Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТРАВИНСКОГО



2019-07-03 690 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТРАВИНСКОГО 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН

1. Место рождения

2. Музыкальная семья

3. Русские сезоны

4. Знакомства

5. Эмиграция в Европу

6. Переезд в США

7. Русский период

8. Неоклассический период

9. Серийный период

КОНСПЕКТ

Игорь Фёдорович Стравинский — русский композитор. Гражданин Франции (1934) и США (1945). Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Музыку Стравинского отличает стилистическое многообразие: в первом периоде творчества (наиболее репертуарные его сочинения) она несёт яркий отпечаток русской культурной традиции. Стилистика позднейших сочинений выдаёт, среди прочего, влияние неоклассицизма и додекафонии Новой венской школы.

Игорь Стравинский родился под Петербургом. Его отец —, была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Ф. М. Достоевский.

Брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова. Под его руководством были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». В эти годы Стравинский неоднократно ездил в Париж, познакомился с Дебюсси и Сати.

В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию, затем во Францию. Стравинский оставался во Франции до 1940 года.

Позже Стравинский вспоминал парижские годы как самое несчастливое время его жизни. В 1938 умерла его старшая дочь Людмила, в 1939 года его жена и его мать.

В связи с начавшейся войной Стравинский принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелесе. В 1945 году он получил американское гражданство.

На протяжении десятилетий Стравинский активно гастролировал как дирижёр (преимущественно собственных сочинений) в Европе и США.

Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде. Стравинский умер 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности.

Стравинский работал практически во всех современных ему жанрах. В его творческом наследии оперы, балеты, симфонии, кантаты и оратории, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная и вокальная музыка. Творческую карьеру Стравинского подразделяют на три периода — русский, неоклассический и серийный.

Первый этап музыкальной карьеры Стравинского отсчитывается от написания оркестровой фантазии «Фейерверк» и включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева. Все они рассчитаны на большой оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы. В них также явственно прослеживается развитие стилистических особенностей — от «Жар-птицы», основанной на ярко выраженных свободных диатонических созвучиях, через политональность «Петрушки», к нарочито грубым проявлениям полиритмии и диссонанса, которые заметны в «Весне священной». Помимо перечисленных выше произведений, к данному периоду в творчестве Стравинского относят оперу «Соловей» (1916) и три сочинения для музыкального театра — «История солдата» (1918), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916), «Свадебка» (1923), каждое из которых имеет (в виде подзаголовка) уникальное авторское обозначение жанра.

«Русское» в музыке Стравинского, наиболее заметное в использовании им характерных особенностей жанров крестьянского и городского фольклора (как в песенных сборниках «Прибаутки» и «Кошачьи колыбельные», в «Свадебке», в «Петрушке») — мелодики, гармонии, ритмики, фактуры и т.д. — не ограничивается опусами так называемого русского периода. Явные и латентные отголоски «русского» находятся во многих сочинениях «неоклассического» периода

Первым неоклассическим сочинением Стравинского стал балет с пением «Пульчинелла» (1920), где композитор опирался на музыку итальянских композиторов XVIII века, особенно Дж. Перголези, а собственную музыку (гармонию, ритм, оркестровку) явным образом стилизовал в манере классицизма. В гораздо большей степени индивидуальность Стравинского проявила себя в камерной опере «Мавра» (1922); по этой причине некоторые музыковеды считают именно «Мавру» рубежным произведением, завершающим русский и начинающим «неоклассический» период творчества Стравинского.

В 1950-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийную технику. Первые эксперименты с серийной техникой прослеживаются в небольших композициях 1952—1953 годов «Кантата», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира». Впоследствии композитор использовал серийную технику в своих сочинениях «Агон» (1957), «Плач пророка Иеремии» (1958), «Проповедь, притча и молитва».

СТРАВИНСКИЙ. БАЛЕТ «ПЕТРУШКА»

ПЛАН

1. Русский период творчества

2. История создания. «Учиться России»

3. Структура

4. Драматургия

5. 1 картина

6. 2 и 3 картина

7. Особенности изложения народных песен 4 картина

8. Музыкальный язык

КОНСПЕКТ

Балет Игоря Стравинского «Петрушка» («Потешные сцены в четырёх картинах»), который Александр Бенуа назвал «балетом-улицей», был написан в ранний, русский период творчества композитора и является одним из ярчайших его произведений.

В балете «Петрушка», по-видимому, нашли отражение впечатления юного Стравинского, когда молодых «барчуков» водили в масленичную неделю на Марсово поле старого Петербурга «учиться России». Неслучайно, поэтому, атмосфера гулянья, образ многоцветной, пёстрой, гудящей и гомонящей толпы – важнейший в балете. Это один из полюсов его драматургии.

Инициатива исходила от Стравинского, он хотел создать оркестровое произведение, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, завязывается схватка между роялем и оркестром, которая, в конце концов, завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна.

Композитор показал музыку Сергею Дягилеву. Тот одобрил и предложил сделать целый балет о Петрушке, подключив к делу Александра Бенуа не только в качестве художника, но и сценариста. Дягилев знал восторженное отношение Бенуа к петербургской «старине», к балаганам и ярмарочным гуляниям. Хотя записанный текст хода действия принадлежит Бенуа, соавторы договорились считать сценарий совместным, причем вопреки алфавиту первым писать Стравинского. «За это» композитор посвятил партитуру «Петрушки» Бенуа.

