Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управленческий аспект профилактики наркотизации



2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Управленческий аспект профилактики наркотизации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методология предупреждения наркотизации должна быть разработана с учётом реальных существующих местных условий, и, одновременно отвечать условиям универсальности - конечной целью разработки подобной методологии является социальная технология профилактики наркотизации, приводящая к улучшению наркотической ситуации (в стране или конкретном регионе).

Потребность в социальных технологиях возникает тогда, когда появляется необходимость управлять социальными процессами (латентным процессом распространения наркотизации, управлять профилактическими программами), а также выбирать и использовать наиболее рациональные с точки зрения эффективности действия. Социальная технология это стандартизация массовой деятельности, дающая возможность оптимизировать соотношение "ресурсы - эффект" [54, с.102-103]. Социальная технология представляет собой совокупность средств, позволяющих диагностировать социальный процесс или явление (в нашем случае это мониторинг распространения наркотизации среди молодёжи), скорректировать поведение социального объекта, выработать механизмы разрешения существующих противоречий, определить алгоритм решения социальной задачи. Социальная технология позволяет расчленить процесс на элементарные процедуры и операции с последующей их координацией и синхронизацией. Исходным этапом является социальное проектирование - это формирование образа будущего объекта и вычисление принципиальной возможности его достижения. Социальная технология определяет способы его достижения, а социально-инженерная деятельность трансформирует социально-научное знание непосредственно в практическую, преобразующую деятельность. Объектом такой деятельности являются те состояния общественных явлений и процессов, которые планируется достичь.

По направленности деятельности, характеру воздействия на социальные системы, обычно выделяют четыре типа социальных технологий:

технологии формирования социальных систем (формирующие технологии).

функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов, задающие определённые границы социальных процессов (сдерживающие технологии).

технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем (стимулирующие технологии).

технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, направленные на подрыв и устранение негативных процессов (деструктивные технологии).

Актуальной задачей для решения проблемы является разработка социальной технологии профилактики наркотизации, с целью оптимизации существующей системы профилактики наркотизации.

Интерпретация профилактики как социальной технологии позволяет выделить четыре этапа деятельности.

Первый этап, как показано на рисунке 4, охватывает процедуры оценки существующей наркотической ситуации, в т. ч. определение круга социальных показателей наркотизации, маркетинг профилактической программы (определение целевых групп профилактики, определение потребности населения в профилактике, приоритетных каналов информации для её проведения, социальных институтов которые необходимо с этой целью задействовать), определение ресурсов, которые могут быть задействованы в профилактической программе, целевое ориентирование превентивной программы и начало "сквозного" мониторинга наркотической ситуации, продолжающегося на всех этапах технологии.

 

Рисунок 4 - 1 этап социальной технологии профилактики наркотизации

 

Второй этап включает процедуры коррекции ситуации, деятельность агентов профилактики направлена как на снижение спроса, так и на снижение предложения.

 

Разрабатываются, осуществляются конкретные программы профилактики.

 

Рисунок 5 - 2 этап социальной технологии профилактики наркотизации

 

Третий этап сводится к координации профилактических воздействий осуществляемой двояко: с одной стороны централизованное государственное управление, с другой стороны общественные инициативы. Наиболее целесообразно осуществлять координацию превентивной деятельности в рамках единого регионального координационного центра по профилактике наркотизации.


Рисунок 6 - 3 этап социальной технологии профилактики наркотизации

 

Четвертый этап, показан на рисунке 7, выполняет контрольную функцию по отношению к эффективности самой технологии профилактики наркотизации.

 

Рисунок 7 - 4 этап социальной технологии профилактики наркотизации

 

Для построения программы социальной технологии профилактики наркотизации необходимо использовать социальные показатели наркотизации - это такие качественно-количественные характеристики объекта, которые отражают меру приближения объекта к необходимому нормальному состоянию. [55, с. 197] Иными словами, для осуществления профилактики необходима методически правильно проведённая оценка существующей практики и потребностей или нужд в конкретном регионе, причём следует использовать как имеющиеся сведения (медицинскую и криминальную статистику, данные проведённых ранее исследований), так и проводить свои специальные исследования.

Профилактические программы нельзя ни начинать, ни проводить, ни оценивать без мониторинга показателей наркотической ситуации, а также показателей, более быстро возникающих в процессе реализации такой программы.

