Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЯСКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ 21



2019-07-03 2766 Обсуждений (0)
МЯСКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ 21 4.67 из 5.00 3 оценки




МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

ПЛАН

1. Культурное наследие

2. Расцвет музыкальной культуры

3. Русский музыкальный реализм. Весна священная.

4. Сложные процессы обновления. Позднее творчество Скрябина.

5. Деятельность Пролеткульта. Самодеятельность

6. РАПМ достижения

7. РАПМ негативные стороны

8. Положительная сторона АСМ

9. Ошибки АСМ

 

КОНСПЕКТ

К началу ХХ века Россия располагала музыкально-культурным наследием, известным по всему миру. Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин. Система учреждений и институтов, обеспечивающее нормальное функционирование музыки различных жанров в жизни общества. Музыкальное образование – консерватории Москва, Питер, Киев.

Расцвет балетной и оперной культуры, высокий уровень исполнителей и дирижеров. Сложился русский симфонизм, композиторы заявили о себе во всех жанрах творчества. Сформировались самостоятельные композиторские школы в Прибалтике, на Украине, в Закавказье, появились классики национальной музыки (Лысенко – Украина, Спендиаров – Армения, Гаджибеков – Азербайджан).

Русский музыкальный реализм занимал важные позиции в дореволюционной России, приобрел романтическую окраску (Рахманинов, частично Скрябин). Ожидание новых свершений отражается в раннем творчестве Стравинского и Прокофьева. «Весна священная» мощно повлияла на мышление композиторов ХХ века, возвестила наступление новой эры – эмансипация диссонанса, энергия акцентного, нерегулярного ритма, мелос тембровых комплексов.

Но и другие направления, в которых разрыв с прежней традицией происходил путем ее радикального преобразования и перерождения также нашли место в русском творчестве. Позднее творчество Скрябина с его рафинированной утонченностью и опорой на многозвучные комплексы близко с исканиями мастеров новой венской школы атонального периода. Сложные процессы обновления привели к сосуществованию разных направлений и тенденций. Это определило послереволюционное развитие русской музыки, стало характерной чертой музыкального творчества ХХ века.

Пролеткульт. Новое искусство – отрицание прежнего. Музыка старой России не только отвергалась как классово чуждая, но и под сомнение была поставлена сама идея профессионализма художественного творчества. Пропаганда народной песни, хоровой культуры, музыки народных инструментов. Музыкальная самодеятельность обрела благодаря им организованные формы.

РАПМ – Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Подчеркивали роль музыки как мощного средства сплочения масс в классовых боях, ратовали за доступность музыки, ее демократичность. Возглавили работу над созданием революционного репертуара: массовая песня, хоровая, которая могла исполняться без музыкальной подготовки, хоровые и вокально-симфонические произведения. Признавалось творчество Бетховена, воспевавшего идею всеобщего объединения, братства; Мусоргского, воспевавшего не только страдания, но и противостояние власть имущим.

Отрицались многие жанры инструментальной, камерной музыки, что привело к принижению профессионального композиторского мастерства. Подвергали нападкам композиторов, не разделявших их суждения и оценки. Резко негативное отношение к Чайковскому – певец упадочных настроений российского дворянства, к старинной русской крестьянской песне, романсу, фольклору – возврат к крепостническому строю. Отношение к современной любой зарубежной музыке – резко негативное.

В оценке молодого советского искусства признавалось лишь то, что не выходило за пределы кружка («Нос» Шостаковича, его ранние балеты, балет «Стальной скок» Прокофьева). Деятельность РАПМ сильно тормозила развитие советской музыки.

АСМ – Ассоциация современной музыки. Состав неоднородный, не было единой платформы, которую бы поддерживало большинство музыкантов. Установки на радикальное обновление средств музыки в духе зарубежного авангарда. Проведение концертов со многими новинками советской и зарубежной музыки 20-х годов (Стравинский, Прокофьев, Мясковский, Барток, Берг, Онеггер). Понимание молодыми композиторами тенденций музыки, определение ими своего пути.

Непонимание связи музыки с жизнью общества, с его насущными проблемами. На первом плане технические музыкантские задачи, казалось что глубокое содержание приложится само собой. Многие композиторы во главе с Мясковским разорвали связь с АСМ.