Четыре картины балета образуют чёткую симметрию: две крайние - жанровые, уличные и две средние – интерьерные. В I картине даётся экспозиция действующих сил: пёстрый гомон масленичного гулянья воплощён в «гармошечном наигрыше», который даёт ощущение непрерывного жизненного потока. В основе этого примитивного наигрыша — чередование трезвучий мажорной тоники и II ступени (Пример). В «недрах» гармошечных звучаний рождается примитивный наигрыш, близкий к теме старинной волочебной песни «Далалынь, далалынь, по яиченьку» (Пример). Стравинский стремится музыкально воплотить целостный образ масленичного гулянья через отдельную тему. Приемы изложения: имитация и контрапункт. Развитие темы состоит их 2х этапов. Первое изложение темы объединяет в себе черты мелодической имитации и ритмического контрапункта. Стравинский проводит тему песни у фаготов, виолончелей и контрабасов, сохраняя в точности ритмический рисунок подлинного напева. Второе изложение темы происходит в фактуре параллельных аккордов, причем, и темброво и фактурно ясно намечены два слоя: фактура параллельных аккордов у медных и параллельных аккордов у струнных. Сохраняя эту фактуру, Стравинский демонстрирует новый тип многосоставной гармонии, которая совмещает в единой вертикали аккорды различного функционального значения. Поскольку в народных сценах балета запечатлён по существу один образ праздничной улицы, то практически все темы развиваются по такому принципу.

 Главный эпизод I картины – соревнование двух танцовщиц и уличных музыкантов, играющих на шарманке. Наложение двух «жалостливых» уличных напевов – «Под вечер осенью ненастной» и «Чудный месяц плывёт над рекою» имитирует фальшивую механическую музыку бродячих комедиантов. И огромную роль в создании этого эффекта играет изобретательная инструментовка композитора (деревянные, челеста, колокольчики), а также сочные политональные краски, полиметрия. Всё это рождает удивительную по сочности колорита звуковую картину с одной стороны, предельно знакомую, но в то же время необычайно свежую. В сцене фокуса куклы, которых оживляет фокусник, танцуют «Русскую». В основе темы – озорной, несколько угловатый плясовой наигрыш, напоминающий песню «Ай, во поле липонька», который гармонизуется параллельными секстаккордами, звучащими на выдержанной доминантовой гармонии. Звучность темы уже носит тот особенный токкатный и акцентно «колкий» характер, тот своеобразный сухой колорит, который станет характерным для более поздних сочинений композитора (Пример). 

Из сферы интимной драмы в II и III картинах IV картина вновь переводит музыку на широкое пространство, на вольный воздух: «Народные гулянья на Масленой под вечер». В центре её лежит ряд танцевально-жанровых или характерных эпизодов, т.е. сюита. Рисуя праздничную толпу, Стравинский использует мелодии известных народных песен. Танец кормилиц: «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», «Во пиру была». Но эти темы даны в гротескном плане, они получают иронически-пародийное освещение. Так, например, мелодия песни «Ах вы, сени» проходит параллельными тритонами; песня «Во пиру была» прерывается тяжеловесным «уханьем» медных духовых инструментов. Несомненно, что в «Петрушке» Стравинского изображена гуляющая нетрезвая толпа. Интересно, как Стравинский компонует здесь пляски: он идёт не от мелодии, непрерывно льющейся, которую остаётся только гармонизовать, а от характерного непрерывно звенящего, гудящего ритмофона. Мотивы же словно прорезают этот фон, вступая импровизационно, время от времени. Так, сначала у солирующего гобоя на слабых долях такта возникают отдельные интонационно и структурно расчленённые мелодические обороты первой песни. Второй мотив с характерной интонацией восходящей кварты повторяется дважды, словно призывая к вниманию (Пример). Но уже в следующее мгновение эти мотивы снова тонут в общем звучании гармошечно-балалаечного фона. Затем в ярких тембровых сопоставлениях остро звучащих секунд флейты-пикколо и дребезжащих репетиций трубы угадываются знакомые черты песни «Ах вы, сени». В заключении сцены обе темы соединяются вместе. На смену купцу, танцующему с цыганками, выступают кучера и конюхи. Их грубо топочущий пляс, построенный на одной из интонаций песни «По улице мостовой», - натиск дикой и буйной силы, затем он соединяется с плясовыми темами кормилиц. Это динамический центр всего плясового действа балета. Стравинский добивается от оркестра стихийно звенящей и гудящей звучности, которая неуклонно нарастает.   

Музыка «Петрушки» представляет собой новое слово в музыкальном искусстве. Композитор нашёл русское и бытовое в обычной уличной городской музыке, не побоявшись художественно оформить всем близкие и знакомые напевы. Обрамляющий балет массовые сцены выполняют двоякую драматургическую функцию. Это одновременно и фон, на котором разыгрывается драма Петрушки и необходимый элемент художественного замысла. Музыкальный язык балета, наряду с усложнением гармонии, фактуры, отмечен нарочитой примитивностью некоторых приемов. Мелодии зачастую разорванные, клочковатые, с преобладанием речитативных мотивов, коротких попевок и наигрышей. Изложение порой приобретает импровизационный характер. Гармония то подчеркнуто упрощенная, то жесткая, «колючая». Часто встречаются диссонирующие параллелизмы — движение параллельными секундами, септимами, а также различные гармонические наслоения. Ритм капризный, прихотливый, нередко доминирует над мелодией, встречается и полиритмия. 


 



2019-07-03 690 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТРАВИНСКОГО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СТРАВИНСКОГО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)