Так как население является не только объектом профилактической работы, но и субъектом, его необходимо активно вовлекать в этот процесс. С этой целью должен проводиться научно обоснованный маркетинг профилактической программы (определение потребности населения в профилактике, приоритетных каналов информации для её проведения, социальных институтов которые необходимо с этой целью задействовать). Определяться должны также "мишени" профилактики - социальные группы, в отношении которых должен осуществляться дифференцированный методологический подход, а именно:

"потенциальные потребители" наркотиков (главным образом школьники младших и средних классов), требующие, в силу своего возраста, мер исключительно первичной профилактики.

"эпизодические и случайные потребители" наркотиков, так как эту группу, требующую вторичной профилактики, практически невозможно изолировать от тех, кто воздерживается от употребления наркотиков, в отношении них следует проводить меры смешанного характера.

группы населения, которые выполняют по отношению к потенциальным потребителям функции обучения и контроля, т.е. в первую очередь родителей, учителей, врачей. Эти группы нуждаются в восполнении информационных пустот либо в замене сформированных ранее стереотипов на достоверную информацию об аддиктивных веществах. Также эта группа требует обучения хотя бы элементарным навыкам профилактики.

"регулярные потребители" с полностью сформировавшейся наркоманией и близкие им люди (родители, друзья и т.д.). Эта группа требует, кроме лечебного вмешательства, мер реабилитации, ресоциализации и адаптации.

Важной частью оценки наркотической ситуации является определение ресурсов, которые могут быть использованы в проведении антинаркотических профилактических программ. Необходимо определять: кто из возможных партнёров и сколько ресурсов может затратить на профилактику наркотизации.

Социальные воздействия, лежащие в основе социальных технологий, по их направленности можно разделить на: целевое ориентирование, которое обеспечивает упорядочивание деятельности за счёт придания ей цели; изменение цели деятельности; изменение формы; изменение масштабов; изменение темпов или изменение интенсивности деятельности [56, с.212]. Безусловно, социальная технология представляет собой формализацию деятельности, предполагающей существование процедур, которые должны быть выполнены субъектом, но при этом формализация имеет и содержательный смысл, который должен быть субъектом понят в форме цели деятельности. Цель деятельности может быть понята в четырёх основных смыслах: как назначение деятельности в некоторой социальной системе, как желаемый или предполагаемый её результат, как проект деятельности, обеспечивающий достижение некоторого результата и как субъективный смысл деятельности, интерес, потребность, мотив для конкретного субъекта. [57, с.245]

Можно выделить реальные и идеальные цели (с точки зрения их достижимости). Идеальной целью будет полное искоренение наркотизации, полное воздержание населения от употребления аддиктивных веществ, т. н. полная абстиненция. Такая цель, к сожалению не достижима. И, поскольку желаемым социальным состоянием полное воздержание от употребления аддиктивных веществ никак быть не может, реальной целью социальной технологии профилактики наркотизации будет являться снижение наркотизации и связанных с ним проблем.

Поскольку цель является предвосхищаемым результатом, отражением должного положения вещей и, одновременно, способом деятельности, можно использовать принятую в мире классификацию целей профилактики наркотизации на снижение предложения и снижение спроса [58, с.48-53].

Превентивная деятельность в рамках социальной технологии профилактики наркотизации должна реализовывать оба типа целей. Оба эти типа целей являются взаимодополняемыми. Снижением предложения должны заниматься законодательные и правоохранительные органы, ни в коем случае не ослабляя запретов. История имеет достаточно примеров негативных последствий легализации аддиктивных веществ, да и социальный вред от легальных аддиктивных веществ - алкоголя и никотина, во много раз превосходит все негативные последствия от употребления наркотиков. Вместе с тем, должно происходить снижение спроса с привлечением всех доступных методов и агентов, но главным образом должны использоваться образовательные методы, формирующие потребность в здоровом образе жизни. Особую эффективность, наряду со школьными образовательными программами, в нашей стране и за рубежом показали СМИ, особенно при проведении антиникотиновых программ, а в последнее время и глобальная сеть Интернет [59, с.32]. Причём следует учитывать, что искажение и изъятие информации является наименее успешной тактикой. Кроме того, перестройка образования (на уровне институтов, университетов, факультетов усовершенствования специалистов и др.) необходима и для улучшения работы уже вовлечённых в профилактическую работу служб, как медицинского сектора, так и немедицинского - юридического, образовательного и т.д.