 


 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЯСКОВСКОГО

ПЛАН

1. Автор 27 симфоний

2. Семья военного инженера

3. Ранняя смерть матери

4. Кадетский корпус и инженерное училище

5. Учителя

6. «Вечера современной музыки»

7. Московская консерватория и Прокофьев

8. ПМВ и Октябрьская революция

9. АСМ

10. Союз советских композиторов

11. Годы ВОВ

12. Симфонизм Мясковского (на примере 27 симфонии кратко)

 

КОНСПЕКТ

Николай Яковлевич Мясковский – советский композитор-симфонист, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший в 1908—1949 годах 27 симфоний.

Происходит из среды дворянской интеллигенции. Отец – военный инженер. В доме была большая библиотека, мать играла на рояле, отец пл оперную музыку, романсы, народные песни. Постоянные переезды. В 9 лет умерла мать. В семье тяжелая атмосфера – тетя, ухаживающая за детьми, была нервно больна, однако именно она обучила Мясковского игре на фортепиано.

Родители отдают учиться в кадетский корпус. Учителя музыки – пианист Стунеев, гармония – Казанли. Затем – инженерное училище. Гофман, Модзалевский, Сухаржевский – ориентация на «Могучую кучку». За полгода прошел курс гармонии с Глиэром, затем занимается контрапунктом, формой и оркестровкой с Крыжановским, что открывает ему мир «Вечеров современной музыки»

Тайно от начальства поступает вольнослушателем в консерваторию. По классу контрапункта и гармонии к Лядову, оркестровки – к Римскому-Корсакову. Немолодой молчаливый офицер знакомится с дерзким пятнадцатилетним Прокофьевым, установившиеся дружеские отношения не ослабевали на протяжении всей жизни обеих композиторов. Глазунов, поддерживал молодых композиторов материально и назначил Мясковскому стипендию, услышав его Первую симфонию.

Закончил консерваторию в 30 лет. В его раннем творчестве присутствуют типы лирико-драматического и жанрово-эпического симфонизма. Тематика сочинений (например симфонические поэмы по «Молчание» Э.По и «Аластор» Шелли) – субъективная обостренность и обособленность своего «я», острое желание раскрыть душевную жизнь. Часто чередовались тяжелые, трагические произведения со светлыми и легкими мелодиями, идиллически спокойными (5 и 6 симфонии).

В Первую мировую войну попал на австрийский фронт. После тяжелой контузии направляют на строительство морской крепости в Ревеле. Во время войны не прекращает писать, делает записи, отрывки, мелодии. В период февральской революции остается в своем батальоне, затем его переводят в Морской генштаб.

В это время погибает близкий фронтовой товарищ, тетя, отец. Отца растерзала толпа в деревне, увидев человека в царской генеральской шинели. Но от жизни страны Мясковский не отстраняется, отговаривает Прокофьева от переезда.

В 1921 году демобилизуется и работает в Московской консерватории как профессор композиции. Был участником АСМ. Помимо концертов – обсуждения и отбора сочинений. Интерес к современным творческим процессам сочетался с настоящим почитанием музыкальной классики. Поразительные знание музыкальной литературы и считал необходимыми такие знания для учащихся. Все редакционные издательства обращались к Мясковскому за консультациями, его слово было неоценимо. После выхода Мясковского из АСМ организация фактически распалась.

Композитор становится одним из организаторов «Нового творческого объединения», которое не успело проявить себя, так как возникло накануне 1932 года – года упразднения творческих групп и создания Союза советских композиторов, Мясковский входит в правление Союза. Начинается десятилетие наиболее плодотворной музыкально-общественной деятельности.

Сочиняет, посещает концерты, много читает, дает уроки, часто работает параллельно над несколькими произведениями (6 и 7, 13 и 14, 20 и 21 симфонии). Почти каждый год создано новое сочинение.

В годы ВОВ написано: 3 симфонии, 3 квартета, виолончельный коцерт, кантата «Киров с нами», песни, оркестровые и фортепианные пьесы. Место эвакуации – Нальчик, затем Тбилиси и Фрунзе. Мясковский слушает народных исполнителей, интересуется фольклорными экспедициями. Подлинные песни и танцы Кабардино-Балкарии использованы в 23 симфонии. В 1942 году возвращается в Москву и продолжает активную деятельность.

В 1948 году было выдвинуто обвинение в формализме. При всей твердости духа, отказе официально выразить свое отношение к директиве, этот факт его глубоко травмировал, уходя из жизни, в полубреду возвращался к нему, называя «хулиганством». Умер от рака желудка в возрасте 69 лет.

