформительскими (декоративными). Какую бы сторону жизни славянских племени ни рассматривать, везде можно увидеть два взаимовлияния: жизни на искусство и искусства на жизнь. В этом «вдыхании и выдыхании» искусства ощутимо прослеживаются ритм мышления народа, его магичность и «пралогичность», мировоззрение и система межличностных отношений, воспитательные устои и этические приоритеты. То, каким образом эти прошедшие горнило художественного осмысления знаки воздействуют на становящееся поколение этнической общности, и составляет объект нашего исследования.

 

Возможно, важнее этих, сугубо практических и утилитарных функций были информативные и магические функции ДПИ. Красочно и художественно, с большой выдумкой изготавливались одежда, обувь. Информативную (идентификационную) функцию несли элементы цветового оформления и орнамент, который был широко распространен. Узорами украшали одежду, обувь, головные уборы, пояса, игольницы, подушки, сумки, коробки, кузова, колыбели. Орнамент славян, как и любой другой этнический графемный язык, отличался богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построения. Поэтому орнаментация предметов, как, впрочем, и все ДПИ в целом, должна восприниматься нами не как причудливая фантазия мастера, а как важная часть народной культуры, как средство выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории.

 

Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ярко выраженной для стороннего наблюдателя, но ее обстоятельность и регулярность, безусловно, заметны.

 

Будучи языком общности, ДПИ несет в себе идеи, объединяющие народ в единое целое, общий знак, который консолидирует духовные силы ханты и их способы самосознания и выражения веры в лучшее будущее, признаки которой легко обнаруживаются у детей.

 

 

Одно ясно, только практическими, утилитарными функциями оно не ограничивается: когда-то давно изделия ДПИ несли в себе функцию «оберега» и обойтись без них не мог ни один человек.

Кроме того, что украшения прекрасны и изумительны, они выражают национальную, родовую и этническую принадлежность, а раньше несли еще и идентификационно личностную определенность их владельцев.

 

 

Не всегда роль и функции ДПИ (просветительские, обрядовые, эстетические и др.) четко осознаются, но они стабильно содержатся в любом предмете искусства, в проявлениях поведения и мышления. ДПИ понимают, ценят, пользуются его результатами все члены данного сообщества, и не будет преувеличением сказать, что и занимаются им многие. Отношение к ДПИ может служить мерой самосознания народа как содержащее ментальную цельность и выражающееся в знаково-символическом «послании» для других и для себя.

 

100.Связь декоративно-прикладного искусства с другими видами искусств.

 

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и инте­рьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художе­ственное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произве­дений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.

 

101.История возникновения и развития ручной росписи тканей.

Искусство росписи ткани имеет большую историю. Скорее всего, с появлением ткани сразу было положено начало для возникновения искусства ее росписи. Это открыло большие возможности для творческого самовыражения человека. Ведь нет искусств, похожих по способу воплощения на роспись ткани.

Искусство росписи ткани появилось так же давно, как и сами ткани. В разных местах сложились несхожие между собой традиционные методы росписи. Древнейшим способом украшения тканей является использование разогретого воска, парафина, смолы или других подобных веществ. Техника резервирования была известна во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани III-VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне. Фрагмент древнейшей расписанной индийской ткани VIII века был найден в Центральной Азии. Роспись с помощью воска распространена на юге Индии. В последние несколько десятилетий батик начал развиваться и в других районах страны.

Процесс «рисования с помощью воска» называют батиком. Мировая слава индонезийского батика - результат соединения уникальной техники и художественного совершенства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней. Их насчитывают более десяти тысяч

Через Голландию в конце XIX - начале XX века индонезийский батик стал известен в Европе (по другой версии восковой батик был знаком европейцам уже с XVII века.). Но отношение к нему было довольно пренебрежительное. На взгляд европейца, эти изделия казались «мало изящными и антихудожественными», хотя их «характерность» все же была оценена. Известно, что во Франции производились набивные ткани по рецептам индийского воскового батика. Это называлось «фарфоровым печатанием».

Монополия Франции закончилась в 80-х годах XVII века, когда секреты крашения стали известны и в других странах. В конце XIX века в Европе различными способами расписывали веера, ладанки, экраны, панно, обивки.

 

102.Батик как вид декоративно прикладного искусства.

Слово batik (малайск. batek) производят от малайско-индонезийского слова titik (titek) – точка, капля. Это единственное, что известно о термине достоверно. Слово «батик» в Индонезии появилось довольно поздно, возможно, после XVI века. Со временем и сам процесс создания рисунка с помощью расплавленного воска и готовую ткань стали называть батиком. Тот же термин в наше время перешел и на набивную фабричную ткань, и на сделанную с помощью современной цифровой печати (принт).

Слово «батик» стало в Индонезии синонимом ткани с рисунком. Кроме того, приемы резервирования воском используют на любых поверхностях. Например, в Малайзии, Индонезии это делают на ткани, бумаге, дереве, бамбуке, кокосе, коже, меди, стекле, зеркале, керамике. И всё это называют батиком. Формально можно считать, что батиком следует называть только традиционную технику создания рисунка на ткани с помощью воска или подобных составов.

Древнейший способ украшения тканей путем резервирования узора разогретым воском, парафином, смолой или другими веществами был известен во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани изо льна и шерсти III–VIII веков с белым рисунком на синем и красном фоне.

В Японии, Шри-Ланке, Перу, Иране, Армении, Азербайджане, африканских странах также бытовали приемы горячего батика.

В 1960-е годы, видимо, под влиянием европейской и американской культуры в Индонезии стали создавать батик-картины, панно, занавесы с сюжетами, близкими западной живописи и непривычными для традиционного батика: пейзажами, фигурами людей, бытовыми сценами, абстрактными композициями. Со временем ткани стали использовать для кроеной одежды, мебели и других целей. Ткани, созданные по традиционной технологии дороги, и производство их не рентабельно. Поэтому древняя сложная длительная технология создания батика сейчас сохраняется лишь в отдельных мастерских. Обычно используется упрощенный вариант, а чаще – штамп. Сегодня, когда батик на островах делают повсеместно, можно встретить и современные приемы, подобные нашему горячему батику. Колонизация Индонезии и Индии способствовала развитию батика и его проникновению в Европу.

Европейский (и, в том числе, наш) способ работы с воском имеет очень отдаленное отношение к традиционному батику.

Вновь появился горячий батик уже в советское время – в 1930 году, когда в Ленинграде в «Товариществе художников» была создана первая мастерская по росписи тканей. В отличие от известной в то время набивки, горячий батик назвали «новым методом росписи». Упростив его, расписывали косынки, шарфы, шали.

Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно. Поэтому появился иной, более доступный способ работы – холодный резерв, который наносят стеклянной трубочкой. Он имитировал горячий батик.

В 60-е годы перешли на стеклянные трубочки и холодный резерв. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 1970-е –80-е годы. С конца 1930-х и до конца 1990-х годов все наши учебные пособия, называвшиеся «Роспись тканей» описывали, главным образом, эти две техники. Таким образом, понятие «батик» стало синонимом «росписи тканей».

 

103.Набойка: роль и место в теории искусствоведения.

 

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи.



2019-07-03 352 Обсуждений (0)
Виды декоративно-прикладного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды декоративно-прикладного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)