Органом, обеспечивающим координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является Антинаркотическая комиссия в субъекте Российской Федерации.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Государственным антинаркотическим комитетом, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных округов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

 

Рисунок 8 - Министерства и ведомства РТ, участвующие в антинаркотической деятельности

 

Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с Указом осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антинаркотической комиссии в Республике Татарстан, возложив на отдел координации антинаркотической работы Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан функции аппарата комиссии; подготавливает и вносит на рассмотрение антинаркотической комиссии в Республике Татарстан предложения по осуществлению органами исполнительной власти Республики Татарстан и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан в пределах своих полномочий противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактики наркотизации населения.

Главы муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан вносят на рассмотрение антинаркотической комиссии в Республике Татарстан предложения по осуществлению органами местного самоуправления в пределах своих полномочий противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактики наркотизации населения; обеспечивают исполнение решений антинаркотической комиссии в Республике Татарстан на территории соответствующего муниципального образования; рассматривают вопрос о создании антинаркотических комиссий в муниципальных образованиях.

Согласно Типовому регламенту антинаркотической комиссии в муниципальном образовании Республики Татарстан, утвержденному 30.10.2008 № 3 АНК, антинаркотическая комиссия в муниципальном образовании Республики Татарстан является органом, обеспечивающим координацию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В состав Комиссии входят глава (руководитель исполнительного комитета) муниципального образования, руководители органов управления здравоохранением, образованием, культурой, по делам молодежи и спорту, правоохранительных органов. При необходимости в ее состав могут быть включены представители средств массовой информации, общественных и религиозных организаций.

Антинаркотическая комиссия утвердила решение от 30.10.2008 № 3 АНК о проведении конкурса антинаркотических профилактических проектов среди муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в 2009 году. Участники конкурса - муниципальные районы и городские округа Республики Татарстан.

Основой планирования государственной антинаркотической работы, выработки эффективных управленческих решений по противодействию зло-употреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту является мониторинг наркоситуации. С этой целью было принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.08.2008 № 612 "Об организации мониторинга профилактики наркотизации населения на территории Республики Татарстан", определило перечень, порядок и сроки представления информации.

Мониторинг наркотической обстановки в Республике Татарстан - государственная система организационных, технических, социальных, медицинских, педагогических, научных, социологических исследований и иных мероприятий, направленных на осуществление наблюдения, анализа, оценки и прогноза развития наркотической обстановки в Республике Татарстан, определения причинно-следственных связей между уровнем наркотизации населения и воздействием факторов, оказывающих влияние на его формирование, а также на обоснование первоочередных мероприятий в области противодействия распространению наркомании.

Информационная база мониторинга формируется на основе статистических данных и информационно-аналитических документов, представленных участниками мониторинга; данных социологических исследований; нормативно-правовых актов, публикаций в средствах массовой информации, методической, справочной и иной информации по вопросам наркомании.

Мониторинг на территории Республики Татарстан проводится Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.

Основной целью мониторинга является получение наиболее полной информации о динамике наркотической обстановки в Республике Татарстан для обоснования и разработки приоритетных направлений государственной политики в области противодействия распространению наркомании.

Для достижения поставленной цели в рамках мониторинга решаются следующие задачи:

формирование информационной базы мониторинга;

обеспечение непрерывного наблюдения за показателями состояния и развития наркотизации среди различных слоев населения;

выявление причинно-следственных связей между состоянием наркотизации населения и факторами, оказывающими влияние на ее формирование;

прогнозирование изменения состояния наркотизации населения на основе анализа показателей динамики наркотической обстановки и факторов, оказывающих влияние на ее формирование;

обеспечение межведомственной координации при подготовке участниками мониторинга предложений по совершенствованию деятельности в области противодействия распространению наркомании;

обеспечение органов государственной власти Республики Татарстан и участников мониторинга объективной информацией о динамике наркотической обстановки в Республике Татарстан для проведения целенаправленных мероприятий в области противодействия распространению наркомании.




2019-07-03 229 Обсуждений (0)
Управленческий аспект профилактики наркотизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управленческий аспект профилактики наркотизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)