Симфонизм Мясковского представляет собой индивидуальное направление в музыке. Выходит его стиль из традиций, преемственность осуществляется в прямом, позитивном виде, в тоже время композитор далеко выходит за пределы традиционного. Мясковский не пошел в сторону культивирования зрительно-красочных стимулов творчества (Стравинский, Крейн). Далеки были тенденции антиромантического направления с элементами неоклассицизма или урбанизма. Повышенная экспрессивность, эксцентрика, гротеск свойственные молодым Шостаковичу и Прокофьеву не имеет точек пересечения с системой Мясковского.

Симфонии Мясковского имеют много общих, типичных для автора свойств, и в то же время очень разнообразны. Большая часть симфоний – трехчастные, при чем доминирует в последних симфониях. Выбор формы не первичен – форма есть воплощение содержательного замысла.

В основе его композиций – рельефный тематизм. Это краткие, Импульсивные, стремительно развивающиеся темы (ГП); Пластичные протяжные мелодии; скерциозные, богатырские, колыбельные. Особый колорит музыке придают мрачные темы, разворачивающиеся как полифонические наслоения голосов (тема середины 2 части 5 симфонии). Темы медленных частей, побочных партий содержат все формы лирики (ариозные, песенные, декламационные, пасторальные).

Тематическое развитие симфоний основано на принципе тонального развития, функциональной гармонии. Характерная для музыки Мясковского терпкость вертикали возникает от скрытого мелодического движения голосов, насыщенных неаккордовыми звуками. Ладовых слух Мясковского тяготеет к низким ступеням или к игре ладовых разновидностей.

Оркестр Мясковского обладает и звуковой мощью, сочностью и изобретательностью в передаче нюансов, и мягкостью, и благородством тона. При ведущей роли струнных среди солирующих духовых композитор предпочитает кларнет.

27 симфония – самое гармоничное создание автора. Драматическое единство, два образа. Неразрывность, направленность процесса создается и тем, что тема 2 части не только интонационно родственна ПП 1 части – она продолжает интимное и волнующее высказывание ГП. Последнее, прощальное любование жизнью. Но даже уходя, композитор ощущает непрерывный бег жизни. Финал – смелая и человечная попытка заглянуть в день завтрашний, светлый. Симфония не была исполнена при жизни. А. Гаук торопил Мясковского дать ему партитуру, для расписки партий, на что композитор сказал «Ты сыграешь ее потом».

 

 


 

МЯСКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ 21

ПЛАН

1. Период творчества

2. Форма

3. Сроки создания

4. Пролог. Соло кларнета.

5. Структура сонатного аллегро

6. Побочная партия

7. Разработка

8. Реприза

КОНСПЕКТ

Образец творчества зрелого периода, фа-диез минор, одночастная. Аллегро, обрамленное медленными частями. Сонатная форма (Allegro ma non troppo) с прологом и эпилогом (по определению автора).

Сочинялась симфония всего несколько дней – с 28 мая по 10 июня 1940 г. В оркестровом виде была исполнена 1 июля.

Начинает повествование соло кларнета. В напевной теме слышится покой, задумчивость, светлая поэтичность, потаенная печаль. Тема кларнета незаметно переходит во вторую тему пролога, которую композитор называет главной. Она не контрастирует с темой вступления, однако звуковая ткань, наполняясь терпкими хроматизмами и подголосками, становится более насыщенной и напряженной. Главная тема интенсивно распевается, вбирает в себя и первую тему, звучащую в низком регистре одновременно с ярким подголоском в верхнем слое фактуры. Заключительная тема воспринимается обобщением развития в прологе.

Темы сонатного аллегро: волевая и ясная ГП, переходная (главная в прологе), лирическая побочная.

Тема побочной партии воспринимается как состояние редкой душевной чистоты. Ариозно-декламационный стиль мелодии, трепетный патетически-восторженный рост чувства, секвенционное развитие, волновой рисунок мелодии, зыбкость триольного дробления при подъеме (сравнение с Чайковским, но эмоции под контролем разума).

В сверхсжатой разработке эпизод на материале главной партии и встревоженное фугато воспринимаются лишь контрастным переходом к восторженному вознесению лирической темы.

В репризе после образа силы главной темы, побочная еще больше ограничена, сокрыта в душе, остается недопетой, вместо струнных – кларнет, сливается с эпилогом (контрапунктом двух тем пролога). Постепенно движение замедляется и растворяется. Кода на мотив вступления завершает развитие.

 



2019-07-03 2766 Обсуждений (0)
МЯСКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ 21 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: МЯСКОВСКИЙ. СИМФОНИЯ 21

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)