Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА СВИРИДОВА



2019-07-03 1876 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА СВИРИДОВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН

1. Атмосфера Курской губернии

2. Гражданская война

3. Музыкальное образование

4. Раннее творчество

5. Мобилизация

6. Вокальное творчество

7. «Сверхисторичность»

КОНСПЕКТ

Георгий Васильевич Свиридов — русский советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основопложников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна».

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории, замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества. Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы — заливными лугами, полями и перелесками. И тут же — трагедия гражданской войны.

В неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина — произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина).

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 — началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки Маяковского, Б. Пастернака, прозу Н. Гоголя, но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. — от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

Истоки творчества Свиридова находятся в русле фольклорных и индивидуальных традиций, основанных каждым из крупнейших представителей русской школы. Принадлежность художника к национальной культуре определяет и участие её в дальнейшем прогрессивном развитии.

Важная особенность свиридовского искусства — его «сверхисторичность». Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее. Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, включает в себя интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей. На этом фундаменте вырастает новый феномен, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке — является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом — творческий подвиг Свиридова. Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Музыкальная культура играет особую роль в национальной политике, в гармонизации межнациональных отношений. Средствами музыкального искусства культура призвана донести до сознания каждого, что Родина являет собой государство, имеющее исторические, социальные и духовные традиции, каждое культурное явление способствует воздействию на национально-культурное развитие человека. Внутренняя логика этого процесса обуславливается прежде всего преемственной связью в создании ценностей русской национальной культуры и приобщению каждого человека к этим ценностям.

 

 

   

СВИРИДОВ. КАНТАТА «КУРСКИЕ ПЕСНИ»

ПЛАН

1. Структура

2. Жанровая характеристика песен

3. Сюжетная линия

4. Идея произведения

5. Ладогармонические особенности

6. Особенности массовых сцен

7. Новизна подхода к народным песням

КОНСПЕКТ

«Курские песни» Георгия Свиридова – это кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, которая была написана в 1964 году. После многих обращений к поэтам, композитор обратился к народным старинным напевам Курского края, которые хранились в памяти народных певцов и певиц и передавались устно из поколения в поколение.

 Обратившись к сборнику песен Курской области, составленному фольклористом Рудневой, композитор отобрал для своего произведения семь песен. Его интересовала тема народной жизни, запечатлённая в старинных традиционных песнях, связанных с событиями жизни крестьянской Руси. Песни обрядового происхождения: «Жавороночек», «В городе звоны». Песни лирические: «Зелёный дубок», «Соловей мой смутный», трудовая покосная «Да купил Ванька себе косу», плясовая «За речкою, за быстрою».

Отдельные песни цикла не связаны между собой сюжетно, но из их соотношения непроизвольно выстроился сюжет: девушка мечтает о любви, о «милом дружке», затем – ликующее прославление светлого весеннего праздника Пасхи, сцена благословления невесты, обрядовый хоровод подруг невесты, осуждение народом вероломного Ваньки. После лирического интермеццо всё уносится в буйном вихре безудержного народного веселья.

Проходит через кантату и другая линия — раздумье о судьбе русской женщины, о ее прекрасной душе, о ее возвышенном этическом облике. Картины быта и природы сливаются с этим глубоко человечным образом. 

Из семи песен четыре объединены таким признаком, как древний тетрахорд из целых тонов, придающий звучанию песен черты лидийского мажора. Так, в первой песне «Зелёный дубок» Свиридов ни разу не выходит за пределы этого лада, и мелодия, и колоритные аккорды аккомпанемента, расположенные в разных регистрах, основаны только на этих четырёх звуках (Пример). Но эта архаическая ограниченность воспринимается как лаконизм выразительных средств, а хоровое одноголосие словно имитирует сольное пение. Заменяя солистку хором, композитор словно стремится показать, что об этом мечтали, пели, поют и будут петь многие девушки.

В песне «В городе звоны» Свиридов сосредотачивает всю выразительность в басовой мелодии с её древним звукорядом в пределах тритона, сводя её к строгому одноголосию. Она словно плывёт на фоне одиноко тянущегося басового звука, который создаёт впечатление отдалённого колокольного звона. Этими средствами композитор порождает у слушателя иллюзию таинственного семейного обряда: мать молится о счастье дочери, а затем благословляет её идти под венец (Пример). 

Три массовые сцены кантаты ( «Ты воспой, жавороночек», «Да купил Ванька себе косу», «За речкою, за быстрою») отличаются динамичностью, сочностью красок и жизненной силой образов. Четырёхголосие композитор фактически сводит к простейшему двухголосию, попарно дублируемому в октаву, а иногда даже к одноголосию, в котором участвуют все голоса хора и оркестр, например, вторая песня (Пример). При отчётливой слуховой опоре на тональность B dur, в песне ни разу не употребляется звук «ми бемоль», что создаёт пластичный переход в последующих частях кантаты к одноимённому лидийскому мажору.

Образ строгого ритуального действа, обряда воплощён в песне «Ой, горе, горе лебёдоньку». И в ритмике лёгкого аккордового аккомпанемента, и в квартовых ходах мелодии, и в тянущихся октавах главного выдержанного тона «ре», и в плагальности гармонии создана картина неторопливого девичьего хоровода.  

 «Курские песни» знаменуют собой начало нового периода творчества Свиридова, более того — нового важного течения во всей русской музыке. Их новизна — в подходе к народным песням не как к сюите фольклорных обработок, а некоему целому, пронизанному одной мыслью. Представляющие по внешним признакам обработки народных песен, части кантаты на деле являются самостоятельными композиторскими произведениями. 

Свиридов не пытается точно воспроизвести народные песни. Он обращается с ними свободно, а подчас произвольно и становится как бы соучастником воспроизведения песен, распевая их, создавая в ряде случаев свой вариант, но не нарушая их стилистику, раскрывает их внутреннюю красоту. Взяв за основу необычные звукоряды народных песен, построенные на целотонных тетрахордах, Свиридов создал своеобразные ладогармонические и фонические краски, позволяющие нарисовать атмосферу старинного народного быта. 


 



2019-07-03 1876 Обсуждений (0)
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА СВИРИДОВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА СВИРИДОВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)