Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЖ. ГЕРШВИНА



2019-07-03 1217 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЖ. ГЕРШВИНА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ПЛАН

1. Происхождение, место рождения

2. Занятия музыкой

3. Первый успех

4. Болезнь и смерть

КОНСПЕКТ

Американский композитор и пианист. Джаз, блюз, классическая инструментальная музыка, опера. Музыка к 40 спектаклям, 2 оперы,

1898 год. Настоящее имя – Яков. Семья еврейских эмигрантов из Одессы. Занимался на фортепиано брата с 12 лет, занимался сам. ЧАРЛЬЗ ХАМБИЦЕР. С 16 лет работал в магазине музыкантом-рекламистом. 18 лет – дебют на Бродвее.

Занятия композицией и инструментовкой с М. Равелем, И. Стравинским, А. Шенбергом. Уроки игры на фортепиано у Э. Хатчесона. Посещение Европы в 1928 г. и встречи с М. Равелем, Д. Мийо, Ж. Ориком, Ф. Пуленком, С. Прокофьевым во Франции, Э. Кшенеком, А. Бергом, Ф. Легаром, И. Кальманом в Вене.

В 1924 году Гершвин создал мюзикл Lady, Be Good, который стал первым настоящим успехом композитора на Бродвее. В этой постановке Гершвин впервые работал со своим братом Айрой Гершвином, который писал все тексты. Следующее десятилетие этот творческий союз был самым продуктивным и востребованным на Бродвее. Of Thee I Sing (1931) – Пулитцеровская премия (1932), впервые присуждённую музыкальной постановке.

Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Порги и Бесс» (1935), поставленная по роману Дюбоса Хейворда.

В 1937 году диагностирована опухоль головного мозга. Скончался 11 июля 1937 года на операционном столе. Не дожил до 39 лет.


ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ХАЧАТУРЯНА

ПЛАН

1. Место рождения. Атмосфера

2. Семья

3. Переезд в Москву

4. Общение

5. Годы войны. Союз композиторов.

6. Послевоенное время. Общественная деятельность.

7. Значение творчества

КОНСПЕКТ

Советский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, педагог. Играл на фортепиано, скрипке, виолончели. 3 балета, 3 симфонии, 6 концертов, вокальная, хоровая, инструментальная, музыка к кинофильмам и театральным постановкам, музыка Государственного гимна Армянской ССР.

Родился в 1903 году. Армянская семья, Тифлис. Родители не одобряли увлечения. Многоязычная атмосфера, инструментальные ансамбли сазандаров, быт народа, обряды и праздники, звучание армянских, азербайджанских и грузинских напевов.

18 лет – Москва (брат Сурен-режиссер), бросает биофак, поступает в Гнесинское муз.училище на виолончель, затем на композицию в консерваторию к Гнесину, Мясковскому.

Дом культуры Советской Армении. Сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. Общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским).

После окончания консерватории много и упорно работает над новыми сочинениями, обращается к различным жанрам, принимает активное участие в общественно-музыкальной жизни страны.

В 1940 году создает свой скрипичный концерт, в войну активизирует работу Союза композиторов, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Из крупных произведений – балет «Гаянэ».

С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. Преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных.

Является автором ряда статей по вопросам музыкального искусства: «Как я понимаю народность в музыке», «О творческой смелости и вдохновении», «Радость творчества».

Одно из главнейших произведений послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 г.

С первых же послевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельность Хачатуряна. Побывал во многих странах мира, концерты сочетал с беседами, докладами о советской музыкальной культуре, что укрепляло дружбу СССР с другими странами.

Приобщил монодическую культуру Востока к многоголосию, к жанрам и формам, сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка. Метод импровизационности, восточная темброво-гармоническая красочность повлияли на европейских композиторов. Плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.


ХАЧАТУРЯН. СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ

 

ПЛАН

1. Объединение культур

2. Общая характеристика.

