Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ШОСТАКОВИЧА



2019-07-03 2687 Обсуждений (0)
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ШОСТАКОВИЧА 5.00 из 5.00 3 оценки




ПЛАН

1. Летопись нашего времени

2. Этапы творчества

3. Тематика

4. Типы симфонизма

5. Особенности логики развития. Использованные формы

6. Трактовка сонатной формы

7. Особенности музыкального языка

8. Оркестровое мышление

9. Модификация жанров

10.

КОНСПЕКТ

Пятнадцать симфоний Шостаковича – пятнадцать глав летописи нашего времени. Симфонизм Дмитрия Дмитриевича находился в непрекращающемся движении. От симфонии к симфонии изменяются и структура цикла, и его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы. Вместе с обновлением драматургических закономерностей обновляется образное содержание, интонационный состав тематизма, функции различных музыкально-выразительных средств и приемов. То и другое отражает как изменения в художественном миросозерцании композитора, так и общие процессы социально-исторического и художественного развития. Композитор и время – вот одна из стержневых проблем, возникающих в связи с симфонизмом Шостаковича, ибо симфония была для него областью самых глубоких размышлений о действительности, о человеке.

Опорными точками являются 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11 симфонии. В развитии симфонического творчества Шостаковича можно выделить 3 этапа: 1-4, 5-10, 11-15 симфонии.

Симфония – размышления о человеке и действительности. Шостакович – художник трагического плана. Симфоническое мышление раскрывается через различные типы музыкальной драматургии, то есть через систему взаимодействия развивающихся образов, конфликтных или контрастных. Различные типы музыкальной драматургии – драматический, лирический, жанровый, эпический и т. д. – тесно взаимодействуют между собой.

Шостакович синтезировал различные исторические типы симфонизма, доминантным из которых у него является лирикодраматический симфонизм при влиянии эпического.  

Музыка Шостаковича, воплощающая драматические образы, редко начинается с подвижного изложения. Отсюда проистекает обилие медленных темпов в первых частях цикла, темповые контрасты, отражающие индивидуальные особенности симфонического мышления композитора. Драматизм накапливается исподволь, постепенно, последовательно за счет выявления потенциальных возможностей образа, нередко противоположных его первоначальному характеру

Симфонизму Шостаковича свойственна особая логика развития, стройность и рельефность композиционного плана, гибкость композиционных решений. В его симфониях, помимо таких форм, как сонатная, сложная трехчастная или рондо, встречаются вариации на basso ostinato (Восьмая симфония), инструментальный речитатив-импровизация (Девятая симфония), а также своеобразная монументальная трехфазная композиция (финал Седьмой).

Сонатность трактуется Шостаковичем различно, в зависимости от той роли, которую она призвана сыграть в драматургии цикла. В сонатной форме, как правило, написаны первые части. Новаторски трактует Шостакович соотношение разделов сонатной формы, выдвигая новые закономерности их функций. Особой значительностью отличается экспозиция, которая у него выступает как сфера близких по характеру образов, связанных с состояниями сосредоточенного раздумья или моментами тонкой, возвышенной лирики. Композитор зачастую снимает ладовый контраст между главной и побочной партиями, подчеркивая при этом различие тематизма, приемы развития. Непрерывность развертывания музыки, гибкость переходов создает во многих случаях отсутствие специальной связующей и заключительной партии. Нередко контраст возникает именно на стыке между экспозицией и разработкой и ассоциируется с вторжением злых сил (так называемое «укрупнение конфликта»).

Для разработок Шостаковича характерна значительность масштабов, острый драматизм. Внезапное вторжение новых образов и состояний создает ощущение резкого «перелома» действия и раскрывает связь симфонического жанра с драматическим искусством. Разработка приводит, как правило, к ускорению темпа и значительному переосмыслению образов экспозиции и связана с возникновением моторных жанров, с применением жанрово-образной трансформации тем.

Динамизация репризы у Шостаковича отличается от реприз симфоний Чайковского и Бетховена. Она означает не обогащение первоначальных, экспозиционных образов, а их кардинальное изменение. Постепенный спад движения продолжается и в коде, сопровождаясь затуханием звучности. Конфликт не исчерпан.

Для музыкального языка характерна полифоничность, длительные мелодические развертывания, часто из единого интонационного зерна (как отражение постепенного развертывания внутреннего конфликта), ладовое переосмысление тем (1 часть 7 симфонии). Исключительно разноообразна ладо-гармоническая сфера. Композитор использует выразительность минорного лада с пониженными ступенями, малых и уменьшенных интервалов. Применяются также полиладовость и поли- и атональность, хроматическая тональность, полистилистика.

Самобытное оркестровое мышление, в частности, ведет к использованию солирующего фортепиано, литавр, важной роли сольных эпизодов трубы, фагота, кларнета, гобоя, скрипки.

Особую роль, начиная с 4 симфонии, играет гротескная модификация моторных жанров: марша, польки, галопа. При этом Шостакович пользуется как жанровообобщенными, так и жанрово-конкретными темами.

Симфонизм Шостаковича находился в постоянном движении. Это объясняется изменением образного содержания, отражающего изменения в миросозерцании композитора, его отклик на события современности. От симфонии к симфонии изменяются и структура цикла, его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы. Обновляется интонационный состав тематизма, музыкально – выразительные средства.

До конца своих дней Шостакович продолжал творить сочинения, различные и по концепции, и по методам ее воплощения. Однако когда жизненный и творческий путь композитора завершился, стало очевидно: он создал единый органичный стиль, важнейшей гранью которого была многосоставность. Подобно Мусоргскому, Малеру и Достоевскому, Шостакович мучился страданиями своих современников и в музыке обобщал магические знаки окружающей жизни.




2019-07-03 2687 Обсуждений (0)
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ШОСТАКОВИЧА 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ШОСТАКОВИЧА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)