3. Структура

4. 1 часть

5. 2 часть

6. Финал

7. Ладотональные, ритмические, мелодические особенности

 

КОНСПЕКТ

В жизнеутверждающих и ярких образах концерта нашли свое отражение картины жизни Армении. В концерте не использованы подлинные армянские народные напевы, однако вся его мелодика, ладово-интонационный строй, гармония являются органическим претворением родной Хачатуряну армянской народной песенности. Испытав благотворное влияние традиций русского классического концерта и русского симфонизма, Концерт чрезвычайно виртуозен, но виртуозность раскрывает образность музыки, ее жизнеутверждающие, праздничные картины. Концерт состоит из трех частей, где крайние части быстрые, стремительные, характеризующие жизнь армянского народа, а средняя – медленная лирическая, выражающая думы, размышления о родной земле.

Короткое оркестровое вступление захватывает слушателя своей энергией и напористостью, вводит в сферу активного действия. Напряженно и остро звучащий нисходящий ход по звукам разложенного септаккорда и несколько аккордов оркестра подводят к Г.П. ГП имеет народно-танцевальный облик, поручена солирующей скрипке. Приём упорного «подчеркивания» одного и того же звука, быстрое кружение вокруг него характерны для музыки народов Закавказья. Воспроизводится звучание народных инструментов (Пример). Многократно повторяется короткая попевка, но повышение верхнего звука при постоянной опоре на один и тот же нижний звук постепенно расширяет ее диапазон, даёт ощущение роста, нагнетания.

Побочная партия контрастирует с главной. Это лирический песенный образ с чертами плавного, медленного, томного танца. Мелодия темы песенна, с длительным, напряженным развитием в отличие от главной партии, где развитие происходит путем многократных повторов коротких попевок. Ладотонально она неустойчива в отличие от ясного ре минора главной партии. Движение замедленное. Но и здесь доминирует один мотив, что придает музыке интонационное единство. В побочной партии используется ряд приемов, употребляющихся в армянской и грузинской народной музыке: это многократно повторяющийся упор на один звук, орнаментика, хроматизмы, прихотливая ритмика. Черты импровизационности близки пению ашугов. Лишь постоянные синкопы в оркестре вносят момент ритмической организации в эту свободно парящую, лишённую четких цезур мелодию.

II часть – это «песня без слов». В ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь к своему народу, к природе Кавказа. Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Задумчивое, несколько хмурое вступление ко второй части напоминает наигрыш-импровизацию ашуга перед песней. Солирующие фагот, а затем кларнет подражают звучанию народного инструмента дудука. Нежная и мечтательная основная тема появляется на фоне легкого вальсового сопровождения оркестра у солирующей скрипки. (Пример). Интонации томления придают ей характерный восточный оттенок. Наряду с обилием хроматизмов, орнаментикой, ладовой переменностью, наличием увеличенной секунды, национальный характер музыки подчеркнут много раз повторяющейся короткой попевкой с мелодическим упором на один звук.

Финал концерта – это яркая картина народного праздника. Всё полно движения, устремлённости, энергии, огня, радостного воодушевления. Музыка носит танцевальный характер, причём, постепенно движение становится более стремительным, как будто в танец вовлекается всё больший круг людей. Оркестровое вступление не имеет еще оформленной мелодической темы. Оно устанавливает ту ритмическую танцевальную основу, которая пронизывает всю часть. Диссонирующие аккордовые звучания имитируют ударные инструменты, подчеркивающие этот ритм. Вступает скрипка с основной плясовой темой, которая является рефреном финала (Пример).

1. Композитор не цитирует народные мелодии, но темы концерта близки протяжным, задорным, хороводным народным песням народов Кавказа. Мелодии пластичны, заражающее эмоциональны и ярко национальны, ритмы всюду рождены самобытностью кавказских танцев и инструментальных наигрышей;

2. Импровизационный характер мелодий, идущий от творчества народных певцов – ашугов и свободное их развитие.

3. Разнообразие ритмических рисунков, обилие органных пунктов, часто меняющиеся синкопированные акценты, использование полиритмических эффектов;

4. К ладовым особенностям концерта можно отнести использование элементов народных ладов, в частности, фригийского, а также ладовой переменности, что характерно для музыки народов Закавказья;

5. Имитация народных инструментов: струнных (кеманчо и тара), духового (дудук).


 



2019-07-03 1217 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЖ. ГЕРШВИНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЖ. ГЕРШВИНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)